xcounter
Calendar Icon

Чем закончится «газовая дружба» России и Китая

26.05.2014 12:33

Строительство газопровода из России в Китай - не спасение российской экономики, а крупнейшая афера. Гражданам РФ не следует удивляться повышению тарифов на газ внутри страны – надо же «Газпрому» как-то покрывать убытки от «сделки века». И надо же что-то «наварить» друзьям российского Президента – Зияду Манасиру и Аркадию Ротенбергу.

Владимир Путин на подписании газовых соглашений в Китае
Владимир Путин на подписании газовых соглашений в Китае

Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук оценил факт подписания газового контракта между российским «Газпромом» и китайской CNPC как «китайский капкан», в который угодила Украина. Аргументов – два. Первый - Европу после состоявшегося «шанхайского кошмара» начнут больше беспокоить собственные трудности (прежде всего, цена на газ, которую невозможно будет «сбить»), а вовсе не проблемы Украины и ее газового должника «Нафтогаза». Второй аргумент - $20 млрд газовых инвестиций плюс $25 млрд аванса от Китая позволят российскому монополисту начать строительство «Южного потока» без помощи Евросоюза, что в итоге чревато для Украины потерей части транзита в объеме 40-50 млрд кубометров.

Не оспаривая тезисы украинского аналитика, отметим все же, что самым большим капканом этой «сделке века», вовсю распиаренной прокремлевскими СМИ, предстоит стать для самой России. Поскольку, вопреки мантрам об успехе и отсутствии в подписанном соглашении политики, последней здесь куда больше чем экономики.

По пути «путиномики»

Есть что-то мистическое в любви Владимира Путина к гигантомании. «Это будет самая большая на ближайшие четыре года стройка в мире, без всякого преувеличения», - с гордостью заявил хозяин Кремля в Шанхае, имея в виду обустройство газовых месторождений, развитие инфраструктуры, сооружение трубопровода, по которому будут транспортировать газ в «Поднебесную». Ну в самом деле: 400-миллиардный долларовый контракт, сроком на 30 лет. 38 млрд кубов газа ежегодно по достижению пика. $55 млрд инвестиций со стороны России и 20 – со стороны КНР.

Цена за тысячу кубов держалась в секрете, что, по словам Михаила Корчемкина, гендиректора East European Gas Analysis, нормальная практика для «Газпрома», который не делает тайны лишь в отношении контрактов с Киевом, поскольку все это рано или поздно становится достоянием украинских СМИ. Предположения по Китаю колебались в вилке $350-400 за тысячу кубов. Пока глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев не озвучил собственной оценки (видимо, основанной на посвященности чиновника в «тайны газпромовского двора»): все же $350.  

Выгодно это или нет? Те, кто привык славить успехи путинской экономики, разумеется, говорят о выгоде и самых радужных перспективах. Однако есть и оппоненты, пытающиеся разглядеть за мишурой цифр реальную подоплеку. Один из них – Борис Немцов. По его расчетам, «контракт века» - сплошные убытки и грабеж России. Немцов, беря за основу цену в $350 за тысячу кубов, исходит из количества необходимых российских инвестиций для запуска проекта «Сила Сибири»: те самые $55 миллиардов.

После чего начинает считать.

Указанных денег у «Газпрома» нет. Следовательно, он должен их где-то занять. Если даже ему удастся взять кредит под щадящие пять процентов годовых, то и тогда, по раскладам Немцова, одних только процентов придется заплатить $40 млрд. Отсюда, интегральный объем выплат по кредиту достигнет отметки в $95 млрд. Оптимистично предположив, что прибыль российского монополиста будет на уровне тех 15% от выручки, которую он сегодня имеет, торгуя газом в Европе и у себя дома (кстати, международное рейтинговое агентство Moody's допускает, что при наличии налоговых льгот и сравнительно короткого маршрута транспортировки газа, «Газпром» может получить норму прибыли выше 12%, однако более заоблачных цифр не называет), тогда суммарная выручка от 400-миллиардного контракта составит $60 миллиардов. Это не покроет 95-миллиардных затрат, оставив отрицательное сальдо в размере $35 млрд.

Сгущает ли краски Немцов? Вся предыдущая газовая деятельность команды Владимира Путина свидетельствует скорее об обратном.

Истории газовых «успехов»

В независимом экспертном докладе «Коммунальные тарифы, Путин и «Газпром», опубликованном в текущем году, подчеркивается, что неэффективность управления «Газпромом» всегда шла рука об руку с газовыми аферами, преподносившимися общественному мнению как очередные «проекты века». «Одаренность» топ-менеджеров компании рынок, разумеется, обмануть не могла: капитализация российского монополиста с 2007 года обвалилась на 60% - с $300 млрд до $100 млрд. Но, похоже, чем более «Газпром» терял репутацию и деньги, тем более стремился к воплощению гигантских прожектов, приносившим ему одни убытки. Пример с Европой в этом смысле показателен.

До строительства «Северного потока» экспортные мощности в этом направлении составляли 195 миллиардов кубометров газа в год. И были вполне достаточны, чтобы обеспечить бесперебойный экспорт 150 миллиардов кубометров газа. Однако господин Путин решил построить «Северный поток» мощностью 55 миллиардов кубометров. Что и сделал, заплатив за это удовольствие €8,8 млрд и добившись замечательного показателя заполняемости европейских газопроводов – 60%. Теперь, если в действие будет введен еще один газотранспортный монстр, «Южный поток», мощностью 68 миллиардов кубометров, то общая мощность газопроводов составит уже 318 миллиардов кубов. И это было бы великолепным достижением, если бы не затраты на сооружение новой «нитки» (€56 млрд) и удручающий показатель коллективной заполняемости – менее 50%. При этом прокачка газа такими магистралями, совершенно очевидно, подорожает, поскольку все трубы – вне зависимости от того, эксплуатируются они или пустуют – необходимо поддерживать в рабочем состоянии.

Однако при всех чудесах «путиномики» с европейским вектором ей все-таки не хватало восточного размаха. Так что, если бы Китая в качестве партнера не было, его, вероятно, стоило бы придумать – для газовой масштабности. Для формулы «раззудись плечо, разойдись рука». Хоть Владимир Путин и заявил в Шанхае о том, что работы «начинаются уже прямо завтра», первую прокачку газа по проекту «Сила Сибири» не ждут раньше 2019 года. В то же время одна из газовых авантюр на востоке России уже обросла совершенно конкретными цифрами убытков. Речь – о трубопроводе «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Первая его очередь мощностью 6 млрд кубометров была построена, и стоимость доставленного в 2012 году во Владивосток сахалинского газа оказалась просто зашкаливающей - $643 за тысячу кубов.

Как отмечается в докладе «Коммунальные тарифы, Путин и «Газпром»,

Безумный проект газопровода Сахалин-Владивосток, первую очередь которого открывал Путин, уже нанес ущерб «Газпрому» своей непомерной ценой

А теперь еще наносит ежегодный колоссальный ущерб российскому бюджету. Впервые в истории России «Газпром» стал получать субсидию из российского бюджета. Субсидия на покупку сахалинского газа для поставки его во Владивосток составляет более 11 миллиардов рублей ежегодно. Это бюджет такого города, как Ярославль. Это не единственная льгота, данная «Газпрому». Экспорт газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» освобожден от экспортных пошлин. Ущерб российского бюджета - 53 млрд рублей - это бюджет Ярославской области. Согласно планам «Газпрома», общий объем инвестиций в газопроводные аферы составит 4 триллиона рублей - это бюджет Ярославской области за 80 лет. На эти деньги можно было построить 30 000 километров высокоскоростных четырехполосных дорог. Но в итоге никаких дорог не будет». Конец цитаты.

«Все выше, и выше, и выше». Или как?

Некоторые аналитики говорят о том, что, во-первых, переориентироваться на другие, помимо европейского, рынки Москве было крайне необходимо. А во-вторых – Китай – это вообще «золотое дно» для России, поскольку к 2040 году он станет крупнейшим потребителем газа в мире, обогнав по этим параметрам Европу. Однако представление о Китае как о некой «черной дыре», способной поглотить всю энергию, сколько ни дай, применительно к газовому импорту, мягко говоря, не слишком отвечает действительности. Китай во многом насыщает свои энергетические потребности углем, которого у него добывается в изобилии. В то время как газ «закрывает» лишь 5% в его общем энергобалансе. При этом китайцы, хоть и демонстрируют намерение к увеличению своего газового компонента, абсолютно чужды в реализации своих стремлений какой-либо спешки. На то, чтобы поднять долю газа с 2,5% до 5% у них ушло фактически десятилетие. Не случайно этот народ придумал когда-то пословицу: «Один день заменяет три тому, кто умеет всё сделать вовремя». Как неслучайно китайцы - сложные и умеющие держать паузу переговорщики, у которых собственные ментальные особенности подкреплены экономическими раскладами. В том числе и по газу.

КНР занимает седьмое место в мире по его добыче. За последние 15 лет собственная добыча газа в Китае скакнула с 30 млрд кубометров до более чем 100 млрд кубометров в год. И нужда страны в чужом газе сегодня не превышает 40 млрд кубов. Отсюда, собственно, и те 38 млрд кубов, на которые Китай «подписался» в Шанхае. Практически, он решил закрыть российским газом весь свой импорт. Ожидать, что вслед за этим лет чрез пять последуют какие-то сумасшедшие всплески потребностей «Поднебесной» в газе, едва ли следует. А отсюда можно сделать и еще один вывод: трубопровод, который потянут от Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Китай, вряд ли будет загружен в среднесрочной перспективе более, чем на 60%. Поскольку разница между его производительностью в 61 млрд кубов и реальной потребностью китайской компании в 38 млрд кубов – вероятнее всего, будет сохраняться, повторяя на свой манер ситуацию с поставками газа в Европу.

Есть и другие плохие новости: Туркменистан. Сегодня это крупнейший экспортер газа в КНР, поставляющий более 20 млрд кубометров ежегодно. Однако между двумя странами достигнуты договоренности об увеличении к 2020 году поставок туркменского топлива до 65 млрд кубов. При этом цена газа из Средней Азии значительно ниже той, по которой Россия продает свой газ в Европу. Это объясняется еще и тем, что Пекин – в общем-то не испытывающий ни ресурсного голода, ни нехватки в предложениях сырья – «породнился» с Ашхабадом не только как покупатель, но и как инвестор. Он уже успел вложить $8 млрд в развитие газовой инфраструктуры на «Галкыныше» («Возрождение») – месторождении, которое с 26,2 триллиона кубов доказанных газовых запасов считается вторым после иранского «Южного Парса» в мире. И теперь, разумеется, с полным основанием претендует на выгодное и увеличивающееся в объеме сотрудничество. Так что даже в случае, если потребности Китая в газе возрастут лет через десять по какой-то невероятной экспоненте, это отнюдь не будет означать обязательного присутствия России на этом «празднике жизни».

В чью честь фанфары

Реальных «триумфаторов Шанхая» в России не слишком много, и они, как говорится, «все свои». Борис Немцов прогнозирует, что вскоре страна услышит о частичных «налоговых каникулах» для «Газпрома» - монополиста освободят не только от налога на добычу полезных ископаемых (Владимир Путин уже, кстати, предложил обнулить НДПИ), но и от экспортных пошлин – по образцу того, как это делалось во время поставок газа в Турцию через «Голубой поток». То есть радетели госбюджета могут спокойно «запить холодной водой» шальную мысль о возможных в него поступлениях.

Рядовым гражданам не следует удивляться повышению тарифов на газ внутри страны – надо же «Газпрому» как-то покрывать убытки от «сделки века»

И надо же что-то «наварить» друзьям российского Президента – Зияду Манасиру и Аркадию Ротенбергу, которых Немцов и называет главными бенефициарами сделки, зарабатывающими «миллиарды на строительстве газопроводов в пять-семь раз дороже европейских». А как иначе? Если в путинской России, по мнению составителей доклада «Коммунальные тарифы, Путин и «Газпром», «самый быстрый способ обогатиться - это строить никому не нужные газопроводы».

В связи с этим выглядит слегка утопичным соображение Михаила Корчемкина о том, что, мол, продажа газа по себестоимости – это, в общем, ничего страшного, нормальное для этой отрасли явление, однако у «Газпрома» есть ресурс. Нужно нанять в качестве подрядчиков не россиян, а китайцев, у которых километр трубы обходится втрое дешевле. И тогда можно получить прибыль и обеспечить выплату НДПИ и таможенных пошлин. Впрочем, сам же автор идеи не возлагает на ее реализацию особых надежд и, по сути, перечеркивает, резюмируя в своем блоге: «Честно говоря, я не верю, что руководство «национального достояния» откажется от своих принципов. Скорее, «Сила Сибири» поставит новый рекорд затрат».

Но это, собственно, уже неважно. Важно другое: россияне в массе успели порадоваться шанхайской сделке и почувствовать подъем национальной гордости. Примерно такой, какой чувствовали при аннексии Крыма. Правда, и экономические последствия – они в обоих случаях тоже примерно одинаковы. Без прибыли. Со сплошными убытками.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини