Комментарий: Суэцкий канал и глобализация - где тонко, там и рвется

29.03.2021 в 18:10 | Источник: «Deutsche Welle»

Контейнеровоз Ever Given удалось частично снять с мели, но последствия блокады Суэцкого канала будут ощущаться еще долго. Из-за коронавируса мировую торговлю и без того лихорадит, пишет Хенрик Бёме.И все-таки он сдвинулся! После многодневных усилий застрявший в Суэцком канале гигантский контейнеровоз, название которого - Ever Given - теперь знает весь мир, пусть хотя бы частично снят с мели. Это, правда, вовсе не означает, что столь важный водный маршрут снова открыт. Но тот факт, что огромное судно как-то удается подвинуть с дороги без того, чтобы сперва кропотливо снимать с него сотни контейнеров, это, разумеется, хорошая новость. Ведь каждый новый день блокады канала обходится в огромную сумму. Страховой концерн Allianz оценивает причиняемый ущерб в 6-10 миллиардов долларов в неделю.

Это и неудивительно. Ведь через канал протяженностью 193 километра, соединяющий Красное море со Средиземным, проходит 13 процентов всего объема мировой торговли. Этот маршрут - самый короткий для товарообмена между странами Европы и Азии. Но он, как весьма наглядно показали минувшие дни, представляет собой и своего рода игольное ушко - также, как Ормузский пролив в Персидском заливе или Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. И достаточно песчаной бури или невнимательности капитана, чтобы артерия мировой торговли оказалась закупоренной.

Проблема логистики "точно в срок"

И тогда, как это случилось сейчас, до 400 судов, груженых товарами на десять миллиардов долларов, оказываются стоящими в пробках с того и другого конца канала. Ни вперед им, ни назад. Судоходным компания приходиться взвешивать: ждать, когда откроют канал, или пускать корабли в обход мимо мыса Доброй Надежды, что означает значительно большее время в пути. А в портах назначения расчеты делают совсем другие. Там тоже все расписано по минутам, и как быть, если запаздывающие суда придут все одновременно?

Концепция "точно в срок" стала универсальным принципом логистики, например, в автомобильной промышленности, когда детали поставляются к конвейеру лишь тогда, когда они действительно нужны. Это позволяет экономить на складских расходах, поскольку функцию складов берут на себя подвозящие детали точно в срок поезда и грузовики. Точно так же этот принцип действует и во всемирном масштабе. Но уже пандемия коронавируса показала, что "где тонко, там и рвется", что цепочки поставок могут очень быстро выйти из строя.

Коронавирус привел к дисбалансу в товарообмене

Это стало заметно уже в самом начале пандемии, когда в Китае закрылись предприятия и замерла общественная жизнь: в какой-то момент перестали приходить контейнеры, а на производственных линиях возник дефицит важных комплектующих. Позднее стали останавливаться заводы и в Европе, закупщики на фирмах стали регистрировать снижение спроса автопрома на электронные детали.

Когда же автомобильные заводы снова заработали, чипов для них стало не хватать. По этой причине завод Volkswagen, например, не смог выпустить 100 тысяч машин. А когда потом еще сгорел и завод по производству чипов в Японии, стало ясно: это проблема надолго.

Перебои ощущаются и в других сферах. В Германии, в частности, дефицитным товаром стали велосипеды. Причина банальная - не хватает контейнеров для их транспортировки по морю. Дефицит возникает еще и потому, что намного реже теперь летают пассажирские самолеты, которые прежде перевозили заодно и немало коммерческих грузов. В общем и целом, подсчитали эксперты концерна Allianz, возникшие трудности с доставкой товаров могут стоить мировой торговле 1,4 процента ее роста. Это равнозначно ущербу в 230 миллиардов долларов.

НЗ на случай ЧП

Вызванный коронавирусом кризис - это, разумеется, не конец глобализации. Так что зря на это надеются некоторые противники мировой торговли и международного разделения труда. Это, впрочем, не означает, что с глобализацией все в порядке, отнюдь, многое надо еще улучшить, например, всемирные стандарты охраны труда и социальных гарантий.

Но на многих предприятиях наверняка уже просчитывают, не выгоднее ли все же иметь склады и держать на них некоторый запас важных комплектующих чем рисковать остановкой производства в случае отсутствия необходимых деталей. Ведь ясно одно: закупорка Суэцкого канала станет не последней помехой на пути всемирных торговых потоков.

Автор: Хенрик Бёме, обозреватель экономической редакции DW.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Все видео

Лента новостей

Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 4 години 36 хвилин тому
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 7 годин 36 хвилин тому
Поліція розслідує завищені зарплати та премії чиновників Ірпінської міської ради
🕑 12 годин 36 хвилин тому
В окупованому Криму поїзд розчавив "шістку" ВАЗ (фото)
🕑 15 годин 36 хвилин тому
РФ має "трирівневий" план дестабілізації України - генерал Скібіцький
🕑 18 годин 36 хвилин тому
ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 вчора
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 вчора
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 вчора
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 вчора
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 вчора
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 вчора
Чиновник Деснянської РДА Києва "погорів" на хабарі (фото)
🕑 вчора
Позбавляємося каламутності води в басейні з коагулянтами AquaDoctor
🕑 позавчора
"Батя, я стараюсь": маріупольський опір отруїв алкоголем на смерть окупантів (фото)
🕑 позавчора
Пропаганда РФ придумала фейк, нібито "10-річні діти ножами вбивали" окупантів у Маріуполі (відео)
🕑 позавчора
Все новости