Зачем в Украине сузили дороги

24.09.2018 в 13:29 | Елена Криворучко, «НВ Бизнес»

С первого сентября вступили в силу новые Государственные строительные нормы относительно минимально допустимой ширины полосы движения.

В городах ее сузили с 4 метров до 2,75 метров, а на дорогах, в зависимости от уровня загрузки, с 3,5-3,75 до 3-3,5 метров. Но зачем государство пошло на эту новацию, и какие результаты она может принести для автомобилистов.

В Украине крайне остро стоит проблема безопасности движения. На дорогах ежегодно гибнет в разы больше людей, чем в европейских странах с намного большим уровнем автомобилизации. Только за первые шесть месяцев 2018 года в Украине в ДТП погибло порядка 1240 человек.

Одна из главных причин данной статистики – это вовсе не состояние дорог. Вернее будет сказать, что зависимость между состоянием дорог и смертностью зачастую обратная от ожидаемой. Чем больше на дороге ям, тем меньше людей гибнет в результате ДТП, и наоборот. Потому что плохая дорогая делает то, чего не делает отсутствующая культура вождения – заставляет водителей быть внимательными и соблюдать адекватный скоростной режим.

Очень часто украинские автомобилисты игнорируют ограничения скорости. Это происходит как в городах, так и за пределами населенных пунктов. В данном случае, проследить осмысленную мотивацию водителей к нарушениям довольно трудно. Пиковая скорость100-110 км/час в городе не даст никакого ощутимого выигрыша по времени на отрезках в 4-20 километров, потому что автомобилист все равно в среднем будет ехать от 20 до 40 км/час. Причина этому – большое количество светофоров и трафик. С другой стороны, получать острые ощущение, если все дело в них, можно намного более интересным и менее опасным способом. Даже банальный картинг наверняка заставят человека испытать больше эмоций, чем превышение скорости в городском режиме. Не говоря уже о прыжках с парашютом.

По большому счету, человек ездит быстро бессознательно, и делает просто потому, что может. В условиях Киева легко представить автомобиль, который вечером несется по одному из мостов. Однако совсем трудно вообразить себе машину на скорости в 90-100 км/час днем на Подоле. Потому что во втором случае водитель, вынужденный пробираться по узкой полосе, оставленной запаркованными по обе стороны автомобилями, совсем не захочет гнать.

Примерно такая же логика стоит за идеей сужения полос. Находясь в условиях ограниченного пространства, водитель становится более внимательным. А его естественная реакция в ответ на сложившиеся обстоятельства будет заключатся, в том числе, в выборе адекватного скоростного режима, способного обеспечить повышенную безопасность движения всем участникам. В свою очередь, увеличение концентрации автомобилистов на дороге, а также снижение скорости движения, не очень сильно снизят пропускную способность дорог. В принципе, это будет около 95-97% от текущих значений. А когда мы уберем ДТП, которые случаются по неосторожности и тормозят трафик, то де-факто пропускная способность еще и увеличится.

Тем не менее, здесь нужно не забывать еще об одном факторе. На более узких полосах уже не получится годами не наносить разметку, как это случается в некоторых украинских городах. Иначе эффект выйдет прямо обратный от ожидаемого – даже снизив скорость, водители все равно будут чаще попадать в ДТП из-за очевидной невозможности ежесекундно не только управлять транспортным средством, но и воображать себе отсутствующую разметку. А в те моменты, когда воображение двух водителей не совпадет, возникнет риск пусть даже не очень серьёзного, но все-же ДТП. Таким образом, очевидно, что новые более узкие полосы – это правильный инструмент, но только в том случае, когда он будет дополнен качественным содержанием дорог.

С другой стороны, в новой ширине полос не стоит искать какого-то радикального источника экономии средств при дорожных работах. Подрядчик все равно будет использовать то же количество техники, и максимум, на чем он сэкономит – это на количестве материалов в связи с потенциальным уменьшением объема работ. Плюс важно понимать, что при дорожном строительстве от 30 до 50% сметы обычно стоят разные искусственные сооружения, и на их количество сужение полос также не повлияет.

Еще один вопрос – нельзя ли теперь вместо 3 полос делать, например, по 4, и тем самым увеличивать пропускную способность дорог. Скорее всего, нет. Дело в том, что даже увеличение количества полос на определённой магистрали вряд ли решит проблему трафика и заторов. Ведь чаще всего они возникают не на прямых длинных участках, а в местах так называемых «узких горлышек». Таким местом может быть левый отнесенный поворот, неудачно продуманный перекресток и так далее. Значит, даже если мы подведем к узкому горлышку более интенсивный трафик, он все равно не сможет уехать оттуда быстрее. Более того, вполне вероятно, что большее количество полос еще и ухудшит ситуацию – при нерешенных проблемах, прирост трафика на 10-20% снизит среднюю скорость пробки до 2-2,5 раза и, как результат, удлинит время в пути.

Сужение полос призвано решать важную задачу – увеличивать безопасность движения на дорогах, создавая водителям условия, в которых они просто не захотят превышать скорость. Сначала неосознанно, а потом уже по привычке, украинские автомобилисты будут перенимать необходимость соблюдения адекватного скоростного режима в городе и за его пределами. Хотя окончательные выводы можно будет делать уже после широкого внедрения новации – когда у нас будут цифры, и можно будет сравнивать, насколько сужение полос улучшило ситуацию непосредственно на практике.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
Все видео

Лента новостей

ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 3 години 17 хвилин тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 4 години 5 хвилин тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 5 годин 58 хвилин тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 7 годин 34 хвилини тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 10 годин 1 хвилину тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 12 годин 35 хвилин тому
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 15 годин 35 хвилин тому
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 23 години 3 хвилини тому
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 вчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 вчора
Відомі роботи-пси Boston Dynamics отримали кумедний костюм (відео)
🕑 вчора
В Урпошті нецензурно відповіли на критику за продаж старих авто (фото)
🕑 вчора
Україна розгромила Китай на ЧС-2024 з хокею (відео)
🕑 вчора
Під Москвою палала масштабна пожежа на заводі (відео)
🕑 позавчора
"Київ Незламний": ТОРівці здобули призові місця в турнірі (фото)
🕑 позавчора
Все новости