xcounter
Calendar Icon

Константин Стогний: Внутри государства не менее тяжелая и скрытая война, чем на Донбассе

17.06.2015 12:07

В Украине нужно полностью пересматривать Закон «О милиции», считает тележурналист, экс-советник главы МВД Константин Стогний. К примеру, поясняет он, в милиции не может быть никаких политических групп, однако эта норма постоянно нарушается.

Константин Стогний
Константин Стогний

В Украине нужно полностью пересматривать Закон «О милиции», считает тележурналист, экс-советник главы МВД Константин Стогний. К примеру, поясняет он, в милиции не может быть никаких политических групп, однако эта норма постоянно нарушается. Кроме того, нужно переподчинить Министерству обороны Нацгвардию, которая сейчас относится к МВД. В интервью FaceNews Стогний также рассказывает о том, какие реформы Министерству внутренних дел категорически нельзя перенимать от грузинских реформаторов, и чем плоха для украинских водителей предлагаемая система штрафных баллов.

Над реформой милиции работает огромное количество специалистов. Что заставило Вас сегодня заняться этой проблемой?

Я хочу, чтобы на улицах было спокойно. Потому что то, что происходит сейчас, это невыносимо. Я вижу много вещей, которые неправильно делаются, и хочется уберечь общество и остановить внутреннюю войну. Нас постоянно отвлекают на события, происходящие на востоке Украины – и там действительно война. Кто бы ни говорил, что это операция краткосрочная, все четко понимают – там война и, возможно, еще не на один год. Но почему внимание только к востоку? Наверное, удобнее концентрировать внимание людей только на одной точке и на одной проблеме.

На самом деле, я думаю, что война идет не только на востоке, но и внутри государства. И война скрытая и не менее тяжелая. Количество тяжких преступлений увеличилось за год на 100%, более чем в два раза возросло число убийств, в четыре раза возросло количество насилий с применением огнестрельного оружия, из подразделений милиции пропало 16 тысяч 700 единиц огнестрельного оружия. Только представьте себе это количество!

Кто должен за это отвечать?

Важно другое: если это оружие было украдено, то оно зачем-то было украдено. Если висит на стене ружье, то оно выстрелит в конечном итоге. И мы уже видим, что количество преступлений с огнестрельным оружием в четыре раза за год увеличилось. Но милиция ведет себя удивительным образом. В прошлом году, например, были «разборки» в Киеве возле одного из кинотеатров. «Театралов» было около пятидесяти человек. Вооруженных. Была пальба. Задержали только одного и через день отпустили. Иногда происходящее напоминает театр абсурда. Например, рассказали о случае, когда людям предложили заплатить деньги, чтобы приняли заявление в милицию. Такого я еще не помню. Помню, что не регистрировали, отговаривали людей регистрировать, укрывали эти преступления. Создавались приказы – 200-й, 300-й, 500-й – разные приказы были о том, чтобы все регистрировать. По телефонной линии 102 тоже не учитываются заявления. И сегодня у людей возникает паника – придет ли кто-то на помощь или не придет.

Как основная часть милиционеров, которая осталась со времен Януковича, относится к нависшим над ними делами по Майдану?

Они видят, как их коллеги выходили выполнять приказы, а в конечном итоге по ним начаты уголовные преследования. Надо разбираться, если есть доказательства – нужно наказывать. Но год уже длится разбирательство по Майдану, и никак не могут вынести решение. А помимо этого мониторинговый комитет говорит, что МВД некачественно выполняет эти обязанности. И этих милиционеров то выгоняют, то берут на службу. Но это костяк, который может выполнять функции, который самый опытный. Следователи того периода постоянно находятся под угрозой люстрации, однако их нельзя выгонять, потому что кроме них никто не может выполнить такую специфическую работу, вести следствие или оперативную работу.

Люди в погонах – такие же граждане Украине, как и остальные. И пока милиционеров «клеймили» и демонизировали, многие из них пошли добровольцами защищать Украину на восток, и погибли там. И сегодня, выходя на дежурство в городах и селах, где периодически возникают перестрелки средь бела дня, они легко могут получить пулю. Они это знают, но свою работу выполняют.

А как в милицейской среде относятся к патрульно-постовой милиции, которую сейчас создают?

Милиция с красивыми машинами, снаряжением, большими зарплатами тоже должна быть. Но при этом у «добровольческой милиции», у тех патриотов, которые первыми пошли защищать страну на востоке, и у «старых кадров» возникает логичный вопрос: почему у патрульно-постовой милиции зарплата выше, машины лучше, форма лучше, все блага и льготы. Думаю, со временем все утрясется и нормализуется.

Как Вы относитесь к попыткам грузинских реформаторов приживить их идеи в украинских реалиях?

Когда я ехал из аэропорта в Тбилиси – общался с таксистом. Он рассказывал, что гаишники действительно не берут денег, поэтому стало спокойнее работать. И эти вещи нужно перенимать.

