Дескать, Фонд остановил свою помощь, и больше нам надеяться не на что. Однако давайте разберемся: может, это шанс для Украины не отказываясь полностью от помощи Фонда, попытаться ослабить финансовую удавку?
Для начала определимся: никакой трагедии не произошло. То, что Международный финансовый институт временно приостановил работу в стране, где произошла смена политического курса, вполне закономерно. У нас новый президент, парламент на грани роспуска, премьер и его кабинет собрались в отставку. Как такой стране давать деньги? В МВФ ведь работают люди прагматичные, они не станут так рисковать.
Идем дальше. Нужны ли Украине деньги МВФ? Несомненно. На данном этапе без траншей Фонда нам не обойтись. Этот вопрос я оспаривать не собираюсь, однако предлагаю задуматься вот над чем. В Украине много своего финансового ресурса, и у нас есть шанс привлечь внешние средства — не взаймы, не под процент, а напрямую в экономику страны. В мире множество инструментов, посмотрите на Сингапур, Гонконг, Объединенные Арабские Эмираты. Они сумели совершить прорыв безо всяких внешних заимствований.
Возможно, сравнивать Украину с ОАЭ не совсем корректно — все-таки, в Эмиратах есть нефть, благодаря которой экономика государства в середине прошлого века резко рванула. А вот Сингапуру и Гонконгу с природными богатствами так не повезло. Поэтому им пришлось идти другим путем. Создавать благоприятный бизнес-климат, устранять препятствия на пути капитала, в том числе, бюрократию и коррупцию, привлекать инвестиции.
В новейшей истории еще немало примеров, когда страны, зависимые от МВФ, все-таки отказывались от финансовой помощи фонда, после чего совершали мощный экономический прорыв. Например, Португалия, которая в 2014 году вышла из программ финансовой помощи МВФ и Евросоюза. Страна пошла по пути снижения долговой нагрузки государства и сделала ставку на огромное конкурентное преимущество — туристическую сферу. В результате ВВП государства начал хоть не быстро, но уверенно, расти, а в октябре прошлого года международное рейтинговое агентство Moodyʼs впервые с 2011 года повысило долгосрочные рейтинги Португалии до уровня инвестиционной категории — «Baa3» с «Ba1» (с позитивного на стабильный).
После выплаты долга МВФ и отказа от дальнейших траншей начала стремительный рост и экономика Турции. Турки сделали ставку на экспорт и сферу услуг, в частности, туризм. В результате в 2018 году ВВП страны вырос на 19,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 3 триллиона 700 миллиардов 989 миллионов турецких лир. Кстати, Турция не только смогла погасить долги перед МВФ, но и сама стала его кредитором.
С другой стороны, хватает и примеров, когда злоупотребление кредитами МВФ стало одной из главных причин затяжного кризиса. Это, в частности, касается латиноамериканских стран, например, Аргентины, которая в конце 90-х прошлого века сделала ставку на МВФ, привязала песо к доллару. В результате конкурентоспособность экономики была полностью утрачена, ставки по кредитам постоянно увеличивались, что привело к нескольким дефолтам (один из самых крупных — в 2001 году на сумму более 130 млрд. долларов).
По сути, все эти факторы имеют место и в Украине. Однако мы не можем просто взять и отказаться от помощи МВФ, как это, допустим, сделала Польша в 2017 году, заявив, что кредит в $9,2 млрд от фонда им не нужен, поскольку у них и так с экономикой все хорошо. Поляки в 90-е годы провели структурные реформы, используя для развития экономики все ресурсы, в том числе, те же деньги МВФ. Поэтому сейчас пожинают плоды правильных, хоть и непопулярных решений.
Украина этим похвастаться не может. Мы серьезно не занимались структурным развитием экономики, а транши МВФ фактически проедали. У нас по-прежнему отрицательный торговый баланс, который необходимо выравнивать с помощью новых внешних заимствований. Образуется порочный круг.
Однако очередную «передышку» перед новым траншем МВФ я воспринимаю как шанс начинать искать способ минимизировать внешние заимствования. Мы должны научиться рассчитывать на себя и привлекать напрямую инвестиции в экономику страны, используя частный и корпоративный капитал. Опыт других стран показывает, что это возможно. А для начала необходимо добиваться реструктуризации внешних долгов, уменьшать размер выделяемой помощи, направляя освободившиеся средства в развитие экономики.