100 лет назад обычные люди не имели роскоши решать, чем заниматься по жизни. Их профессиональный путь предопределялся полом, социальным статусом и местом рождения. Наши дети получили как дар свободу учитывать свои желания и способности — но сколько людей пользуется такой возможностью? Насколько молодые взрослые реализуют свою субъектность?
Рядом с сильным успешным родителем, задающим высокую планку, ребенку сложно принимать решения, ошибаться и падать, и как следствие, взрослеть. Слабые нереализованные родители не позволяют взрослеть по другой причине — не разрешая превзойти себя, ограничивая узостью своего мира и мечт. У ребенка может срабатывает скрытая выгода: раз родители звучат так уверенно — пусть они и решают. Можно уйти в виртуальные миры, где многое разрешено, и игнорировать реальные, где скучно и неинтересно.
В обеих случаях мы недополучаем социальную энергию взрослых людей, имеющих все возможности менять страну и большой мир. Родители застревают в семейном круге, боясь оказаться ненужными, как только забота о детях прекратится.
Известный психолог Эрик Эриксон характеризует зрелую взрослость способностью человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством мира. Такое переключение внимания взрослых дает детям возможность успешно сепарироваться и совершать ошибки, приобретая собственный опыт, пока мы живы и имеем возможность их поддержать (не путать с «опекать»).
Убеждения родителей, сдерживающие взросление и субъектность наши детей, на мой взгляд таковы.
1. Вера в свою экспертность и понимание будущего
Родители, достигшие больших успехов в карьере или бизнесе, экстраполируют свой опыт на будущее и делают вывод, что они знают, как оно будет устроено. Но согласитесь мы и настоящее часто не успеваем осознать, живя прошлым — тем более не можем конкурировать с детьми в контакте с будущим.
2. Сверхвера в важность стартовой точки
Родители тревожатся о поступлении в вуз, переоценивая его значение. А на самом деле, для ребенка это всего лишь старт, который в сегодняшнем мире может быть и небезупречным — мир слишком сложнен и изменчив, чтобы придавать важность одному фактору. Можно понять, когда это Гарвард или Стэнфорд и тебе гарантировано место в «большой четверке». Но и тут вопрос — а ты точно хочешь именно туда?
«Не бывает идеального образования. Не бывает единственно правильной цели в жизни… единственно правильной работы. Все это мифы. Более верно начать с какого-то старта и затем постоянно перестраиваться. Чем сложнее становится мир, тем менее важную роль играет начальный пункт. Поэтому не стоит вкладывать ресурсы в некий безупречный старт. Вместо этого упражняйтесь в искусстве корректировки, по ходу дела проверяйте, ищите, что себя не оправдывает», — Рольф Добелли, один из европейских мыслителей.
3. Диплом как новый каргокульт, а ЗНО как ложная цель
Высшее образование все больше напоминает практикум по овладению бытовой коррупцией и искусством плагиата. И не дает навыки, востребованные работодателем. Диплом давно ничего не гарантирует. Но почему бы не поучиться за счет налогоплательщиков? Практика имитации, как болезнь, которой пропитано общество, начинается с этих неосознанных шагов, которые заканчиваются тем, что 60% людей не работают по своей специальности, имитируя карьеру. И мне интересно, могут ли налогоплательщики попросить вернуть неэффективно израсходованные деньги?
Система ЗНО принесла больше справедливости в образование, и это большой плюс, но не причина жертвовать два года репетиторам и подготовкам в ущерб другим интересам и занятиям.
4. Запрет на паузу
Родители не хотят слышать о перерыве после школы, мол, за год отвыкнет учиться и все забудет, или — «а что я скажу соседям или бабушкам». А ведь год перерыва — gap year — это нормальная практика для всего цивилизованного мира. Сразу после школы молодые люди не готовы делать серьезный выбор в своей жизни. Это время в самый раз для первой работы, первого предпринимательского опыта, первых собственных денег, путешествий с волонтерскими проектами, изучения языков, неформальных обучающих курсов — чтобы исследовать себя в реальном мире, а не в вузовских учебниках. Нет в университетах Европы и Америки 16−17-летних.
Когда у молодых людей нет сил сопротивляться этому прессу, ему становится все равно. И тогда взрослые возмущаются, что их дети ничего не хотят…
Когда наши сыновья вернулись после обучения за границей, их, да и нас с мужем, преследовали вопросом — почему вернулись. Вопросом, который причинял боль, вынуждающий оправдываться за выбор, который кажется естественным. В Украине многие родители мечтают, чтобы дети уехали за границу и там остались — то есть у нас, взрослых, нет веры в то, что мы построим мир, достойный наших детей, и мы расписываемся в своей беспомощности.
Понимаю, задача не из простых. И у нас сложный случай. И большой груз прошлого. Но, возможно, одна из причин — мы не туда инвестируем энергию после того, как дети выросли? Помогаем там, где наша помощь уже не нужна? Взращиваем инфантильность, продлеваем подростковый возраст, который и так достиг своего исторического пика? И не строим мир, в котором вместе хотели бы жить.