Как менять Систему: суд и правоохранительные органы

27.02.2014 в 14:16 |

В последнее время многие сообщества на Майдане (и не только) говорят о том, что любые политические договоренности оппозиции и власти не отвечают на главные требования протеста.

Дело в том, что протестующие давно переросли в своих чаяниях требование «технического» или «коалиционного правительства». Общество хочет качественных изменений, новых правил общежития в государстве, новых социально-экономических отношений, большего участия в разработке и принятии управленческих решений, «дешевого» государства (в плане налогообложения и госрасходов) и простого в пользовании (в плане предоставления публичных услуг).

А это значит, что общество хочет изменения Системы, а не евроремонта существующей. Чтобы не предлагали оппозиционеры – это все модификация того, что уже делает Янукович и регионалы. Оппозиция Систему менять не собирается! Она этого также боится, как и власть.

Какой же может быть качественная альтернатива? Попробуем ответить на этот вопрос в категориях сущностных изменений. Начнем с базовых требований Майдана: а) справедливость и честный суд; б) подконтрольная гражданам правоохранительная система (а не репрессивный ментовский аппарат).  

1. Избираемые мировые судьи. Справедливое и честное судопроизводство возможно тогда, когда судебная система независима, руководствуется верховенством права и защищена от политических и экономических влияний. Лучшей гарантией от судебного произвола и коррупции в судах является подотчетность местного судьи территориальной общине. Поэтому мы предлагаем ввести институт избираемых местных мировых судей.

К сожалению, Народные Рады не смогли сформировать альтернативные судебные органы, хотя бы для рассмотрения бытовых споров граждан в рамках одной территориальной громады. В то же время, подобные предложения были не только у оппозиционных партий (например, законопроект от УДАРА «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно выборности судей) №2161 от 01.02.2013), но и у Общественного совета Майдана, «Спільнобачення»  и др.

Отдельного внимания заслуживает идея об избираемости мировых судей в территориальных громадах. Напомню, что в истории Украины был период, когда в судьи избирались населением сроком на пять лет. Выборы были безальтернативными, а отбор судей фактически осуществляли партийные органы. После внесения изменений в Конституцию Украинской ССР в октябре 1989 года судей начали выбирать советы народных депутатов областного уровня и Верховная Рада – в зависимости от уровня суда. Централизованную процедуру назначения судей, которая существует теперь, установила Конституция Украины в 1996 году.

Однако, большинство экспертов приходит к выводу, что судей местного уровня все же следует избирать, а не назначать Президентом «за откат» или «за лояльность» извне. 

На переходном этапе, с учетом функционирования полноценных органов местного самоуправления в территориальных громадах, отдельные судебные функции должны перейти к избранных (назначенным местными советами) мировым судьям (например, функций, которые сегодня выполняют местные суды общей юрисдикции).

Введение института выборных местных мировых судей следует из европейской практики и обязательств Украины перед Советом Европы. Позиции Комитета министров Совета Европы относительно снижения нагрузки на суды общей юрисдикции, изложены в Рекомендациях №R(86)12 относительно мер для недопущения и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды и №REC (2001) 9 относительно альтернатив судебному разрешению споров между административными органами власти и частными лицами.

Применительно к Украине можно рассматривать следующую модель избираемых мировых судей:

•    Мировые суды (в лице мировых судей) имеют двойную природу: являются субъектом судебной власти и входят в систему судов общей юрисдикции. Однако в законодательстве должны быть определены их особенности: а) подсудность дел; б) процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел; в) порядок обжалования решений мировых судов; г) порядок финансирования (за счет местного бюджета) и, одновременно, является элементом системы местного самоуправления.

•  Мировые суды действуют от имени государства и выполняют свои обязанности на профессиональной основе, на них распространяются правовые гарантии независимости, самостоятельности и неприкосновенности судей.

•  Форма осуществления судебной власти мировыми судами - правосудие в гражданских, административных и уголовных делах, а в основе деятельности мирового суда лежат все конституционные и процессуальные принципы правосудия.

•   Требования к кандидатам на должность мирового судьи: он должен быть гражданином Украины с высшим юридическим образованием и опытом юридической деятельности. Вместе с тем, мировой судья не имеет права: быть депутатом совета любого уровня; находиться на государственной службе; принадлежать к руководящим органам любых организаций, политической партии.

•   Должность мирового судьи должна быть выборной, а выборы осуществляться жителями территориальной общины, где он будет работать (или право выбора мирового судьи должно быть делегировано местному представительскому органу местного самоуправления – Совету). 

Согласно Закону Украины «О третейских судах» от 11 мая 2004 г. №1701-IV, третейские суды, действующие на постоянной основе, по своим сущностным признакам очень напоминают предлагаемые мировые суды.

Так, юрисдикция третейских судов распространяется на все гражданские и хозяйственные правоотношения (некоторые ограничения обусловлены участием государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц в спорных правоотношениях).

Третейские суды образуются и действуют на принципах добровольности, независимости, обязательности их решений для сторон и т.п.; состав третейского суда может формироваться путем избрания; третейскими судьями могут быть только лица, имеющие соответствующую квалификацию, знания, опыт, деловые и моральные качества, необходимые для разрешения спора, а в случае единоличного решения спора третейский судья постоянно действующего третейского суда должен иметь высшее юридическое образование...

Поэтому, целесообразно законодательно развести компетенции мировых и третейских судов.

2. Муниципальная милиция. На первоначальном этапе реформирования правоохранительных органов следует пойти по пути формирования муниципальной милиции органами местного самоуправления.

В таком случае к ее ведению будут отнесены функции и полномочия в сфере контроля за: выполнением земельного и природоохранного законодательства; соблюдением правил благоустройства; парковку автотранспорта; размещение наружной рекламы; соблюдением правил торговли; загрязнением территории; уничтожением или повреждением зеленых насаждений; надлежащим содержанием покрытия дорог; соблюдение правил размещения и функционирования МАФов и т.п.

Но главное – обеспечение общественного порядка и охранные функции. Последние  должны выполняться подразделениями муниципальной милиции на основе законодательства о добровольных дружинах содействия охране правопорядка (хотя бы формально).

Муниципальная милиция будет подчиняться территориальной громаде (местному совету) и будет создана на базе Главного управления по вопросам благоустройства и других коммунальных предприятий, выполняющих вышеперечисленные функции, а также с привлечением общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.

В Украине милицейские структуры с приставкой «муниципальная» действуют (или действовали) в Житомире, Луцке, Виноградове (Закарпатская обл.)

Но, по факту это были структурные подразделения МВД, обеспечение деятельности которых (финансовое и материальное содержание) взяли на себя местный совет и администрация.

В свою очередь эти подразделения были ориентированы на выполнение задач по недопущению незаконной торговли, обеспечение соблюдения правил благоустройства и охраны имущества местной территориальной громады. Поэтому, с точки зрения классических западных образцов, назвать эти подразделения «муниципальными» чрезвычайно сложно. Но для наших условий можно начать именно с такой мягкой модели.

Со временем, следует перейти к более «серьезной» модели – путем вывода из состава ГУ МВД подразделений общественной безопасности и формирование на их основе местной муниципальной милиции.

В таком случае структура и штаты местной милиции будут определяться и меняться местным советом по представлению городского или поселкового главы в зависимости от количества населения, состояния общественного порядка и возможностей бюджета. По решению городского совета возможно образование районных подразделений местной милиции.

В муниципальную милицию войдут: служба участковых инспекторов; патрульно-постовая служба; подразделение по охране метрополитена; криминальная милиция по делам несовершеннолетних. Также, предполагается возможность создания и других подразделений, которые будут признаны необходимыми для выполнения возложенных территориальной общиной задач.

Завершением реформы милиции может быть институт избираемых (назначаемых местными советами) участковых инспекторов.

В данной системе, когда правоохранительные органы подотчетны и подконтрольны территориальным громадам и пользуются доверием граждан, нет необходимости в существовании «звериных» карательных подразделений, а уровень коррупции объективно сократится до минимальных показателей.

Продолжение следует

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Google тестує браузер Disco, Meta готує конкурента GPT-5, а Пентагон масово впроваджує генеративний ШІ
WSJ: «мирний план» Трампа для України може супроводжуватися великою бізнес-угодою з РФ — що відомо
«Єрмака прибрали», але правила гри лишилися: про що говорять Шабунін і Ніколов
Кінець Голлівуду? Runway Gen-4.5, переклад у навушниках від Google та «ШІ-офіс» 2025: що реально змінилося
Битва за нанометри: як санкції змусили Китай піти ва-банк у виробництві мікрочіпів
Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»
Time назвав «архітекторів штучного інтелекту» Людьми року 2025
Чому Земля перетворилася на «сніжну кулю» майже на 100 мільйонів років
Все видео

Лента новостей

"Він зруйнує Захід": провидиця Ванга побачила, що у 2026 році "назавжди змінить увесь світ"
🕑 21 хвилину тому
Питання поступок у переговорах з США більше не актуальне, - Зеленський
🕑 52 хвилини тому
У Полтаві розслідують побиття з тяжкими наслідками: джерело заявляє про спроби пом’якшити відповідальність підозрюваного
🕑 1 годину 14 хвилин тому
У Криму масово призвали до армії РФ першокурсників
🕑 1 годину 24 хвилини тому
Євросоюз запровадив нові санкції проти тіньового флоту РФ
🕑 2 години 40 хвилин тому
В усі райони Одеси повернули теплопостачання після російської атаки
🕑 3 години 2 хвилини тому
Сьогодні з Європою підпишуть документ, який стане базою для припинення вогню, - "Ванга" з ОП
🕑 3 години 37 хвилин тому
Плюс 14 млрд грн до держбюджету: Uklon, Bolt, Uber та Glovo підтримали "податок на OLX" (фото документа)
🕑 4 години 33 хвилини тому
"Сьогодні підпишуть документ": переговори Зеленського з американською делегацією у Берліні завершилися
🕑 7 годин 23 хвилини тому
ФІДЕ повернула прапори росіянам і білорусам
🕑 7 годин 34 хвилини тому
Око за око, блекаут за блекаут: Бєлгород і Ростов без світла і опалення (відео)
🕑 8 годин 13 хвилин тому
Знову «Будапештський меморандум»? У Києві попереджають про ризик «паперових гарантій» у мирних переговорах
🕑 10 годин 30 хвилин тому
Німеччина стягує війська на кордон Польщі з Білоруссю та РФ
🕑 вчора
У Криму бензин знову за талонами та картками: у "Мінпалива" у всьому звинуватили... погоду
🕑 вчора
Генштаб підтвердив ураження важливих об'єктів в Росії та в окупації: куди прилетіло, відео
🕑 вчора
Все новости