«Мадемуазель Нитуш» в Национальной оперетте
Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины Богдан Струтинский |
26 декабря 2013 года в Национальной оперетте Украины состоится премьера спектакля «Мадемуазель Нитуш» Флоримона Эрве. Премьера обещает стать ярким событием зимнего театрального сезона, особенно с учетом того, что спектакль ставится к 130-летию со дня первой его премьеры в театре Варьете в 1883 году.
Художественный руководитель Национальной оперетты Украины, заслуженный деятель искусств Украины Богдан Струтинский специально для FaceNews рассказал о том, как создавался спектакль.
Мадемуазель Нитуш |
Для Национальной оперетты – это первая постановка «Мадемуазель Нитуш»?
Согласно нашим архивным данным – действительно впервые. Хотя «Мадемуазель Нитуш» хорошо известна украинскому зрителю во многих редакциях. Вспомните, хотя бы фильм, снятый еще в советские времена, который назывался «Небесные ласточки».
Как родилась идея поставить именно этот спектакль?
В последнее время мы поставили много мюзиклов, и поэтому захотелось вернуться к классической оперетте. А поскольку в репертуаре театра много классиков этого жанра – Кальман, Штраус – было решено взять что-то новое, свежее. И мы обратились к основоположникам жанра – Оффенбаху и Эрве.И либретто, и партитура «Мадемуазель Нитуш» у нас значительно отредактированы и даже сделаны аранжировки на тему самого Эрве. Музыка этого композитора требует камерности, некой кулуарности. А поскольку мы делаем большой спектакль, потребовалось ввести современные вкрапления. Я и сам вначале до конца не представлял: думал, что это будет компактная, не очень большая постановка. А получается огромнейшее полотно!
Репетиция "Мадемуазель Нитуш". На сцене - Соломия Приймак и Сергей Яцук |
Каким вам, как режиссеру, увиделся сюжет, позволивший сделать различного рода аранжировки и трансформации?
Сюжет буквально наталкивает на понимание того, что в нем присутствует много превращений. Главная героиня Дениза – воспитанница пансиона при монастыре «Небесные ласточки». При этом она предстает то послушной набожной ученицей, то шаловливым мальчуганом, то актрисой театра. Представляете, какие три противоречивые стихии присутствуют как в образе героини, так и в сюжете спектакля в целом? Женский монастырь, солдатская казарма, театр – принципиально противоположные среды обитания. И среди этого всего – Дениза, все время меняющая образы и маски. Да, она обманывает окружающих. Но, представляете, какие в этом образе вихри и бури? И его глубинное понимание, переосмысление наталкивают на мысли о том, что со всем, что происходит в спектакле, мы ежедневно сталкиваемся на каждом шагу. И в политике мы видим такую же игру – все время меняются маски, образы, слова, поведение. Обычный, казалось бы, сюжет легкой и веселой французской оперетты оказался современным и актуальным. Именно поэтому у меня возник номер, как некий месседж о лжи, который был введен в спектакль. Впрочем, я не стану забегать вперед и, думаю, зрителю будет тем интереснее посмотреть спектакль, нежели услышать о нем.
Репетиция спектакля. На сцене - Соломия Приймак и Оксана Прасолова |
А не получится ли так, что современная трактовка несколько преобразит спектакль в не совсем, скажем так, привычном понимании?
Введение новшеств в даже самое банальное произведение превращает его в актуальное и, тем самым, более интересное. Классика не является исключением. Трансформируя и актуализируя, но, не разрушая основную канву, замысел автора, мы обогащаем произведение. Мне, как режиссеру, всегда был интересен именно такой путь – поиска и трансформаций. Я с интересом наблюдаю за тем, как аранжируют известные произведения другие режиссеры. Главное – создать целостную, законченную картину – спектакль, который будет созвучен и со временем его первичного создания и со временем, в котором осуществилась его постановка.
Репетиция спектакля. На сцене - заслуженная артистка Украины Ирина Беспалова-Примак и заслуженный артист Украины Сергей Бондаренко |
В подобном подходе чувствуется некоторая революционность…
Мне всегда был близок политический театр. Я чувствую тягу к этому жанру. Возьмите ту же «Трехгрошовую оперу» Брехта. Сколько это произведение претерпело всевозможных по своему революционному замыслу постановок, которые вызывали шквал споров? И далеко не все соглашались с видением режиссера. Да и я считаю, что не все из них были удачными. Но, отказываться от поисков только потому, что это может не понравиться публике или оказаться не на должном уровне? Конечно, подход к постановкам в театре всегда должен быть ответственным. Нельзя за час до спектакля взять и, что-то быстро придумав, воплотить. Это не студия или школа, в которой возможны мгновенные перевоплощения, быстрые импровизации. Поэтому я всегда осторожно отношусь к переформатированию. Но и не отказываюсь от него. В спектакле «Труффальдино из Бергамо», над созданием которого мы сейчас работаем, действие, в лучших традициях уличных театров, начинается не в зале, а перед театром, и в него косвенно вовлекаются не только зрители, а и случайные прохожие.
Репетиция спектакля. На сцене - Соломия Приймак и Арсен Курбанов |
Удалось ли вам воплотить все ваши замыслы в новом спектакле «Мадемуазель Нитуш»?
Как говорил мой учитель, известный режиссер Лесь Танюк, если вам удалось воплощение 3% задуманного – это уже будет гениальной реализацией. Конечно, многие вещи не удались. Но есть еще достаточно времени, чтобы сделать хороший спектакль. Очень многое зависит и от актеров. Освоение той же игры на арфе или ударных инструментах – достаточно сложное задание с учетом того, что человек прежде никогда этим не занимался и на все про все есть не больше недели. Вот теперь актеры вечерами в свободное от работы время этим и занимаются. А по-другому в театре и не получится. Это моментально чувствуется и зрителя не обмануть.
Не слишком ли это сложно для актеров? Не сопротивляются ли, не ропщут?
Актер – это такая хитрая натура (улыбается)! Если он прочувствует реальную необходимость для успешной реализации творческого процесса, он будет многое делать, обучаться даже чему-то более сложному, чем освоение игры на арфе. И не сомневайтесь, успешно с этим справится. Главное – чтобы это послужило общей задаче, позволило в полной мере реализовать его способности и таланты. А режиссер – это своеобразный сталкер, который определяет концепцию и ведет за собой актеров. А вот уже дальше каждый артист должен сам раскрыться, проявить себя. И в этом его предназначение. Я не отнимаю у актеров право на собственное видение образа или роли.
Репетиция спектакля. На сцене - заслуженный артист Украины Сергей Бондаренко и Сергей Яцук |
Сегодня в кассах нет билетов на «Мадемуазель Нитуш» и желающие его увидеть смогут сделать это только 24, 25 и 31 января…
Эти спектакли также считаются премьерными. Мы еще не делали открытой рекламы, но, тем не менее, вы сами можете убедиться в огромном интересе к премьере.
Может быть, это случилось потому, что в репертуаре не так много премьер?
Каждый руководитель хотел бы увеличивать количество премьер. Но, в условиях, когда ни у одного театра нет постоянного спонсора, а в спектаклях бывает задействовано очень много артистов – более 100, сделать новую постановку очень не просто, прежде всего, с финансовой точки зрения. В «Мадемуазель Нитуш» задействовано относительно мало – вместе с кордебалетом – не более 70 человек. Более того, у спектакля есть спонсор – банк «Credit Agricole». И хотя я очень заинтересован в новых постановках, не всегда это зависит от меня. Но для одного коллектива наша деятельность и без того насыщенна. Не забывайте, что помимо спектаклей у нас очень большая концертная деятельность. Это сложно представить, но в этом году у нас 10 совершенно разных тематических концертов.
Мадемуазель Нитуш |