В Одессе побили девочку-подростка. Кто побил? Другие девочки-подростки. Били ее долго и жестоко, при этом оскорбляя и не останавливаясь, даже когда она рыдала и говорила что-то примирительное и извиняющее.
Вы когда-нибудь видели драку собак-кобелей? А сук?
Кобели дерутся до установления иерархии. Когда видят, что кто-то в драке согласился на роль ведомого или второго, третьего в стае — останавливаются. Закон стаи соблюден — вожак и его помощник обозначены.
Суки дерутся по-другому. Они дерутся неистово и не замечают сигналов, которые подают собаки-участницы драки. Они дерутся, пока не используют весь адреналин и пока надпочечники полностью не используют весь свой арсенал. Остановить их очень трудно, потому что такова их природа.
Конечно, где собаки, а где — люди! На разных ступенях развития. Но не в период буйства гормонов. После родов, во время беременности, во время охраны кормящей самки с потомством, в "переходном" подростковом, в периоде гона, перед спариванием, после длительного стресса, климактерическом, в процессе драки и других периодах люди и мужчины, и женщины — становятся больше похожими на животных. Они могут быть очень агрессивными.
Девушка обиделась на новую девушку экс-бойфренда и решила отомстить. Позвала на помощь бывших одноклассниц. Участницы драки сами сняли это видео выложили в Интернет. Там его и увидели работники полиции и начали следствие.
К биологическим факторам, конечно, добавляются социальные. Сосредоточимся на социальных факторах периода подросткового роста гормонального фона у эмоционально незрелых девочек.
- Отсутствие эмоциональной связи девочки с родителями обеих полов ведет к усиленной агрессии.
- Безразличие в родительской или заменяющей ее семьи в отношении девочки — ведет к повышенной агрессии девочки.
- Недостаток любви со стороны одного из родителей блокирует чувство стыда и вины у девочки.
- Чрезмерный контроль отца и опека матери — ведут к повышению агрессии.
- Публичное оскорбление или наказания девочки-подростка ведут к повышению агрессии и блокированию чувства стыда и вины.
Что? Страшно? Получается, что с подростком нельзя вести себя как со слабым беззащитным взрослым? Нельзя вести себя как с нелюбимым щенком? А если на подростковый возраст приходится половина жизни ребенка с родителями — когда же воспитывать?
Мой клиент, у которого обе дочки отсидели в тюрьме с 16-летнего возраста, говорил: "Вот. Понапридумывали всякие теории про трудности переходного возраста. Меня били и человеком сделали. За одного битого — двух небитых дают. Я кормлю — значит, я управляю их жизнью".
- Конечно, не во всем виноваты родители. Существуют еще и личностные факторы, которые добавляются к биологическим.
- В ситуации, произошедшей в Одессе, накажут родителей. Но сначала, перед тем как наказывать, нужно учесть кое-что.
- Например, заболевание, которое никто не увидел. Заболевание психическое, центральной нервной системы или эндокринной системы.
- Или чувство одиночества, которое бывает у подростков как ни у кого сильным.
- Или чувство вины и невозможность искупить вину.
- Увлечение боевиками и компьютерными играми с расчлененкой.
- Или наблюдение за развалом семьи, которое продолжается годами (тут опять у ребенка появляется чувство вины и одиночества).
- Или психологическая травма, которую не заметили взрослые (а дети умеют скрывать даже изнасилования).
- Война в обществе, в сообществе, в соцсетях, которая окружает и не дает гуманистических ориентиров ребенку.
А если у ребенка совпали биологический, социальный и личностный фактор, то мы можем наблюдать за его поведением и ужасаться. И думать, что "вот мой ребенок — такого никогда не сделает!"
По исследованиям американского университета Дюка, проведенного в начале нулевых, так думали 9 из 10 родителей, дети которых были осуждены за зверские преступления.
Ну что — опять говорить о профилактике, которая обходится семье и обществу дешевле, чем лечение?
Профилактика включает в себя самые простые вещи, которые талдычат с экранов и пишут в бесконечных статьях:
— подчеркнутое уважение к ребенку в семье и школе;
— гибкие роли в семье (то мама контролирует, то папа, то ребенок отвечает за хозяйство, то мама, то папа — все, абсолютно все по очереди делают неприятную работу дома и в школе);
— постоянное нахваливание детей. Всегда можно найти, за что похвалить ребенка и сказать о своей гордости, что в вашем классе, в вашей семье есть такой замечательный ребенок;
— исключение агрессии (эмоциональной, физической, сексуальной, вербальной) в семье и школе;
— перенаправление гормонального фона в движение или увлечение (хобби, спорт);
— поощрение дружбы ребенка с другими детьми и взрослыми;
— контроль (не запрет, а именно контроль) качества информации, которую получает ребенок. И дозирование негативной информации. Не все компьютерные игры одинаково полезны. Не все фильмы и новости нужно смотреть. Не все можно рассказывать друг другу при ребенке. Зато можно слушать любую музыку и смотреть любые картины. Но с обсуждением и разговорами по душам.
Помните две вещи:
Гибкая ива выдерживает ветер, который может сломать даже крепкий дуб.
В стране есть отличные врачи-психиатры. Они лечат семьи иногда лучше, чем хирурги.
У нас в стране слишком часто случаются групповые избиения подростков. Значит, в семьях и в людях у нас — системный сбой. Не думайте, что такое, как случилось в Одессе, никогда не коснется вашей семьи. Занимайтесь ребенком каждый день, любите его и дружите с ним — это единственное, что может быть гарантией.