Пьянь за рулем Закона не боится. Потому что он не работает

02.02.2017 в 13:20 | Мария Сулима, «Україна молода»

​В 2016 году в Украине произошло 8129 ДТП по вине пьяных водителей, это 5,3% от общего количества дорожно-транспортных происшествий.

По вине нетрезвных водителей погибли 223 человека. И статистика свидетельствует, что количество «пьяных» ДТП за последние 5 лет все время растет. Только во время новогодних праздников в 2017-м случилось 80 пьяный аварий ...

В прошлом году, 26 июля, вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции».

Согласно ему за вождение в таком состоянии были увеличены штрафы до 600 необлагаемых минимумов доходов граждан — это 10 200 грн., с лишением права управления транспортными средствами на один год. Если в течение года водитель совершил повторное правонарушение, то штраф уже составит 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан — 20 400 грн., а права управлять транспортным средством лишают на три года.

А если водитель в течение года дважды привлекался к административной ответственности за управление в состоянии алкогольного опьянения, то за следующее такое нарушение штраф уже составит 2400 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 40 800 грн., а права управлять транспортными средствами его лишат на десять лет. Казалось бы, такое ужесточение наказания должно хоть как-то изменить ситуацию на украинских дорогах. Однако статистика пока этого не подтверждает.

По данным Департамента превентивной деятельности управления безопасности дорожного движения, только с 1 по 9 января 2017 года в Украине произошло 80 (!) дорожно-транспортных происшествий по вине пьяных водителей. Толи даже недавно принятые штрафы малы, или праздники слишком долгие, или дело в тотальной безнаказанности?

«Не верю, что эту мразь посадят ...»

Именно о безнаказанности написал на своей странице в Facebook поэт Артем Полежака. 27 декабря 2016 года на Салтовском шоссе в Харькове навстречу ВАЗ-2102, в котором ехал его брат с женой и дочерью, вылетел джип Toyota Prado, за рулем которого был Павел Игоревич Мороз. Экспертиза подтвердила — он был пьян, а выехал на встречную полосу, потому что бежал с предыдущего места аварии. 8-месячный младенец погиб на месте, отец — 35-летний Александр Полежака — впал в кому, и спасти его уже не удалось. «Не верю, что эту мразь посадят. Откупится», — прокомментировал ситуацию Артем Полежака, брат и дядя погибших.

После этого страница Артема в соцсети по неизвестным причинам была заблокирована, поэтому через своих друзей, опять же в соцсети, Полежака обратился ко всем с просьбой распространять эту информацию, чтобы она получила огласку, и, возможно, именно этот резонанс не позволит виновным избежать наказания. «Не стоит поднимать паники, пока ведется следствие.

Я обычный человек, и мои родители — простые люди, но я хочу, чтобы убийца был наказан так, как он этого заслуживает по закону. Единственное, о чем я прошу сейчас, чтобы эта информация была максимально распространена», — написал Артем Полежака. Его друзья распространяли эту информацию, а заодно и то, что это дело под свой личный контроль взяли руководители Генпрокуратуры и Нацполиции.

Возникает вопрос: что вообще произошло, раз в нашем государстве дело, когда погибли два человека, когда доказано, что водитель был нетрезв, еще должны контролировать руководители Генпрокуратуры и Нацполиции? Что или кто может оправдать человека, совершившего такое ДТП? И что делать людям, которые не зарегистрированы в Facebook и не могут распространять информацию через соцсети с просьбой взять дело на контроль или хотя бы просить огласки? И опять же, является ли такой контроль гарантией того, что виновных накажут?

Мажорам Генпрокурор не указ

И здесь вспомним еще один пример. 9 января 2016 года в Киеве на метро «Левобережная» джип Mercedes GL на большой скорости вылетел на тротуар и наехал на продавщицу стихийного рынка Надежду Прилуцкую. Женщина погибла. Виновник ДТП — Станислав Толстошеев, сын бизнесмена Андрея Толстошеев из Дружковки Донецкой области.

Летом 2016-го прокуратура Киева закрыла это дело «за отсутствием состава преступления». В сентябре появилась обнадеживающая новость: пресс-секретарь генпрокурора Украины Лариса Сарган сообщила, что, цитирую, «Юрий Луценко истребовал у прокуратуры города Киева уголовное производство о расследовании смертельного ДТП на Левобережной 9 января 2016 года, в котором подозревают 21-летнего киевлянина Станислава Толстошеева. После изучения формальных причин закрытия дела Генпрокурор будет настаивать на восстановлении следствия. Виновные в покрывании мажора будут привлечены к ответственности. Справедливость будет восстановлена».

В тему: В прокуратуре Киева решили что донецкого мажора не стоит наказывать за убийство киевской бабушки

Через год после того, как произошло это ДТП, и через полгода после обнадеживающего поста спикера Генпрокурора Украины журналист Дмитрий Гнап в том же «Фейсбуке» пишет: «На днях я получил ответ от прокуратуры. Никто из тех, кто «покрывал мажора», так и не наказан. Дело три месяца назад отправили на очередную экспертизу, результатов которой пока нет. Когда будут результаты и когда дело передадут в суд — мне не ответили. Очевидно, эксперты с прокурорами ставят научный эксперимент: когда у общества закончится объем памяти, чтобы забыть о случае Толстошеева, и потом потихоньку «закрыть производство навсегда». Как бы там ни было, пока справедливость не восстановлена.

Статистика «пьяных» ДТП

«Україна молода» обратилась в Департамент превентивной деятельности управления безопасности дорожного движения с просьбой предоставить статистические данные о ДТП в Украине, совершенных водителями в нетрезвом состоянии. Цифры такие: в 2016 году в Украине произошло 8129 ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии, это 5,3% от общего количества дорожно-транспортных происшествий. По вине пьяных водителей погибли 223 человека. И статистика свидетельствует, что количество «пьяных» ДТП за последние 5 лет практически все время растет:

Год ДТП % к прошлому году% от общего количества ДТП

Как видно из таблицы, если пять лет назад количество «пьяных» ДТП составляло всего 3,5% от общего количества, то сейчас этот процент уже перевалил за 5 и, судя по количеству новогодних ДТП, эта цифра может расти и дальше.

Повлиял ли на статистику закон об усилении административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения от 26 июля 2016 года? Судите сами:

2016 ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии

И еще одно замечание относительно цифр. В эту статистику попадают ТОЛЬКО те, кто прошел экспертизу на употребление алкоголя — ее могут проводить на месте или в лечебном учреждении. Если экспертиза не проведена, то, как нам сказали в Управлении безопасности дорожного движения, «никто никого ни в чем не может обвинить» и, соответственно, ДТП уже не квалифицируют как таковое, что произошло по вине водителя в нетрезвом виде: «если нет документального подтверждения, то это ДТП в статистику не попадает», — сказал заместитель начальника Управления безопасности дорожного движения Василий Брянцев.

Аварии с участием фотографа Макса Левина и дочери телеведущего Константина Грубича

И здесь хотим вспомнить еще одно резонансное дорожно-транспортное происшествие — с участием директора по грузовым перевозкам и логистике Укрзализныци Ивана Федорко. 3 июля 2016 года на дороге Забирье — Боярка он за рулем Audi Q7 выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем Dacia, в которой ехал фотокорреспондент Макс Левин, его жена и двое детей.

Тогда представитель Национальной полиции Киевской области Николай Жукович сообщил «112 каналу» следующее: «Когда брали кровь на анализ в больнице у водителя Audi, зашли двое мужчин, силой забрали этого водителя, сказав, что мы ему сами окажем помощь, оттолкнув при этом работника полиции, забрали водителя, посадили в легковое авто и вывезли из больницы. Все возражения врачей и следователей о том, что ему (Федорко) здесь тоже могут оказать профессиональную помощь, они отвергли и повезли его в другое заведение». В тот же день взять кровь у Федорко на экспертизу так и не удалось, а значит, пил он или не пил — документальных подтверждений нет, поэтому это ДТП стопроцентно в статистику уже не попало.

Надо понимать, что статистические цифры очень приблизительны и однозначно они не могут быть меньшими, а только больше. Ибо так же не попадают в эту статистику и те водители, которым удалось скрыться с места аварии — трезвые они были или пьяные, об этом тоже никто не знает.

Вспомним, летом 2014 неизвестный сбил дочь телеведущего Константина Грубича — Ольгу. 17-летнюю девушку не спасли, она так и не вышла из комы после аварии. За два года убийцу так и не нашли. По словам Константина Грубича, не помогли никакие обращения к высшим чинам. Поэтому и имел Артем Полежака все основания сказать о том, что виновный в гибели его брата и племянницы откупится.

Поэтому будем внимательно следить, будет ли справедливым расследование дела Полежаки и накажут ли таки виновных, или это ДТП станет одним из негативных примеров безнаказанности и произвола пьяных убийц за рулем.

Компетентно

Адвокат Александр Швец:

Протоколы составляют, а штрафов почти никто не платит

Почему украинцы не боятся штрафов и дальше садятся за руль, выпив, и есть ли какие-то универсальные советы для тех, кто пострадал в ДТП по вине пьяных водителей, «Україна молода» спросила у адвоката Александра Швеца, председателя адвокатского объединения «Независимое бюро расследований», специализирующегося на делах с ДТП.

— Участились обращения именно пьяных водителей к адвокатам, поскольку до принятия закона об усилении административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, который начал действовать от 26 июля 2016 года, решали вопрос — или штраф, или лишение прав, а теперь и штраф большой, и лишение прав.

У нас проблема в том, что люди привыкли ездить навеселе — сделай любые штрафы, но наши водители хоть и изредка, но все равно будут так ездить, надо переламывать эту привычку.

— А как ее можно переломить?

— Надо сказать, что увеличение штрафов и лишение водительских прав многих стимулировало в положительном плане: люди стали чаще задумываться, садиться ли за руль в нетрезвом состоянии. Но для того, чтобы увидеть результат ужесточения наказания за вождение в нетрезвом состоянии, необходимо определенное время, полгода — это мало, через год-два увидим. Возможно, тогда уже езда в нетрезвом виде и перестанет быть нормой.

Надо, чтобы люди знали, что кого-то за такое нарушение привлекают к ответственности. Вот у нас, например, в Уголовном кодексе, наказание исправно исполняют, а в административном плане проблема — по крайней мере, раньше было именно так, сейчас не знаю, возможно, цифра и другая, но не кардинально — взимают штрафы на уровне 2% от наложенных. То есть протоколы составляют, а штрафы почти никто не платит. На законодательном уровне не отработан механизм взыскания штрафов, не срабатывает механизм неотвратимости наказания: момент наложения наработан, а взыскание штрафов — нет. Я знаю лично случай, когда человек купил машину, хозяин которой набрал штрафов на 14 000.

— Возможно, надо перенимать опыт других стран?

— Для сравнения в США. Там давно права — это пластиковая карточка. Когда полиция останавливает водителя, то она считывает с карточки данные. Если набралось 200 долларов неуплаченных штрафов, то водителя забирают в участок. И пока за тебя никто не заплатит этот штраф и не внесет залог, тебя не выпустят. Поэтому люди и платят штрафы — потому что если наберется на 200 долларов, им светит арест.

А у нас как: есть штраф, он висит в базе ГАИ, и к тебе могут предъявить претензии, когда ты пришел перерегистрировать автомобиль или заменить водительского удостоверения. А когда тебя останавливают на дороге, то даже не проверяют — есть у тебя неоплаченные штрафы или нет. Когда их набирается на определенную сумму — где-то более 10 000, тебя могут через исполнительную службу выставить в арест или задержать автомобиль. Но там тоже свои условия, и если пропущены сроки, то уже штраф не взыщут.

Кодекс об административных правонарушениях был принят в 60-х годах прошлого века. Туда вносят какие-то новые нормы, но самой процедуры никто не менял. Например, во всех кодексах есть понятие отвода судьи, а здесь нет — даже если судья пьяный или заинтересованное лицо. Законодательной работы у нас очень много, но, к сожалению, ее никто не делает.

— Возможно, озвучите какие-то советы тем, кто пострадал в ДТП по вине нетрезвых водителей?

— На месте, когда произошло ДТП, надо, чтобы грамотно работала полиция. Советов как таковых нет, надо собирать доказательную базу — любые данные, указывающие на совершение лицом правонарушения, то есть видео, фото, свидетельства очевидцев. Этих доказательств не бывает много, чем больше — тем лучше, а тем более, когда водитель вины не признает.

Может, это звучит из уст адвоката не очень корректно, но самый лучший совет — сразу обратиться к адвокату, человеку, знающему все подводные камни. Или к другому специалисту, кто поможет сориентироваться на месте и все сделать правильно. Очень часто оправдывают пьяных водителей именно на основании того, что нарушена процедура освидетельствования на состояние употребления алкоголя. В админкодексе указано, что нарушение этой процедуры влечет за собой признание освидетельствование недействительным, поэтому все, что нужно доказать, — это то, что процедура нарушена.

Я не видел таких материалов, в которых наши копы не допускали бы нарушений, там сплошные нарушения. Они законов не знают и знать не хотят. Полтора года назад, когда полиция только начала работать, вообще было что-то страшное. Судьи все время присылали материалы на доработку в органы, которые их составили, потому что протокол должен быть составлен четко определенным способом, предусмотренным кодексом. И состояние дел в полиции не становится лучше. Теперь вот из полиции уходят нормальные люди, а остаются те, что ведут себя точно так же, как прежние. Можно было сделать реформу в полиции правильно, но на самом деле сделали лишь

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
Все видео

Лента новостей

ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 11 годин 40 хвилин тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 12 годин 28 хвилин тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 14 годин 20 хвилин тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 15 годин 57 хвилин тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 18 годин 24 хвилини тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 20 годин 58 хвилин тому
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 23 години 58 хвилин тому
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 вчора
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 вчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 вчора
Відомі роботи-пси Boston Dynamics отримали кумедний костюм (відео)
🕑 вчора
В Урпошті нецензурно відповіли на критику за продаж старих авто (фото)
🕑 вчора
Україна розгромила Китай на ЧС-2024 з хокею (відео)
🕑 вчора
Під Москвою палала масштабна пожежа на заводі (відео)
🕑 позавчора
"Київ Незламний": ТОРівці здобули призові місця в турнірі (фото)
🕑 позавчора
Все новости