xcounter
Calendar Icon

Бизнесмен: Если бы малый бизнес не боролся с коррупцией, уже бы выжженное поле было и российские танки стояли

10.03.2015 12:55

Бизнес-консультант Александр Ногачевский рассказал FaceNews, чего ожидать от украинского бизнеса в условиях девальвации, в каких сферах вырастут зарплаты и кто на самом деле борется с коррупцией сегодня.

Бизнес-консультант Александр Ногачевский рассказал FaceNews, чего ожидать от украинского бизнеса в условиях девальвации, в каких сферах вырастут зарплаты и кто на самом деле борется с коррупцией сегодня. 

Александр Ногачевский (фото aif.ru)
Александр Ногачевский (фото aif.ru)

Александр Ногачевский — директор компании «Аква инвест груп», президент компании Triarh International, занимающейся развитием бизнеса и бизнес-консультированием, бывший советник главы правления УкрЭксимБанк. Общественная активность: вице-президент Федерации развития франчайзинга Украины, глава комитета франчайзинга при Европейской бизес ассоциации. Обладатель дипломов магистра бизнес-администрирования Львовского и Гарвардского университетов. В юношестве учился в Латвии.

Многие ли из ваших консультируемых, партнеров и просто знакомых бизнесменов в последние месяцы закрыли или собираются закрыть бизнес в Украине? Как Ваш собственный держится?

Много. Достаточно много. Не то, что они собираются его куда-то переводить, а просто закрывают, потому что нет возможности его тянуть в связи с девальвацией. 

«Где есть уже огромные украинские диаспоры — туда сейчас и переходят капиталы»

Куда идут капиталы в таком случае? Остаются здесь в качестве просто накопленных денег, или отправляются за границу, где их вкладывают в новый бизнес?

Некоторые просто оставляют для выживания, держат у себя накопления. Некоторые выводят за границу, потому что там сейчас легче вести. Особенно это Польша — ближайшая. Также Италия, Испания и так далее. Там, где есть уже огромные украинские диаспоры — туда сейчас и переходят капиталы. Также, знаю, в Венгрию, Чехию, Словакию.

Как выживают те, кто остается тут? Какого рода это компании, как долго они готовы здесь оставаться в условиях нестабильности гривны?

Тяжело сказать, как выживают. Могу сказать по нашему консалтинговому бизнесу — мы выживаем за счет клиентов из Казахстана. Мы сейчас проекты для Украины абсолютно никакие не делаем. Если бы не казахские заказчики, мы бы приостановили деятельность. Знаю, что многие пробуют увеличивать цены — конечно же, уменьшается покупательная способность... Те, у кого клиентский поток существует, выживают за счет старых клиентов. 

«Малый и средний бизнес, даже сети ресторанов, сейчас идут из Украины в Европу и открывают там точки»

Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак в интервью FaceNews заявил, что экономических оснований для девальвации нет, все изменения курса — спекуляции, выгодные крупным экспортерам. Много ли у нас таких компаний? Улучшаются ли хоть там условия для персонала?

Крупного бизнеса в Украине, если взять весь товарооборот, всего 4%. 96% - это средний и малый бизнес. Конечно же, четырем процентам это очень выгодно. Крупным экспортерам. Потому что за счет разницы курса они получают сверх-прибыль, получая валюту и покупая тут за гривны. Но это только 4%. То, что и было: олигархические структуры выигрывали и будут выигрывать на этом. Мелкий экспортер — не очень конкурентен на внешних рынках.

Да, нам дали добро на выход на европейские рынки, но нужно время, чтобы наработать там связи, как логистические, так и денежные и клиентские потоки. Для малого и среднего бизнеса еще прошло недостаточно времени. Малый и средний бизнес, даже сети ресторанов, сейчас все идут в Европу и открывают там точки. Что пицца «Челентано», что «Мафия», что другие — все идут открывать свои бизнесы в Европу,  потому что тут они едва выживают. А крупным это, конечно, очень выгодно.

«Если бы мы не боролись с коррупцией, господин Яценюк бы тут не увидел уже ничего. Уже бы выжженное поле было, и российские танки бы стояли»

Яценюк недавно заявил, что бизнесмены должны помочь ему искать коррупцию. Как вы относитесь к этому заявлению, и будете ли вы помогать ему искать коррупцию? Каким образом?

Вы знаете, я уже год в судах с чиновниками бывшей власти. Уже пережил 55 судов. Малый и средний бизнес и так борется с коррупцией. А что такое помогать господину Яценюку — я себе не представляю. Нам просто нужно убрать этих коррумпированных судей и коррумпированных милиционеров, которые на нас наезжают с утра до ночи. Ничего же не изменилось.

