Сможет ли Украина сама построить десятки самолетов для Нацгвардии

24.01.2019 в 13:00 | Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

Министр внутренних дел Арсен Аваков буквально на днях сделал заявление, которое тянет на мини-сенсацию.

По его словам, руководимое им министерство совместно с Кабинетом Министром Украины намерено запустить государственную программу закупки самолетов отечественного производства для нужд Нацгвардии и для Службы чрезвычайных ситуаций.

По сообщению министра, будущая программа может быть рассчитана на пять лет и на сегодня речь идет о закупке 13 машин: Ан-74 и Ан-74ТК-200, одном Ан-132П и 10 Ан-178. Причем отмечено, что два Ан-74 могут поступить на вооружение уже до конца года, так как находятся на Харьковском авиазаводе в разной степени готовности.

Насколько реально соответствуют ситуации заявления министра, попробуем разобраться и мы.

Все просто и относительно сложно с Ан-74. На момент распада Союза он был одним из трех типов самолетов, который выпускался в Украине на Харьковском авиазаводе с 1989 г. Мало того, в 1995 г. в АНТК "Антонов" разработана новая модификация - Ан-74ТК-200.

Конвертируемые транспортные грузопассажирские самолеты Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200 способны перевозить до 52 пассажиров или до 10 т груза. Конвертация салона из грузового в пассажирский и обратно осуществляется силами экипажа без дополнительной помощи в течение 30 мин. Можно также совмещать перевозку пассажиров и груза - самолет может одновременно перевозить 12 пассажиров и 6 т груза, 20 пассажиров и 4,5 т груза, дальность полета с 52 пассажирами на борту составляет 3500 км, с 10 т груза - 1500 км.

Самолет имел довольно хороший спрос на мировом авиарынке - экспортировался (хотя и чуть ли не единичными образцами) в Ливию, Туркмению, Казахстан и другие страны. Освоен в Харькове и ремонт самолетов этого типа. Единственная, но огромная проблема - в нем доля комплектующих, произведенных в России, 54 % (причем это минимальная цифра по сравнению с другими самолетами отечественного производства и разработки). По имеющимся данным, на сегодня проблему их замены харьковчанам решить не удалось.

Так, заказанный и частично проплаченный Ан-74Т-200А для Национальной гвардии Республики Казахстан, и остался на стапелях завода из-за невозможности заменить российские детали. Рассматривался даже экзотический вариант покупки нужных деталей непосредственно Казахстаном. Но в итоге в апреле Харьковский суд обязал авиазавод вернуть $15 млн за непоставленный самолет.

И вот теперь этот самолет собирается купить государство для авиации НГУ. Каким образом будет решаться вопрос с импортозамещением - решительно непонятно. Хотя, естественно, руководство завода говорит о том, что проблема решается на уровне "Укроборонпрома". И даже если удастся заменить российские детали на западные или китайские (что вообще нереально - кто мешал сделать это раньше), то это будет новый самолет, на который надо будет получать новый сертификат авиационной годности. А значит, уж точно машина не будет получена заказчиком до конца текущего года.

Совсем нет проблем с Ан-32П. Его серийное производство освоено на Киевском государственном авиационном заводе "АВИАНТ" и, думается, что российских деталей в его конструкции не так уж много. Прежде всего потому, что машина представляет собой обычный Ан-32 с установленными четырьмя наружными съемными баками на 2 т огнегасящей жидкости каждый.

И совсем уже фантастической выглядит заявление о закупке сразу 10 Ан-178. Транспортный рамповый самолет Ан-178 разрабатывался ГП "Антонов" с 2010 г. и фактически является развитием семейства региональных пассажирских самолетов Ан-148/Ан-158.

На сегодня пригодного для серийного производства прототипа просто нет. К декабрю 2015 г. было собрано два фюзеляжа, а к 2017 г. производство самолета было остановлено в связи с необходимостью замены российских комплектующих. Причем их больше, чем на Ан-74 - 69%, и они критически важны для самолета в целом - вспомогательная силовая установка, стойки шасси, гидравлика, авионика и системы управления.

За это время были попытки импортозамещения - тем более что детали используются и в конструкции Ан-148 и Ан-158. Даже выделили денег "Южмашу" на производство стоек. Однако в итоге после многочисленных неудачных попыток реализации контракт был сорван.

Понятно, что попадание этих машин в государственную программу финансирования могло бы в значительной степени подвигнуть авиастроителей на поиски альтернатив деталей и агрегатов российского производства. Но тогда ни о каких пяти годах реализации говорить не приходится.

Достаточно посмотреть, например, на Ан-132D, где достаточно денег, достаточно импортных деталей, а сама программа идет не быстро - просто в силу специфики авиационного производства.

Таким образом, можно говорить о том, что, по всей видимости, заявления Авакова имеют больше политическую окраску, хотя и свидетельствуют об интересе нашего политического руководства к авиастроительной отрасли в целом. Даже притом что будет выделено надлежащее финансирование и будут брошены все силы "Антонова" и ХАЗ, но без проблем можно будет реализовать только заказ на Ан-32П - и то пока непонятно, какие объемы придется импортозамещать, но, по крайней мере, уж точно не так уж много, как по Ан-178.

С другой стороны, выделение государственного финансирования может запустить техническое перевооружение украинских авиастроителей. Ведь вполне очевидно, что уровень технической оснащенности того же "Антонова", например, это в лучшем случае уровень конца 1980-х годов. А мировое самолетостроение с его композитными материалами пошло уже гораздо дальше.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Все видео

Лента новостей

У Росії закінчується місце на головному військовому цвинтарі, якого мало вистачити на 200 років
🕑 52 хвилини тому
В окупованому Бердянську ліквідували організатора катівень (відео)
🕑 4 години 53 хвилини тому
В Міноборони пояснили, як оскаржити висновок ВЛК
🕑 10 годин 53 хвилини тому
В РФ оголосили в розшук президента Зеленського
🕑 вчора
Валютна лібералізація: НБУ оголосив найбільші пом'якшення для бізнесу
🕑 вчора
Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 вчора
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 позавчора
Поліція розслідує завищені зарплати та премії чиновників Ірпінської міської ради
🕑 позавчора
В окупованому Криму поїзд розчавив "шістку" ВАЗ (фото)
🕑 позавчора
РФ має "трирівневий" план дестабілізації України - генерал Скібіцький
🕑 позавчора
ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 3 дні тому
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 3 дні тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 3 дні тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 3 дні тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 3 дні тому
Все новости