xcounter
Calendar Icon

Николай Катеринчук: Скорость, с которой сегодня в Украине сворачивается бизнес, напоминает апокалипсис

23.04.2015 17:31

Политики и власть неоднократно пробовали реформировать фискальную систему Украины. Из всего предложенного лишь малая часть нашла поддержку среди налогоплательщиков и способствовала улучшению экономической ситуации.

Николай Катеринчук
Николай Катеринчук

Политики и власть неоднократно пробовали реформировать фискальную систему Украины. Из всего предложенного лишь малая часть нашла поддержку среди налогоплательщиков и способствовала улучшению экономической ситуации. Безусловно, что все реформистские идеи должны быть направлены в первую очередь на улучшение инвестиционного климата. Есть множество налоговых систем других стран, и в них много позитива. Но скорее всего Украине придется строить «свой велосипед», потому что у нас есть своя особенность экономического потенциала.

Экономическая дойная корова, которую все дружно доили в течение нескольких десятилетий, сдохла. Ее нет. Но мы упорно продолжаем делать вид, что ее вымя полно молока. Увы! Это совсем не так. 10 олигархов, которые приватизировали целые сектора экономики, которые влияют на 95% госбюджета ежегодно, выдоили все до последней капли.

То, с какой скоростью в Украине сворачивается бизнес, напоминает апокалипсис. Частный бизнес, не находя поддержки даже у новой власти, просто уезжает из страны. Они здесь никому не нужны. Они нужны только тогда, когда нужно выплачивать налоги, когда нужно «доить». А чтобы было что доить – корову нужно кормить.

Насущный вопрос дня: как реформировать Государственную фискальную службу (ГФС) Украины, чтобы она эффективно работала, чтобы уровень коррупции был минимальным? Во главе ведомства должен быть не просто исполнитель принятого парламентом законодательства, а реформатор, способный адаптировать экономические условия к возможностям желающих заниматься предпринимательством, чтобы в конечном итоге и государство, и сам предприниматель получали выгоду.

Сегодня на должность главы ГФС претендуют более полусотни человек. И лишь немногие имеют за плечами практический опыт ведения дел в этой структуре. Еще в 2005 году указом президента Украины Виктора Ющенко я был назначен на должность первого заместителя главы Государственной налоговой службы, и в тоже время возглавлял налоговую милицию. За 5 месяцев пребывания на должности нашей команде все же удалось довольно не мало. Главным своим достижением мы считаем прекращение маски-шоу. Сегодня многие уже забыли о том, как группы автоматчиков в черной униформе занимали этажи зданий, укладывали лицом в пол бухгалтеров, тыча автоматами в спину, силой изымали документацию и сервера, и фактически терроризировали предприятие до тех пор, пока заказчик не получал «свое». Нами были уволены тысячи сотрудников налоговой. Мы действительно начали бороться с коррупцией, что не нашло должного взаимопонимания ни с руководством ГНАУ, ни с руководством страны. Мой уход с должности был громким и скандальным, потому что власть не была готова бороться с коррупцией.

Была прекращена практика планового открытия уголовных дел против налогоплательщиков. В то время власть ставила задачу перед налоговой через конкретное количество открытых уголовных дел наполнять бюджет – как дополнительными платежами, так и штрафами. Такая же практика была и на таможне. Именно тогда мы начали плотно сотрудничать с Владимиром Скомаровским (возглавлял Государственную таможенную службу Украины с марта по сентябрь 2005 года) в этом направлении. И именно тогда мы в полной мере осознали всю мощь созданного Азаровым спрута коррупции и взяточничества в налоговой и таможенной системе.

Достоянием общества стали результаты опроса, проведенного в феврале-марте этого года среди руководителей предприятий Украины относительно ситуации с коррупцией. Статистику опубликовало Transparency International. Согласно результатам опроса, в лидерах антирейтинга оказалась Государственная фискальная служба - 25%. Как видим, актуальность вопроса в борьбе с коррупцией в этом ведомстве не утратила своей важности и его реформирование более чем актуально.

Тесное взаимодействие с таможней дало возможность построить четкую систему контроля экспортных договоров с целью недопущения возмещения фиктивного НДСа. А это миллиарды гривен. К примеру, в 2004 году сумма возмещенного фиктивного экспортного НДСа составила около 5 млрд грн. Объединение налоговой и таможни – очень правильное решение, способствующее более тщательному контролю за перемещением товаров через границу и наполнению бюджета. Практика других стран (Австрия, Бельгия, Испания, Нидерланды, Польша, Латвия) также указывает на целесообразность существования единого органа. Этим путем пошла и Грузия, которая за последние годы смогла достичь существенного уменьшения коррупции в фискальной сфере. В 2005 году налоговая перевыполняла доходную часть бюджета на 60%. Борьба с фиктивным предпринимательством, контрафактное изготовление подакцизных товаров, неуплата налогов – это лишь часть той работы, которой я лично занимался в ГНАУ.

