Обыски, аресты, похищения. Крым стал частью бессмысленного и беспощадного русского мира
То, что вчера еще было из области фантастики — сегодня суровая реальность. Тотальные проверки крымскотатарских кафе, аресты и задержания, обыски и пропажи людей. Коренной народ полуострова столкнулся с тем, чего не испытывал за 23 года, когда Крым был украинский.
То, что вчера еще было из области фантастики — сегодня суровая реальность. Тотальные проверки крымскотатарских кафе, аресты и задержания, обыски и пропажи людей. Коренной народ полуострова столкнулся с тем, чего не испытывал за 23 года, когда Крым был украинский.
![]() |
| После аннексии крымчане стали не слишком гостеприимны (АЕ – серия автомобильных номеров для машин, зарегистрированных в Днепропетровской области) (фото: AFP) |
В поисках нелегалов…
Местная полиция в поисках якобы нелегалов, начали проводить тотальные проверки этнических заведений Симферополя. Под прицел правоохранителей попадали кафе крымскотатарской и турецкой кухни. Владельцы заведений возмущены действиями силовиков, однако, говорят они, жаловаться куда-либо бесполезно.
Тимур Шабутов — владелец популярного в Симферополе кафе крымскотатарской кухни «Диван». В интервью FaceNews рассказал, что сотрудники так называемого Центра по противодействию экстремизму, или в народе отдела «Э», ворвались в его заведение, в масках и с оружием. Свои действия они объясняли проверкой документов у посетителей, которые находились в тот момент в кафе.
![]() |
| Симферопольское кафе «Диван» |
«Разве это нормально? Если нужно проверить документы, можно было бы спокойно зайти и попросить посетителей предъявить документы. Но это маски-шоу, с вооруженными бойцами, в балаклавах. Зашли во внутрь, заблокировали вход, никого не впускали и не выпускали. Тем, у кого не было при себе документов, разрешили выйти на улицу и принести водительские удостоверения, которые находились в машинах. Тех, кто был без документов, забрали в Центр по противодействию экстремизму для выяснения личности — это три человека», — возмущается владелец заведения.
В тот день, вспоминает Тимур, в кафе было много посетителей, большинство гости полуострова — жители России, Беларуси, Кавказа.
![]() |
| Владелец кафе «Диван» Тимур Шабутов |
«Они были шокированы увиденным и возмущены. Особенно москвичи». Писать жалобы Тимур Шабутов не стал, называя это бесполезным занятием.
Забирали всех, кто попадался под руку
В те же дни тотальным обыскам были подвергнуты и симферопольские рынки. По словам одного из очевидцев, продавца в мясной лавке Алима, сотрудники полиции и «Беркут», «хватали людей и вели их в автозаки». В основном, говорит парень, это были люди неславянской внешности.
«Забирали всех подряд, кто попадался под руку. И продавцов, и покупателей. Многие побросали свой товар и убегали. Я раньше такого никогда не видел, разве что в кино. Теперь вот мы все ходим с паспортами, чтобы на случай чего — показать, и чтобы не забрали с собой в ФСБ», — сетует молодой человек.
Только за последние 10 дней сотрудники правоохранительных органов ограничили свободу в общей сложности 160 мужчинам якобы под предлогом выяснения их личности, сообщили в Крымской полевой миссии по правам человека.
«На вопрос о причине задержания, отвечали, что есть информация о минировании здания прокуратуры, и они задерживают всех подозрительных до выяснения личности. Основная часть задержанных — покупатели рынка, но задерживали также и продавцов. Всего задержали около 100 человек и это только за один день. Из них только около 15 человек были «славянской внешности». Более того, двух задержанных, потребовавших их выпустить в туалет, силовики приковали наручниками и избили», — сообщили правозащитники.
После, всех задержанных отвезли в Центр по противодействию экстремизму, где их завели в подвал, сняли отпечатки пальцев, взяли анализ слюны и сфотографировали. Все это, по мнению экспертов, не более чем произвол российских правоохранительных органов.
Дело 3 мая
Уже четвертый по счету крымский татарин задержан силовиками в рамках так называемого дела 3 мая. Напомним, в этом году именно в этот день народного депутат Украины, лидера крымскотатарского народа Мустафу Джемилева самопровозглашенные власти не пустили в Крым. В связи с этим, представители народа провели акцию протеста на «границе» в Армянске. Позже, многих из них оштрафовали на значительные суммы за якобы несанкционированный митинг и незаконное пересечение границы.
Задержанным правоохранители инкриминируют что угодно — начиная от насилия в отношение сотрудника полиции и заканчивая связями с «Правым сектором».
Крымские татары негодуют. Многие из них, в интервью журналистам, говорят о том, что «нынешняя самопровозглашенная власть пытается поставить их на колени, унижая обысками, пропажами и арестами».
Метод устрашения
Правозащитники усматривают в действиях силовиков нарушения Конституции не только Крыма, но и России, где четко прописаны права каждого гражданина. Более того, говорят эксперты, если подобные рейды проходят в отношении лиц неславянской внешности или в национальном кафе, то это не что иное, как «методы устрашения, особенно на фоне сентябрьской волны обысков в домах и мечетях крымских татар, давления на Меджлис крымскотатарского народа и благотворительный фонд «Крым». Таким образом самопровозглашённая власть пытается наказать и запугать тех, кто не смирился с оккупацией полуострова», — считают в правозащитной организации Human Rights Watch.
Для фиксации нарушения прав человека в Крыму начала действовать круглосуточная горячая линия. Теперь каждый, кто столкнулся с таким явлением, сможет обратиться в координационный комитет, где ему будет представлена, в случае необходимости, анонимность и полная правовая поддержка.
Инициаторами проекта выступили активисты национального движения крымских татар Синавер Кадыров, Абмеджит Сулейманов и Эскендер Бариев. Последний в сентябре этого года также пострадал от действий сотрудников правоохранительных органов. Тогда в его квартире силовики в течение 6 часов проводили обыск.
![]() |
| Члены Комитета по защите прав крымских татар Синавер Кадыров, Эскендер Бариев и Абмеджит Сулейманов |
«Наша задача — вынудить эту власть соблюдать права человека в соответствии с теми международными нормами, которые взялись соблюдать все государства, а также привлечь внимание международного сообщества в части защиты прав человека на данной территории», — отметили в комитете. Более того, тут считают, что готовы сотрудничать с различными российскими и украинскими правозащитными организациями.
«У нас все хорошо с правами человека»
Информация правозащитных организация об ухудшении ситуации с правами человека на полуострове не соответствует действительности, заявила «уполномоченный по правам человека» в Крыму Людмила Лубина.
![]() |
| Крымский «омбудсмен» Людмила Лубина |
«Данные о похищениях крымских татар, обысках и арестах, после вхождения полуострова в состав России не соответствует действительности. У нас из 800 человек, которые числятся пропавшими без вести лишь 18 — представители крымскотатарского народа. Это около 2%, а это в шесть-семь раз меньше, чем доля крымских татар в населении Крыма», — заверила Лубина.
Вместе с тем, как сообщалось ранее, правозащитники из международной организации Human Rights Watch в докладе под название «Поражение в правах: нарушения в Крыму» отмечали, что различными предлогами, включая борьбу с экстремизмом и нелегалами, власти полуострова оказывают давление на людей, не согласных с политикой российских властей.







Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»
Time назвав «архітекторів штучного інтелекту» Людьми року 2025
Чому Земля перетворилася на «сніжну кулю» майже на 100 мільйонів років
Відстрочка за догляд: кого можуть позбавити через нові зміни до мобілізаційних правил
Блекаут до 14 годин на добу: як побудувати резервне живлення вдома на основі інвертора та акумуляторів
CEO NVIDIA б’є на сполох: США ризикують програти Китаю гонку штучного інтелекту
«Благодійний збір» від імені лікаря, який про це не знає: кіберполіція попереджає про нові схеми шахраїв
Технологічний концтабір на смартфоні: як у Росії запустили національний месенджер Max і для чого він насправді потрібен