Однако есть очень много вещей, которые нельзя бесцельно брать из любой реформы. Например, милиционеры очень негативно воспринимают прозрачные райотделы, которые построили в Грузии. Ведь видно, кто пришел в милицию, и люди боятся пересуда, что об их походе в милицию все узнают. Это те случаи, когда муж побил супругу, она хочет обратиться в милицию, но не хочет, чтобы знали о ее обращении. Или гражданин знает, что его сосед наркотики продает или оружие, поэтому нужно прийти в милицию и рассказать об этом.

Есть также нюанс оперативной работы – когда в подворотне под видом бомжей или продавцов наркотиков работают сотрудники по борьбе с наркотиками или уголовного розыска. Они внедряются в ту среду так, что их от бандитов не отличишь. Днем оперативнику все равно нужно прийти на работу. Его уже перефотографировали, его все знают в лицо, потому что он сидел в этом прозрачном райотделе, а он вечером выходит на контрольную закупку. Это все равно, что сотруднику милиции одеть форму и идти с кокардой покупать наркотики.

В нынешней реформе МВД использован какой-то опыт предыдущих руководителей ведомства или же все идеи привнесены извне?

Наверное, глупо было бы поверить, что приехала Екатерина Згуладзе и вдруг за три месяца написала реформу МВД Украины. Над реформой работают как независимые, сторонние эксперты, так и специалисты из милиции. Каждый из десяти министров внутренних дел, с которым я работал, хотел сделать реформу – усиленно обсуждали, прописывали, изучали иностранный опыт. И я вижу в тех реформах, которые сейчас предложены в МВД, буквально целые цитаты, которые сам прописывал. В штабе это ведь все накапливалось годами. Институт внутренних дел вытянул на свет божий то, что делалось за все годы независимости – какие инициативы готовил каждый из министров. Я так понимаю, все это сшили, вместе обобщили и выдали на-гора. Вот это сейчас, похоже, называется реформа МВД. Над ней очень крепко надо думать. Я знаю, что сделать, поэтому в стороне сидеть нельзя.

Возвращаясь к реформе ГАИ: предлагается система штрафных баллов. Для Украины это подходящая система контроля за нарушителями на дорогах?

Впервые с такой системой лично я столкнулся в Германии. Но ведь там система отлажена за много лет. И к человеку совсем другой подход – чтобы не все деньгами мерялось. Систему балов в Украине я пока не понимаю, потому что у нас нечетко прописана ответственность лица в Законе «О дорожном движении». Например, автомобиль можно дать кому угодно без доверенности на управление. Владельцем автомобиля может быть любой человек, который не умеет или не может водить. Закон не запрещает иметь машину, не имея прав. Когда кто-то движется на авто и нарушает правила, кому будут присылать видеофиксацию и протокол нарушения, чтобы снять какие-то баллы? То есть баллы будут снимать владельцу, у которого нет прав. После того, как баллы исчерпались – входят штрафы. Баллов в принципе не может быть, потому что у человека нет прав. Кроме того, нужны дополнительные служащие, которые будут вести учет баллов – начисление и отправку. То есть это дополнительная бюрократия. Время ли сейчас вводить дополнительную бюрократию вместо того, чтобы взять штраф и пополнить бюджет? Я бы систему с баллами отложил до лучших времен.

Ранее Вы говорили о том, что Закон «О милиции» нужно менять. Почему? Назовите хотя бы некоторые нормы.

Рушатся основы государства, нарушают закон высшие должностные лица страны. Делают это публично, стремясь заработать баллы на политическом пиаре. И милиция не осталась в стороне от этого. Например, согласно закону в милиции не может быть никаких политических групп, и милиция не может заниматься никакой политической деятельностью. Можно спорить в отношении фигуры министра, потому что многие объясняют, что министр – это результат работы коалиции, например. А коалиция – это политические действа, политическая среда. То есть политическую фигуру из какой-то партии назначают на эту должность. Но сегодня, даже если министра отодвинуть в сторону, мы видим, что и замы министров, и советники – они члены каких-то партий. Если это все-таки политические фигуры в милиции – измените закон. Ну, нельзя же издеваться над законом «О милиции», который напрямую запрещает любую политическую деятельность. У нас министр с плакатом, его замы или советники, агитируют за какой-то фронт или политическую силу. Так не может быть: поменяйте статью закона, разрешив им быть политическим инструментом партии, которая победила. Если милиция сама нарушает самое святое, что у нее есть – Закон «О милиции», что можно требовать от нее и от гражданина в этом обществе?

И второе. Есть норма о том, что внутренние войска (преобразованы в марте 2014-го в Нацгвардию, - Ред.), относятся к МВД Украины и подчиняются министру внутренних дел. Я категорически против войск в составе МВД. Министерство должно заниматься внутренней политикой, но это никак не войска. Все войска нужно отправить в подчинение Министерству обороны. Может, министру и его замам потому и некогда заниматься охраной общественного порядка, потому что на нем какие-то там войска? Может сюда еще авиацию и какие-то подводные лодки добавить? Это все еще в Законе «О милиции» с советских времен осталось, когда боялись бунтов, массовых выступлений. Тогда же политическая верхушка решила себя обезопасить. И чтобы международное сообщество не говорило о том, что власть армию против простых людей бросает, чиновники ввели войска МВД. Это та же армия, только в составе МВД. Закон «О милиции» нужно пересматривать полностью.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини