Ни одной свадьбы, только похороны: будни захваченного Луганска

02.08.2018 в 10:23 | Яна Викторова, «Сегодня»

Ритуал свадьбы устарел и не в моде сейчас – из-за его дороговизны и местных документов о браке.

Наша улица не хуже или лучше других. Она ровно такая же, как и многие в моём районе. Если оценивать её с точки зрения географических особенностей, то она упирается в речушку, широкая и светлая. И в этом она, пожалуй, лучше многих улиц моего края. Старшая улицы бдит, чтобы у нас горели все фонари и ещё, чтобы у ворот не скапливался строительный или бытовой мусор. Не всегда это у неё, конечно, выходит, потому что брошенные дома видно за версту – трава выше человеческого роста, выгоревшая краска на воротах и мусор, который скапливается в палисаднике и безошибочно указывает на такие вот пустые и бесхозные дома. А люди, люди разные, как и везде. В детстве мне казалось, что мой край – это клан. Этому были причины, раньше дома родственники старались строить рядом и держаться вместе, поэтому половина улицы могла носить одну фамилию. Это потом усадьбы стали продавать, делить, даже дома делить и продавать, но эта особенность – семейственность, где не рады чужакам, – осталась навсегда. Чужака определяют каким-то внутренним чутьём. Это те, кто купил дом и переехал из квартиры, это слишком образованные или слишком обеспеченные люди. Словом, те, что выделяется на общем фоне какой-то одной особенностью. К таким долго присматриваются и своё отношение к ним передают по наследству, даже если чужак живёт на нашей улице три десятка лет.

Условно можно разделить нашу улицу на тех, кто работает, и тех, кто сидит дома. К последим относятся старики и просто безработные, которые могут состоять в таком странном статусе годами. Проще было бы назвать их ищущими работу или временно не работающими, но временно – это последние четыре года. Многие из них оказались вообще не приспособлены для поисков работы. Где-то как-то работали, их это устраивало, а с войной они оказались за бортом, и они начали искать ровно такую же работу на таком же предприятии, не понимая, что нужно гибко приспосабливаться под обстоятельства, а не ждать чего-то. К безработным относятся и те, кто спился за последнее время. О, это бОльшая часть мужчин нашей улицы. И, что интересно, они – хозяева улицы. Они на виду, они заметны и к ним благосклонны. Их положение отчего-то склонны оправдывать и сочувствовать им. И их алкоголизм здесь не видят болезнью, а лишь следствием ряда неблагоприятных факторов. Пьянство тоже сильно изменилось. Пить стали в открытую, у домов, принося бутылки в руках, а пиво трёхлитровыми бутылями на вечер.

Работающие на фоне стариков и безработных заметны меньше. Они уезжают утром и возвращаются вечером. Они спешат всё успеть и не имеют времени сидеть на корточках у домов. Им немного завидуют, потому что у них есть стабильный доход и призрачная для многих работа. Причем завидуют как тем, кто работает за гроши, так и тем, кто что-то зарабатывает – ключевое слово здесь всё-таки "работа". Да и сами работающие вряд ли понимают элитность своего положения – возможность одеваться иначе, иметь занятость, востребованность. Странные, конечно, категории. Из тех, кто поменял с войной сферу занятости и начал работать в новой отрасли: валютчица в пункте обмена валюты (до лета 2014 года начальник отдела маркетинга крупного производственного предприятия); операционисты коммерческих центров по обналичиванию украинских пенсий (до войны студентки); начальник отдела в головном почтовом отделении (до войны почтальон); охранник рынка (до войны строитель); менеджеры по продажам продуктов питания (до войны работали продавцами в торговых центрах). Последние резко выделяются на общем фоне, потому что ездят на своих машинах и выглядят безбедно. Машина – вообще показатель бизнес-класса на нашей улице. Если человек ездит на своём авто, его воспринимают как обеспеченного человека, у которого всегда есть деньги.

Ещё одна особенность времени – ожидание. Это новая категория жизни нашей улицы. Ждут разных вещей – работы, пенсии, лучшей жизни и приезда детей. На нашей улице через дом потери – выехавшие и распавшиеся семьи. Поэтому старики ждут, привычно ждут лета, чтобы провести с детьми неделю или две, чтобы решить какие-то скопившиеся вопросы, чтобы пожить полной, как до войны, жизнью, нацеловаться внуков, пожить семьёй и год вспоминать эти минуты вместе до следующей встречи. Кто-то моет, белит и красит в ожидании приезда детей. А кто-то ждёт, чтобы это сделали приехавшие из своей новой жизни дети. И часто бывает так, что дети не успевают проститься – ожидание встречи становится непосильной ношей для стариков. И то ли война, то ли жизнь, то ли стрессы сокращают годы не только стариков. И это тоже новая категория жизни – частые смерти без долгой болезни. Как будто человек умер на бегу, в привычной суете дел, так и не дождавшись чего-то важного. Говорят, что причина смерти у всех одна – эта война.

Летом жизнь нашей улицы заметно оживляется. Долго сидят у ворот за неспешными беседами под дымок сигареты или потягивая пиво. Говорят о политике, ценах, прогнозах, слухах, обсуждая происходящее в мире и жизнь нашей улицы. Как и раньше, ходят всей улицей прощаться с умершими и радуются новорожденным. В этом есть что-то, что было и десять, и двадцать лет назад, и, наверное, полвека назад тоже. Женщины закрывают на зиму овощи, мужчины косят траву у ворот, дети бегают в местной – вечной – пыли. И жизнь идёт, поколения сменяют друг друга и у вчерашних детей рождаются уж их дети – отчего-то рано и торопливо, чтобы успеть пожить и успеть выполнить какую-то свою жизненную программу. А ещё похороны у нас бывают чаще свадеб, потому что с войной на нашей улице не было ни одной свадьбы – этот ритуал устарел и не в моде сейчас – из-за его дороговизны и местных документов о браке.

Война внесла свои коррективы, но даже война бессильна перед местным раздорожьем, пылью, ветрами, подступающим камышом от реки, абрикосовым тленом в июле и голоногим детством, которое с годами переходит в беззубую старость у ворот – в вечном ожидании чего-то лучшего.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
Все видео

Лента новостей

ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 7 годин 29 хвилин тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 8 годин 17 хвилин тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 10 годин 9 хвилин тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 11 годин 46 хвилин тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 14 годин 13 хвилин тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 16 годин 47 хвилин тому
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 19 годин 47 хвилин тому
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 вчора
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 вчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 вчора
Відомі роботи-пси Boston Dynamics отримали кумедний костюм (відео)
🕑 вчора
В Урпошті нецензурно відповіли на критику за продаж старих авто (фото)
🕑 вчора
Україна розгромила Китай на ЧС-2024 з хокею (відео)
🕑 вчора
Під Москвою палала масштабна пожежа на заводі (відео)
🕑 позавчора
"Київ Незламний": ТОРівці здобули призові місця в турнірі (фото)
🕑 позавчора
Все новости