На самом деле, что год назад у меня были проблемы с коррупцией в судебной системе и ментовские наезды, что они сейчас — те же самые милиционеры на должностях, те же самые судьи. Как это мы можем помогать? Если бы мы не боролись с коррупцией, господин Яценюк бы тут не увидел уже ничего. Уже бы выжженное поле было, и российские танки бы стояли. 

Мы и так всё делаем за них. У меня только на 20 судей поданы жалобы в высшую квалификационную комиссию. На двадцать судей, которые приняли неправомерные решения.

И какова реакция?

А никакая. Отписка, что приняли во внимание. Зарегистрировали в журнале. У меня на Наливайченко лежит обращение, на судей. И что? Да, ко мне приходили следователи СБУ. Я вчера подал еще одно обращение — на генерального прокурора, на милицию, на главное следственное управление, на коррупцию в тех органах. Пока еще не знаю, что будет. Если взять все эти обращения, то у меня шесть томов обращений собралось за год о коррупции. Как мы еще должны помогать? Мы за них это делаем.

На самом деле, Яценюк — это бюрократ, который не в состоянии что-либо изменить. Чтоб мне ему помогать — вот как мне добиться встречи с Яценюком, как вице-президенту общественной организации? Как? Я не могу добиться встречи с Наливайченко, к высшим особам. Мы много чего делаем. Это они там ничего не делают. Так что господин Яценюк немного не так ставит вопрос.

«Запрет на покупку валюты — это переведение бизнеса в тень»

При каких условиях бизнес в Украине снова будет процветать, и кто должен создать эти условия?

Задача государства — не мешать, а создать условия, создать правила игры. То есть, государственное чиновничество — оно создает правила игра, которые не должны мешать и должны создать лояльность. То есть, запрет на покупку валюты — это создание ограничений и переведение бизнеса в тень. Что, нельзя купить валюту, что ли? Заходите на finance.ua – предложений масса, пожалуйста. А это — черный рынок. Еще какие-то там ограничения ввел банк — опять-таки, это переведение бизнеса в тень. И так далее. Чем больше ограничений ставит государство, тем больше желания не вести бизнес. У физических лиц, у предпринимателей есть еще деньги в карманах. Просто вопрос — хотят ли они это инвестировать в этих условиях. 

Опять-таки, вопрос одного окна. Мы сейчас регистрируем для волонтеров предприятие по пошиву военной амуниции. Я вам скажу, что не существует единого окна, которое они обещали. 

Важно также убрать коррупцию. Основная беда в этом государстве — это крышевание, это коррупция. Это ужасно. Начиная от регистратора и заканчивая налоговиком, чтобы открыть предприятие, нужно или в очередях выстоять, или что-то занести, подмазать, чтобы зарегистрироваться. Точно так же и закрыть предприятие — все исключительно за взятки делается. 

«Страдать будет, в основном, народ. Сначала заплатят за электроэнергию, потом налоги, а зарплаты долго не будут индексированы»

Как бизнес-консультант проясните ситуацию: курс скакнул вдвое, или даже вчетверо, если за год брать. Есть ли возможность поднять зарплаты на столько же на тех предприятиях, которые экспортируют, или там не все так просто?

Сразу пропорционально поднять невозможно, потому что есть логистические процессы. Если ты сегодня отправил продукцию, то это не значит, что тебе уже завтра придут деньги. Как правило, деньги приходят с некоторой отсрочкой. Ты теряешь на курсовой разнице очень много. Но у экспортно-ориентированных компаний, особенно вот у нас есть текстильные компании, которые занимаются производством по давальническим схемам на Европу — у них действительно есть возможность индексировать.

Очень много предприятий у нас работает по давальническим схемам. Это означает, что они получают сырье из-за границы и, скажем, отдают заказчику готовую продукцию. Следовательно, за работу платят в валюте, в стабильной валюте. Там работа — основное, что оплачивается. Работа, освещение и такие вещи.

Также интернет-отрасль, оффшорное програмирование — однозначно можно индексировать. Не так пропорционально и быстро, как курс, но за полгода постепенно можно поднимать. Опять-таки, банковская система привязана к гривне, и там сложно индексировать. У компаний, которые ориентированы на украинский рынок, вообще нет возможности это делать. Дай бог выжить. 

Опять-таки, нужно понимать, что поднятие электроэнергии, газа и так далее мешает индексации зарплат. Проще всего снять деньги с рядового гражданина. Страдать будет, в основном, народ. Сначала заплатят за электроэнергию, потом налоги, а зарплаты долго не будут индексированы.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини