МАКС-2019: сомнительные достижения российского авиапрома

30.08.2019 в 16:25 | 172, «Deutsche Welle»

Самолет МС-21 и новый истребитель Су-57 - главные премьеры отечественных производителей на авиасалоне в Жуковском. DW попросила экспертов оценить российские новинки.В подмосковном Жуковском завершилась трехдневная деловая программа XIV Международного авиакосмического салона МАКС-2019. С 27 по 29 августа салон посетили более 140 тысяч человек, сообщили организаторы. В мероприятии приняли участие 827 компаний из 33 стран. Главными премьерами российских авиастроителей стали в этом году пассажирский среднемагистральный лайнер МС-21 и многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57. DW выясняла, можно ли по итогам МАКС-2019 говорить о крупных достижениях России в области авиастроения.

Главная "новинка" гражданской авиации - МС-21

Важнейшим показом МАКС-2019 стала демонстрация российского пассажирского узкофюзеляжного самолета МС-21. Корпорация "Иркут" привезла на выставку три опытных экземпляра этого лайнера. В настоящее время самолет продолжает разрабатываться. Три самолета проходят летные испытания, еще четыре - стендовые. Серийное производство, по заверениям производителя, должно начаться в 2021 году. Эксперты скептически настроены по отношению к МС-21 и его способностям составить в перспективе конкуренцию зарубежным аналогам. Причин несколько.

"Конкуренты МС-21 - это Boeing 737 и Airbus 320, которые производятся уже не один десяток лет. Это два "монстра", которые фактически поделили между собой рынок в своем сегменте, - заявил DW независимый авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ "Сухой" Вадим Лукашевич. - Надо понимать, что российский самолет после выхода в серию будет не таким, каким нам показывают МС-21 сейчас. Там будет другое крыло - композиты из-за санкций придется поменять, другие двигатели - на представленных на МАКС-2019 установлены американские, а своего двигателя фактически еще нет".

Эксперт отмечает, что, когда самолет выходит на рынок, он должен отвечать определенным требованиям по экономичности, межполетному и общему ресурсам, постпродажному сервису. "Это то, из-за чего сегодня Superjet(SSJ 100) больше стоит на земле, чем летает, не выдерживая конкуренции. Что будет с МС-21, неясно, фактических эксплуатационных характеристик у нас нет, а расчетные были заявлены 10 лет назад. Надо ждать момента, когда будет налажено серийное производство", - говорит Лукашевич. Новшество заключается, по его словам, лишь в том, что опытные образцы показали публике.

Кто станет первым эксплуатантом нового самолета?

Несмотря на неопределенность фактических характеристик, производителю уже удалось договориться с потенциальными заказчиками. Президент "Иркута" Равиль Хакимов отрапортовал, что соглашения о намерениях покупки пяти МС-21 были заключены в рамках МАКС-2019 с авиакомпанией "Якутия", десяти - с казахстанской Bek Air. Также, по его словам, "Иркут" и "Аэрофлот" могут до начала 2020 года подписать контракт на поставку 34 самолетов. Весной этого года сообщалось, что "Аэрофлот" планирует взять в лизинг партию из 35 МС-21 в дополнение к ранее заказанным 50.

По мнению Лукашевича, российским авиакомпаниям заказ был в прошлом и будет снова навязан государством (как и в случае с SSJ 100). Зарубежных же покупателей ожидать преждевременно. "Заказ обычно формируется, когда авиакомпания знает производителя и знакома с его самолетами. МС-21 - совершенно неизвестная машина, кот в мешке, и производитель по большому счету тоже никому не известен, указывает эксперт. - Никто не знает, что может предложить "Иркут". Это завод с остатками ОКБ имени Яковлева, и последний гражданский самолет, который был этим ОКБ создан - это Як-42 (был разработан в середине 1970-х годов - Ред.). С тех пор весь накопленный ранее опыт утрачен".

Су-57: пятое поколение или летающая лаборатория?

Главная премьера в области военного российского авиастроения, показанная на МАКС-2019, - истребитель Су-57. Серийно самолет также еще не производится. "Он заявлен как пятое поколение, но по ряду параметров, в частности, по уровню радиолокационной заметности, до него не дотягивает. Не имеет он и двигателей, которые позволят ему стать полноценным самолетом пятого поколения. Пока это летающая лаборатория, но это нормально - сначала самолет должен лет пять находиться в опытной эксплуатации в войсках", - считает Лукашевич.

Эксперт уверен в том, что Турция - несмотря на озвученную президентом страны Реджепом Эрдоганом возможность покупки Су-57 - не станет приобретать этот истребитель, поскольку против будут выступать партнеры Анкары по НАТО. "Это работа на публику - и со стороны России, и со стороны Турции, - полагает Лукашевич. - Будучи страной-изгоем, Россия вынуждена довольствоваться этим, как и партнерством с КНР (в этом году впервые МАКС проводится при партнерском участии Китая - Ред.)".

Директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Руслан Пухов также считает, что Турция вряд ли купит Су-57, хотя он и уверен, что самолет можно причислить к пятому поколению. "Это полновесный самолет пятого поколения. Правда, на сегодняшний день он остается предсерийной машиной. Еще не известно, когда он станет настоящим "бойцом" и поступит на рынок. Учитывая, что это процесс сложный и дорогостоящий, это вряд ли случится раньше, чем через 5-8 лет", - полагает Пухов. Время не сыграло на руку и другой новинке - вертолету К-62 в новой конфигурации. "К-62 было приятно видеть в небе, но его программа сильно затянулась. Это снижает его перспективы на рынке", - отметил собеседник DW.

Один успешный самолет за весь постсоветский период

Эксперт в области авиации и оборонной промышленности, постоянный участник салонов МАКС, пожелавший сохранить анонимность, поделился с DW своими впечатлениями от выставки этого года. По его словам, если посмотреть на пилотируемую авиацию постсоветского периода, Россия создала за это время четыре по-настоящему новых проекта: Superjet, МС-21, Су-57 и Як-130. "Первый проект провален, производство каждого самолета SSJ 100 генерирует огромные убытки. Это явно не история успеха. Второй - МС-21- еще неизвестно, когда доведут до ума, и это тоже не успех. Су-57 - также под большим вопросом. Чистая победа - это только Як-130. Это и технологический, и коммерческий успех".

К слову, Як-130 не является стопроцентно российским самолетом. Эта учебно-боевая машина, производство которой было начато 10 лет назад, разработана ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской Aermacchi. Состоит на вооружении не только в России, но и в Беларуси, Алжире, Бангладеш, Лаосе и Мьянме.

Таким образом, говорит собеседник DW, "за все 28 постсоветских лет российский авиапром при колоссальных вливаниях в него средств российских налогоплательщиков создал всего один стопроцентно успешный самолет. Казалось бы, мы великая авиационная держава, но счет на табло явно не в нашу пользу".

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | YouTube | Telegram

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
Все видео

Лента новостей

ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 4 години 8 хвилин тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 4 години 56 хвилин тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 6 годин 48 хвилин тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 8 годин 25 хвилин тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 10 годин 52 хвилини тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 13 годин 26 хвилин тому
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 16 годин 26 хвилин тому
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 23 години 54 хвилини тому
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 вчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 вчора
Відомі роботи-пси Boston Dynamics отримали кумедний костюм (відео)
🕑 вчора
В Урпошті нецензурно відповіли на критику за продаж старих авто (фото)
🕑 вчора
Україна розгромила Китай на ЧС-2024 з хокею (відео)
🕑 вчора
Під Москвою палала масштабна пожежа на заводі (відео)
🕑 позавчора
"Київ Незламний": ТОРівці здобули призові місця в турнірі (фото)
🕑 позавчора
Все новости