Государственная налоговая милиция инициировала открытие множества уголовных дел за экономические преступления, но лишь малая часть (порядка 1-3%) из них доходили до суда. В основном все дела растворялись в воздухе из-за недостаточности доказательной базы (их просто продавали) или из-за нечистоплотности украинских судов.

Другой серьезной проблемой в расследовании экономических преступлений и доведении их до суда на то время, впрочем, как и сейчас, является отсутствие единого органа, который бы этим занимался. Практически любое уголовное дело, которым занималась налоговая милиция, могли перехватить другие службы: СБУ, прокуратура, Управление государственной службы по борьбе с экономической преступностью при МВД. Все это никоим образом не способствовало борьбе с коррупцией и отмыванием денег. Похожая ситуация в свое время была и в Италии, где государственная машина была устроена подобным образом. Мы решили перенять их положительный опыт и создать в Украине единую службу на подобие их Финансовой гвардии (Financial Guard). Это итальянское агентство правоохранительных органов под руководством министра экономики и финансов, куда входит и часть итальянских вооруженных сил. Финансовая гвардия, по сути, отвечает за борьбу с финансовыми преступлениями и контрабандой. Общая штатная численность Финансовой гвардии Италии составляет 68 134 человека, из которых офицерский состав - 3225 человек, инспекторы - 23 602 человека, надзиратели - 13 500 человек, стажеры и работники - 27 897 человек. Основные задачи Финансовой гвардии Италии: налоговый контроль; надзор за акцизами; таможенный контроль, контроль расходования государственных средств; противодействие организованной преступности, фальшивомонетничеству; предотвращение и противодействие мошенничеству в системе Евросоюза; надзор за законностью при проведении государственных закупок, размещении заказов, проведении торгов; защита патентов, авторских прав, в т.ч. защита национальной продукции и итальянских торговых марок; защита культурного и археологического наследия Италии; организация взаимодействия с иными правоохранительными, контрольными органами страны.

Изучение итальянского опыта борьбы с экономическими преступлениями легло в основу инициативы ликвидации налоговой милиции и подготовки законопроекта о создании единого органа, наподобие Финансовой гвардии. Это должна была быть очень сильная аналитическая группа, работающая дистанционно, без автоматчиков и маски-шоу. На сегодня государство имеет такое количество электронной отчетности, что может легко отслеживать даже малейшие нарушения законодательства или уклонение от уплаты налогов.

Что изменилось за 10 лет? Многое и ничего. Власть уменьшила количество налогов, но налоговая нагрузка не стала меньше. Предприятия не в состоянии планировать свое экономическое будущее. Ведь практика авансовых платежей налога на прибыль продолжается. Практика ручного управления возвращения НДСа осталась: «своим» отдаем, а «чужим» - только обещаем. Максимальное содействие крупным игрокам, как то финансово-промышленные группы (иными словами – олигархи) осталось, а малый и средний бизнес все также остался один на один со своими проблемами. Олигархи получают госзаказы, преференции на энергоносители, а упрощенцы вынуждены платить двойные тарифы. В то время когда маленькая кучка становится еще богаче даже в кризис – основная масса не в состоянии развиваться, и вынуждена сворачивать свой бизнес либо уходить в тень. И это в то время, когда идет война на индустриальном Донбассе.

Только та революция способна победить, которая будет развивать средний класс. Чем больше субъектов получит благоприятные условия и преференции для ведения собственного дела, и тем самым, чем больше они будут создавать рабочих мест, тем успешнее будет власть и государство в целом. За январь-февраль 2015 г. в Киеве остановилось 20% предприятий малого и среднего бизнеса. В столице прекратили деятельность как минимум 4 тысячи субъектов хозяйствования. В Украине насчитывается около 400 тысяч малых предприятий и до 1,5 млн частных предпринимателей, что составляет 98,8% всего бизнеса в стране. С начала года на грани закрытия оказалось около 80 тысяч малых предприятий, а еще 300 тысяч частников остались без бизнеса. В конце прошлого года по данным Государственной налоговой службы, ликвидировали свою регистрацию в ведомстве 245 тысяч 83 предпринимателя. А вот подали заявления на регистрацию субъекта предпринимательской деятельности только 176 тысяч 728 человек. Таким образом, чистый отток из бизнеса – разница между теми, кто ушел из бизнеса, и теми, кто подал заявление на регистрацию ЧП – составляет по стране около 70 тысяч человек.

Чтобы обеспечить позитивную динамику развития среднего и мелкого бизнеса в 2005 году началась подготовка Налогового кодекса, который писали с предпринимателями, аудиторами, бухгалтерами и экспертами в области налогообложения. В его основу было заложено именно плановое улучшение экономической ситуации. Он предусматривал совсем иную философию налогообложения: НДС одностороннего действия, нулевая ставка для инвестиций, серьезнейшие преференции в энергосбережение, пятилетний статус-кво на установленные правила налогообложения, публичная отчетность работы фискальной службы. Этот документ готовился с учетом интересов всех участников рынка конкурентности. Его основная задача заключалась в том, чтобы способствовать развитию предпринимательства, которое само будет создавать дополнительное количество рабочих мест и уменьшать численность не занятого населения. А это прямой путь к увеличению как базы налогообложения, так и к развитию страны в целом. У нас был только один вопрос – как сделать так, чтобы зарплату платили не в конвертах. К примеру, нынешняя инициатива правительства уменьшить единый социальный взнос и при этом не уменьшать налог на прибыль не принесла должного успеха.

Ранее сообщалось, что «понизить ЕСВ смогут только те юрлица, база начисления которых в 2,5 раза превышает средний показатель начисления этого взноса за 2014 год, средняя зарплата на предприятии увеличится минимум на 30% по сравнению с 2014 годом, а средний платеж на одного застрахованного сотрудника после применения коэффициента понижения ЕСВ (0,4) составит не менее 700 грн. Но для того, чтобы платить 700 грн ЕСВ, компания должна довести показатель средней заработной платы до 4,5 тыс. грн». И это абсолютная правда, поскольку в номинальном выражении работодатель больше теряет, чем приобретает, выводя, таким образом, зарплату из тени. Так этот принцип работать не будет. Нужно смелее идти в этом направлении и создавать узкоотраслевые преференции, способствующие созданию рабочих мест. Основной задачей ГФС должен стать показатель количества рабочих мест, а не только количество собранных налогов. Если мы пойдем по этому пути, то уже в следующем году бюджет страны увеличится на порядок. А если фискальное давление будет лишь увеличиваться, то перспектив у такой ГФС не будет. ГФС должна обслуживать предпринимателя и спрашивать, что ему нужно, чтобы он платил больше налогов. Нужно спрашивать, что нужно, чтобы к нему пришли инвестиции. Ведь если мы не создадим инвестиционный климат, лучше, к примеру, чем в Грузии, то наша корова все равно умрет. Война уже оторвала ей голову. Вскоре у нее отвалятся ноги. И никакой менеджер не в состоянии сделать из этой коровы гусеницу и таким образом накормить страну. Так не бывает. Именно в связи с этими проблемами открытый конкурс на замещение должности главы фискальной службы очень правильная идея. Это даст возможность не только выбрать лучшего, но и принять во внимание перспективные идеи других кандидатов.

Стоит упомянуть и о других «нововведениях» в налоговое законодательство, которые по своей сути только усложнили работу частных предприятий: электронная система регистрации налоговых накладных, электронная отчетность, электронная подпись – и этим тоже занимается частная фирма, получившая покровительство государства. В то время, когда государство должно само владеть этой монополией.

В Грузии сделали просто – они создали бизнесклимат, который перестал держаться на страхе перед чиновником. Если в результате проверки оказалось, что предприниматель что-то не доплатил – его никто не штрафовал: заплати разницу, а сам иди (в обязательном порядке) и учись, как не допустить ошибку в следующий раз. Потому что в следующий раз его привлекут к уголовной ответственности. Иными словами государство должно сказать каждому бизнесмену: «Мы в тебе заинтересованы!».

Все вышесказанное мною не является планом реформирования Государственной фискальной службы. Это то, какой должна быть философия ее работы. Реформа – это не написанное на бумаге. Реформа должна пройти в традициях: не может быть потомственных налоговиков и таможенников. Их всех нужно менять, потому что стереотип мышления, пронесенный через годы, поменять нельзя. Это должны быть новые люди, с новой философией мышления, с высоким уровнем заработной платы. Не только министр должен получать высокую ставку. Материальная заинтересованность рядового сотрудника – залог успеха в выполнении поставленных перед ним задач.

Возвращаясь к функциям ГФС стоить отметить, что это фактически зеркально отображение политики власти. Ведь законы то принимает не Служба, а парламент. ГФС в понимании власти – армия «опричников», которая доит корову, выжимая последние капли.

Важным аспектом работы фискальной службы также является и оптимизация администрирования налогового контроля в Украине. У нас около 1 270 000 налогоплательщиков. Из них не более 1500 (12%) обеспечивают наполнение 78% бюджета. Остальные 88% налогоплательщиков обеспечивают оставшиеся 22% дохода бюджета. При этом администрирование налогового контроля за такими 88% налогоплательщиков занимает значительно большую часть административных, трудовых и финансовых затрат ГФС. Таким образом, налицо неэффективное распределение усилий по налоговому контролю.   Минимизировать административные, трудовые и финансовые затраты ГФС на контроль малого и среднего налогоплательщика можно, привлекая для такого контроля независимых финансовых контролеров – субъектов аудиторской деятельности. И над этим стоит серьезно задуматься.

Фискальная реформа должна пойти в плюс. Главным индикатором являются люди, которые на себе должны ощутить улучшение. Да, можно говорить, что реформа – процесс долгоиграющий. Но то, какие же плановые показатели сегодня заложены в реформы, для большинства людей так и остается загадкой.

Народный депутат IV-VII созывов,

первый заместитель ГНАУ - глава налоговой милиции в 2005 году

Николай Катеринчук

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини