xcounter
Calendar Icon

Молитва о ГТС. Спасет ли Украину реформа «трубы»

01.09.2014 10:39

Пока на востоке страны идет война, в столице решают, как использовать один из главных аргументов страны-транзитера – газотранспортную систему. Использовать так, чтобы привлечь Запад, пресечь шантаж России и в результате этих действий спасти саму Украину. От безденежья и энергетического коллапса.

Смирится ли Владимир Путин с потерей надежды контролировать еще и украинскую трубу? (фото: stratfor.com)
Смирится ли Владимир Путин с потерей надежды контролировать еще и украинскую трубу? (фото: stratfor.com)
Пока на востоке страны идет война, в столице решают, как использовать один из главных аргументов страны-транзитера – газотранспортную систему. Использовать так, чтобы привлечь Запад, пресечь шантаж России и в результате этих действий спасти саму Украину. От безденежья и энергетического коллапса.

Последний довод Киева

При Януковиче политики-оппозиционеры то и дело били в колокола: власть собирается «сдать» России наше национальное достояние – газотранспортную систему. Сегодняшние голоса – иные, и звучат они по-иному: «трубу» якобы намереваются «сдать» Западу. Ажиотаж усилился после того, как в середине августа Верховная Рада приняла закон о реформировании украинской газотранспортной системы – своеобразного символа независимости Украины.

Формально реформы сводятся к созданию на базе украинской ГТС двух отдельных операторов, оформленных как акционерные общества: «Магистральные газопроводы» и «Подземные газовые хранилища Украины». Государству в них будет принадлежать не менее 51% акций. Остальными долями могут владеть компании – резиденты США и Евросоюза (с не менее чем трехлетним опытом транспортировки и хранения газа в своих странах). И это неформальная и самая существенная законодательная «оговорка», отодвигающая от участия в процессе российского монополиста «Газпром». Ему, как об этом и заявлялось ранее, еще на стадии обсуждения закона и перспектив международного использования отечественной ГТС, теперь де-юре запрещено участвовать в управлении украинских подземных газовых хранилищ и «трубы».

Это смахивает на санкции – Киев как бы взял и подготовил «ответ» на действия Москвы в Крыму и на Донбассе, приняв во внимание ультиматум «Газпрома», приведший в конце концов к полному прекращению поставок «голубого топлива» в Украину. Российскому монополисту такой шаг, безусловно, понравиться не может. Украина является основным транзитером его газопоставок в Европу, и, как считают в агентстве Bloomberg, с высокой долей вероятности таковым в ближайшем будущем и останется. Поскольку перспективы строительства «Южного потока» в обход Украины ныне сомнительны не только из-за его высокой стоимости ($46 млрд), но и в силу санкций США и ЕС, принятых против России. Даже лояльные к РФ (и зависимые от нее) страны – например, Болгария – под давлением Запада вынуждены были заявить о прекращении каких-либо работ по реализации данного проекта.

Теперь рабочим, занятым на строительстве «потоков» остается только курить (фото: polskatimes.pl)
Теперь рабочим, занятым на строительстве «потоков» остается только курить (фото: polskatimes.pl)

 

С другой стороны, для Киева возведение «газовых блокпостов» под носом «Газпрома» – вполне логичное решение. Играть против Москвы на равных он не может – отсюда необходимость создания такой себе «газовой Антанты» для уравновешивания сил. Причем в то время, когда страна явно находится в кризисных отношениях с Российской Федерацией. Как отмечает Сергей Пашинский, член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, «начиная с апреля, у нас идет не только вооруженное противостояние, война с Россией, но и газовая война. Это война открытая: «Нафтогаз» у «Газпрома» газ не покупает, «Газпром» «Нафтогазу» газ не поставляет. Компании ведут разбирательство в Стокгольмском арбитраже. У нас претензии к ним, у них претензии к нам, эта ситуация заблокирована. И с приближением зимы она не разблокируется». Таким образом, стратегический вектор (переориентация украинского бизнеса в известной мере на Запад) совпал с вектором тактическим («черная полоса» в экономических отношениях с Москвой уже наступила, мантрами о «восточном партнерстве» и чередой бесчисленных переговоров ситуацию не спасти, поэтому нужно действовать более радикальными методами).

Опасность «подводных камней» на этом пути, безусловно, существует. Один из них – тот, что в число западных акционеров могут пробраться какие-нибудь «дочки» «Газпрома» (с этой точки зрения российский монополист весьма плодовит и предприимчив). Дабы избежать таких сюрпризов, украинские депутаты на последней стадии принятия закона внесли в нормативный документ две конструктивных поправки. Во-первых, компаниям, претендующим на участие в управлении ГТС и ПХГ надлежит в обязательном порядке раскрыть полную информацию о своих конечных владельцах. А во-вторых, смена таких владельцев должна согласовываться с украинской стороной.

Газовый нокдаун для России

Возможны ли иные манипуляции Киева с «трубой»? Возможны. Самая радикальная – прописана в законе о санкциях. Украина может прекратить транзит российских энергоресурсов через свою территорию. Разумеется, это не имеет отношения к реформированию ГТС, зато напрямую связано с воздействием на Москву. Мера эта и серьезная и, одновременно, чересчур гипотетическая. С одной стороны, это что-то вроде газового нокдауна для России, поскольку, как показывают данные минувшего года, более 53% экспортных потоков российского газа на рынки Европы идут именно через украинскую ГТС. И потерять более половины из 67-миллиардной экспортной выручки (да еще на фоне санкций ЕС и США, проигранных ЮКОСу миллиардов и прочих «радостей», которые Россия самой себе создала) – это удар из разряда сокрушительных.

На этот раз гнев Европы может обрушиться на Украину (рис.: e-novine.com)
На этот раз гнев Европы может обрушиться на Украину (рис.: e-novine.com)

С другой стороны, пойти на это, как полагают некоторые аналитики, можно лишь в самом крайнем случае (поскольку чрезмерное размахивание «газовой дубиной» может выйти боком самой Украине). Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар в качестве такового назвал прямое вооруженное вторжение РФ на территорию Украины. Правда, сделал он это еще до того, как многочисленный военный контингент соседней державы пересек российско-украинский кордон, дав повод НАТО поименовать эти действия эвфемизмом «проникновение» и вынудив Совбез ООН собрать в связи со случившимся экстренное заседание. На нем, кстати, было заявлено, что если факт вторжения России подтвердится, то ее признают страной-нарушителем международного права. Склонность к казуистике международных институтов может, конечно, привести к тому, что «гора родит мышь», вторжение «не подтвердится», а Россия в очередной раз окажется сравнительно «белой и пушистой». Но если, паче чаяния, все пройдет с точностью до наоборот, то для Киева наступит время решать: последний ли это аргумент для того, чтобы перекрыть вентиль на Европу? Или же резоннее активизировать переговоры по привлечению к отечественной ГТС западных акционеров, пригрозив ЕС газовым голодом в случае, если с его стороны не последует шагов навстречу.

Призрак инвестора

В день широкомасштабного российского вторжения была продолжена практика красноречивых жестов правительства, направленных на привлечение к ГТС потенциальных акционеров-инвесторов. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о том, что лично обратился к канцлеру Германии Ангеле Меркель и лидерам других стран Евросоюза с предложением о проведении публичного конкурса по привлечению иностранных партнеров к управлению украинской газотранспортной системой. Это уже не первая попытка подключить европейскую правящую элиту к делу развития украинской энергетической инфраструктуры. Несколькими днями ранее в Киеве Яценюк, к примеру, уже имел беседу с Меркель, на которой обсуждалась возможность сотрудничества на этом поприще с немецкими концернами. Чтобы приблизить получение ощутимых результатов, в Украине в начале сентября планируется провести круглый стол или конференцию для европейских и американских коллег. Займется этим Министерство энергетики и угольной промышленности, о чем ранее сообщил его глава Юрий Продан. Как считают в ведомстве, это должно стать этапом на пути к проведению конкурса по привлечению партнеров из США и ЕС к управлению украинской ГТС, который должен состояться до конца текущего года.

Пока что, однако, ажиотажа вокруг возможности поуправлять украинской трубой не заметно. На это, кстати, указывал и сам глава Кабмина, представляя закон о ГТС в парламенте. «Сейчас не стоит очередь, чтобы инвестировать в украинскую газотранспортную систему, – сказал Яценюк. – Но мы должны сделать первый шаг для того, чтобы привлечь ЕС и США, чтобы получить дополнительные средства на инвестиции, чтобы ЕС был заинтересован в увеличении транзита газа по территории Украины и, соответственно, мы зарабатывали бы вместе больше средств».

Августовская интенсификация действий на ниве привлечения инвесторов объясняется, пожалуй, не только тем, что принятый закон стимулировал подобную активность. Есть еще и откровенно вялая реакция потенциальных партнеров Shell, ExxonMobil и Chevron, в адрес которых Минэнергоугля еще в июне направило письма с предложением обсудить их возможное участие в судьбе украинских газотранспортных магистралей. Запад не торопится, хотя и делает определенные реверансы в сторону принимаемых Киевом решений. По крайней мере, руководитель Shell в Украине Грэхем Тайли констатировал: «Единственное, что можно сказать на данный момент точно, так это то, что раздел ГТС – правильный путь». Его слова цитирует Forbes. В то же время другие источники сообщают, что в Shell категорично заявили, что «на данный момент у компании нет планов инвестировать в украинскую ГТС». Позиция Chevron также не внушает особого оптимизма. По данным все того же Forbes, региональный директор Chevron в Украине Питер Кларк признался, что о планах по привлечению компании к управлению украинской ГТС ему пока ничего не известно. А представитель Chevron в Центральной и Восточной Европе Кэмерон Ван Аст и вовсе заявил, что «компания не в состоянии предоставить комментарий по этому вопросу, так как мы не комментируем слухов рынка или спекуляции».

Из сказанного ясно, что поиски инвесторов могут затянуться на куда более продолжительный срок, чем тот, о котором говорят в правительстве и Минэнергоугля. При этом не стоит сбрасывать со счетов позицию России в лице «Газпрома», у которой по-прежнему остаются возможности влиять на ситуацию с украинской «трубой».

Московские козыри

Президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко считает, что «в ЕС до сих пор есть много энергетических компаний, которые симпатизируют политике России и Газпрома». А это может привести к тому, что российская сторона, даже при наличии тех «фильтров», которые устанавливает закон о реформировании украинской ГТС, изыщет возможности прийти на газовый рынок.

В Европе есть общество тайных поклонников «Газпрома» (фото: enerjienstitusu.com)
В Европе есть общество тайных поклонников «Газпрома» (фото: enerjienstitusu.com)

Кроме такой «подковерной» схватки за свои интересы, Россия готова отстаивать их с привлечением юридических инструментов. Например, депутат Государственной Думы РФ, член комитета по энергетике Андрей Крутов уже направил депутатский запрос на имя главы российского Минэнерго Александра Новака и министра экономического развития Алексея Улюкаева, в котором предложил рассмотреть возможность подачи жалобы против Украины во Всемирную торговую организацию из-за ущемления прав российских компаний при акционировании украинской газотранспортной системы. Оба ведомства обещают сформулировать свою позицию по данному вопросу в ближайшее время. И не исключено, что соответствующий иск будет действительно предъявлен. Если это произойдет и если Россия дело выиграет, тогда ВТО может обязать Украину снять ограничение для российских компаний по участию в своих газовых проектах. Правда, в ответ, считают аналитики, России придется пойти на уступки на своем рынке в адрес украинских компаний, которые попали под санкции. 

В то же время украинская сторона исключает нарушение правил Всемирной организации торговли в ходе предусмотренной законом реформы украинской ГТС. По словам правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции Валерия Пятницкого, закон о реформировании ГТС разработан в полном соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами и никоим образом не нарушает обязательства Украины в рамках ВТО. Пятницкий подчеркнул, что «как и ранее, украинская газотранспортная система остается под юрисдикцией государства Украина. При этом в законе прозрачным недискриминационным способом определены условия относительно оператора ГТС и никоим образом не ограничивается доступ к услугам по транспортировке для членов ВТО. Поэтому утверждения отдельных представителей российской власти и экспертов в отношении так называемых „нарушений“ являются безосновательными».

Тем не менее, надеяться на то, что Россия так просто расстанется с идеей контроля над украинской ГТС, не приходится. Уже сегодня «Газпром» пытается всячески дискредитировать Украину как страну-транзитера, преподнося, например, технический дисбаланс транзита природного газа в Европейский Союз как нарушение со стороны Украины, способное повлечь приостановку поставок «голубого топлива» европейским потребителям. Об этом недавно заявлял глава Минэнергоугля Юрий Продан. Если России удастся опорочить Украину в глазах ЕС, то вполне возможен такой поворот, при котором строительство Южного и Северного потоков будет разморожено, и ценность украинской ГТС, стоимость которой, по словам руководителя НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, составляет $25-35 млрд, начнет пусть и не стремительно, но уверенно падать. А вместе с этим начнет падать и ее инвестиционная привлекательность как таковая. И в этом случае можно будет совершенно определенно сказать, что Россия битву за украинскую «трубу» выиграла – тем, что добилась серьезного понижения ее акций. Правда, такой исход возможен лишь при очень неуклюжих действиях самой Украины. И пересмотре энергетической стратегии внутри ЕС, где последнее время все активнее говорят о необходимости изжить собственную зависимость от российского газа.

«Европа плюс». Или минус?

Европа неоднородна в своей зависимости от российского газа. Но что ее сегодня объединяет, так это стремление сделать общими и понятными правила игры на газовом рынке. И в этом смысле она может проявить определенное единодушие в отстаивании своих интересов. В том числе и тех, которые связаны с газотранспортной системой Украины. Глава отдела энергетики, транспорта и экологии Немецкого института экономических исследований Клаудии Кемферт неслучайно заявляет, что украинская ГТС «представляет скорее не экономический, а стратегический интерес. Через Украину в Евросоюз поступает приблизительно половина всех газовых поставок. Европа заинтересована в обеспечении стабильности этих поставок на свою территорию». Именно по этой причине, считает эксперт, Евросоюз в данном конкретном случае может оказать Украине финансовую поддержку и таким образом помочь модернизировать старый газопровод.

Если не модернизировать украинскую ГТС, аварии могут участится (фото: origos.hu)
Если не модернизировать украинскую ГТС, аварии могут участится (фото: origos.hu)

Тут, однако, нужно помнить о том, насколько неохотно Европа идет на конфликт с Россией – всегда, в любых вопросах. И как она умудряется балансировать между декларированием своей поддержки Украине и заявлениями типа: «а еще очень важно не навредить России» (это в последнее время особенно хорошо получается у Ангелы Меркель). Газовая проблема – не исключение. Если страны ЕС увидят возможность избежать противостояния с Россией и не утратить своих интересов – они, вероятно, именно так и поступят. Поэтому нельзя исключать самых курьезных кульбитов с отечественной ГТС – вплоть до внесения поправок в закон о ее реформировании.

Кто думает, что это невозможно, может вспомнить совершенно недавний пример изменения позиции по данному вопросу премьер-министра Украины Арсения Яценюка. 20 мая в письме странам ЕС и Еврокомиссии, заявив о том, что украинскую ГТС необходимо модернизировать при участии инвесторов ЕС и США, он подчеркнул, что «Российская Федерация не является стороной упомянутых международных инструментов, которые устанавливают прозрачные правила обеспечения энергетической безопасности европейского континента». А буквально неделю спустя, 27 мая, в своем выступлении на заседании Кабмина Яценюк уже упомянул Россию в качестве возможного партнера в пользовании ГТС: «В условиях газового кризиса мы должны по-новому построить энергетический рынок Европы. Это означает, что украинская газотранспортная система должна совместно эксплуатироваться и модернизироваться нашими европейскими партнерами и партнерами из США. Это означает, что украинские хранилища должны быть наполнены газом. И этот газ должен принадлежать украинским, европейским, американским компаниям. Если хочет Россия заходить − пожалуйста. Мы дадим всем доступ, как этого требует международное законодательство».

Конечно, слова главы правительства (со всеми его колебаниями) – это не закон, принятый парламентом. Но мало ли законов у нас отменяли под прессом внешних обстоятельств? И с обоснованием типа: «для блага Украины». Теперь же все можно будет обосновать даже помпезнее: «во имя спасения страны». Стоит лишь Брюсселю и Москве договориться между собой за спиной Киева по поводу отечественной ГТС – своеобразного символа украинской независимости.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини