Как устроены черные ящики самолетов

10.01.2020 в 17:25 | Источник: «Deutsche Welle»

Расшифровка черных ящиков с украинского Boeing, разбившегося под Тегераном, уже началась. В ней участвуют иранские и украинские эксперты. Как работают бортовые самописцы и как их расшифровывают?В расследовании крушения украинского пассажирского самолета Boeing 737-800 под Тегераном будут участвовать представители всех стран, граждане которых погибли в результате авиакатастрофы утром 8 января. Расшифровка черных ящиков разбившегося авилайнера уже началась - в ней, помимо иранских экспертов, принимают участие также украинские специалисты.

Оба бортовых самописца довольно сильно повреждены, поэтому не исключено, что если данные не удастся считать, Ирану придется отправить черные ящики за пределы страны - в Канаду или Францию, которые обладают более современными технологиями и опытом для этой работы. По какому принципу действуют бортовые системы регистрации данных полета и как расшифровывают записанную ими информацию?

Черный ящик: сложно повредить и легко обнаружить

Черный ящик - это, в первую очередь, особым образом защищенный записывающий аппарат, схожий с жестким диском компьютера или картой памяти. Здесь регистрируются и сохраняются все важные параметры полета и работы авиалайнера, а также разговоры в кабине пилотов. Раньше эти компоненты находились в двух независимых друг от друга аппаратах, сегодня уже выпускаются комбинированные модели, где совмещены обе функции. Однако, согласно правилам, в этом случае необходимо, чтобы на борту находилось два таких комбинированных самописца.

Черные ящики должны быть в состоянии выдержать нагрузки и остаться не поврежденными при самых разных аварийных сценариях. Перед тем как получить допуск к использованию, они проходят испытания - самописцы должны выдерживать удар о бетонную стену на скорости в 750 км/ч, давление в 2,25 тонны в течение как минимум пяти минут, температуру до 1100 градусов Цельсия не менее часа и нахождение на глубине до 6000 метров под водой.

Чтобы их могли быстрее обнаружить в море, устройства при контакте с соленой водой автоматически включают радиомаяк, сигнал которого можно уловить в радиусе двух километров. Так как радиус этот невелик, спасателям все же необходимо знать приблизительное нахождение обломков самолета.

Никаких личных секретов пилотов

Речевой бортовой самописец записывает все звуки в кабине самолета. Наряду с разговорами пилотов он записывает инструкции, которые дает бортовой компьютер, общение с наземными службами, разговоры с бортпроводниками, а также объявления, которые экипаж делает для пассажиров. Кроме того, устройство регистрирует все шорохи, звуки переключателей и работающего двигателя.

Все частные разговоры пилотов, конечно, также записываются и хранятся в черном ящике - поэтому анализ этих записей и их расшифровка должны проходить под полным контролем и с учетом защиты личных данных. Содержание разговоров может использоваться только для того, чтобы выяснить причины аварии или технического сбоя.

Поэтому в черном ящике сохраняются лишь последние 120 минут разговоров - более старая информация автоматически стирается. Модели самописцев предыдущего поколения вообще хранят лишь последние 30 минут разговоров. Кроме того, у пилота существует техническая возможность приостановить запись или даже стереть ее. Однако на практике этого не происходит, говорит представитель немецкого Федерального управления расследования авиационных происшествий в Брауншвейге Йенс Фридеман (Jens Friedemann).

Объем данных бортовых самописцев растет

К данным бортового самописца, фиксирующего технические параметры полета и состояние лайнера, пилоты и вовсе не могут получить прямой доступ. На старых моделях самолетов они, однако, должны были вручную включать такие аппараты до начала полета, в современной авиации это происходит автоматически.

За последние годы значительно увеличился объем сохраняемых данных. "Сегодня самописцы регистрируют сотни, а то и тысячи разных параметров", - объясняет Фридеман. К ним относятся, к примеру, траектория полета, высота, скорость, положение самолета, работа двигателя и температура выхлопных газов, положение шасси и закрылков.

Эти данные способствуют выяснению экспертами причин аварии или серьезного технического сбоя, а также позволяют обнаружить и устранить в дальнейшем потенциальные источники неполадок. Но полностью реконструировать схему полета они все-таки не могут.

Для экспертов Федерального управления расследования авиационных происшествийанализ данных черных ящиков - привычная работа. "По моим оценкам, мы занимаемся этим не реже, чем раз в две недели, - рассказывает Йенс Фридеман. - Ведь анализ и расшифровка данных требуется не только при авиакатастрофах, но и при любых серьезных инцидентах, связанных с техническими проблемами". При возникновении таких инцидентов, как правило, аварии удается избежать только чудом.

Однако для полноценного анализа и расшифровки данных черных ящиков в мире есть лишь несколько специализированных центров. При этом не в каждом из них имеется возможность работать со всеми типами бортовых самописцев. Немецкое управление, к примеру, может работать как с черными ящиками, сконструированными на Западе, так и с некоторыми типами российских бортовых самописцев. Однако в некоторых случаях специалисты в Брауншвейге все же вынуждены обращаться за помощью к своим зарубежным коллегам.

По мнению Фридемана, в будущем вполне возможно введение в эксплуатацию видеорегистраторов, которые будут вести видеосъемку происходящего в кабине пилотов самолета. Мощность установленного радиомаяка также может быть значительно увеличена. И еще один интересный факт: обиходное название бортовых самописцев - "черный ящик" - калька с устоявшегося определения в английском, black box. На самом деле, бортовые самописцы никогда не бывают черными. Они всегда - ярко-оранжевого цвета, чтобы их легче можно было найти среди обломков самолета.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Alyona alyona впала на репетиції Євробачення (відео)
Розлите пиво в ДТП заблокувало рух трасою у США (відео)
В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
Все видео

Лента новостей

Шість тіл виявили в Тисі за один день (фото)
🕑 4 години 48 хвилин тому
Чиновників, що вимагали хабар у фермера затримали у Вінницькій області (відео)
🕑 14 годин 18 хвилин тому
У Чернігові в банку відбувся потужний вибух (фото)
🕑 17 годин 18 хвилин тому
Син Тягнибока був поранений на фронті (фото)
🕑 20 годин 18 хвилин тому
Сморід страшенний: у Кропивницькому техногенна аварія та масштабна пожежа (відео)
🕑 21 годину 52 хвилини тому
Помер легендарний футбольний тренер Сесар Луїс Менотті
🕑 вчора
У Швеції відбулася церемонія відкриття Євробачення-2024 (відео)
🕑 вчора
Китай буде співпрацювати з Францією для вирішення "української кризи"
🕑 вчора
У Росії закінчується місце на головному військовому цвинтарі, якого мало вистачити на 200 років
🕑 вчора
В окупованому Бердянську ліквідували організатора катівень (відео)
🕑 вчора
В Міноборони пояснили, як оскаржити висновок ВЛК
🕑 позавчора
В РФ оголосили в розшук президента Зеленського
🕑 позавчора
Валютна лібералізація: НБУ оголосив найбільші пом'якшення для бізнесу
🕑 3 дні тому
Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 3 дні тому
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 3 дні тому
Все новости