Сложные решения отправляются вверх по иерархической лестнице – вплоть до Исполнительного совета, во главе которого стоит Фил Шиллер – старший вице-президент компании по глобальному маркетингу.
Деловое издание CNBC разобралось, как работает Редакция App Store – один из ключевых департаментов компании Apple. Ключевых – потому что важность марктеплейса приложений для компании невозможно переоценить. Это не только источник прибыли, но и имиджевый актив – гарантия безопасного пользования iPhone.
Редакция App Store была создана вскоре после запуска iPhone Apple Store в 2008 году. Двумя его основными задачами стали обеспечение удобства, безопасности и спокойствия пользователей, которые покупают приложения, и помощь разработчикам в поиске пользователей, в обмен на 15-30% прибыли.
В последнее время маркетплейс находится под шквалом критики со стороны политиков и регулирующих органов. В частности, Элизабет Воррен, кандидат в президенты США, обвиняет Apple в недобросовестной конкуренции со сторонними приложениями. Сервис Spotify, прямой конкурент Apple Music, недавно даже подал иск против компании в суд Европейского союза. Стоит отметить, что решений Редакции побаиваются даже внутренние разработчики Apple.
Недавно корпорация запустила новый сайт, на котором объяснила принципы, по которым действует App Store, наряду с самыми распространенными причинами отказов. Для Apple это является невероятно высоким уровнем прозрачности, невиданным многие годы.
«Мы гордимся самим маркетплейсом и тем, как он стал таковым, - указывает корпорация на сайте. - Мы строили App Store, руководствуясь двумя целями: сделать безопасное и пользующееся доверим место для ознакомления и скачивания приложений пользователями, а также открыть возможности заработка для всех разработчиков».
Самые важные и спорные решения принимаются еженедельно, на совещании под руководством Фила Шиллера, старшего вице-президента Apple по глобальному маркетингу. Этот «Исполнительный совет» (executive review board - ERB) диктует требования отделу Всемирных отношений с разработчиками, более известному как Редакция App Store. Также ERB является последней инстанцией принятия решения, останется приложение в App Store или будет удалено.
Например, именно ERB и Фил Шиллер приняли в прошлом году вызвавшее споры решение о блокировке приложения Infowars за нарушение требований к контенту и публикацию угроз в адрес репортера.
Как работает процесс
Каждый претендент на попадание в маркетплейс Apple оценивается отдельно и вручную. Работы много, и корпорация недавно открыла два новые региональных подразделения Редакции: в ирландском Корке и китайском Шанхае. Тенденция к росту наблюдается все последние годы: чем больше приложений в App Store и чем больше прибыль от этого направления, тем быстрее растет департамент – и количественно, и по значимости.
Любое приложение или обновление должно получить одобрение сотрудника Apple для того, чтобы попасть в App Store. Несмотря на использование автоматических фильтров, отдел всё равно возлагает больше надежд на живых сотрудников, которые вручную проверяют каждое приложение.
Apple пошла альтернативным путем относительно всей Кремниевой долины, в которой Facebook и YouTube наняли десятки тысяч подрядчиков, модерирующих их контент. В «яблочной корпорации» приложения отбирают исключительно штатные сотрудники, получающие почасовую оплату, имеющие бейджи корпорации и подпадающие под действие социального пакета корпорации, например, медицинской страховки.
Каждый новы сотрудник начинает свой путь в Редакции с можерации приложений для iPhone. По мере ростом опыта сотрудники начинают браться за модерирование покупок в приложениях, подписок, программ для Apple Watch и Apple TV.
В отделе работает более 300 модераторов, он располагается в нескольких помещениях в Саннивейл, Калифорния – отдельно от Apple Park или «Бесконечной петли». Часть сотрудников бегло говорит на иностранных языках, некоторые команды в отделе специализируются на тех или иных языковых регионах. В Apple говорят, что распространяют приложения на 81 языке.
Отбор приложений находится в ведении отдела маркетинга, и так было всегда – ещё до того, как Фил Шиллер объединил под своим контролем маркетинг App Store и продуктовый департамент в конце 2015 года. Несмотря на членство в ERB, он – редкий гость в помещении, где ведется и обсуждается модерация приложений.
По словам источников, ежедневном вопросами приложений ведают вице-президент Apple Рон Окамото, и ещё один руководитель, ставший частью команды в 2015 году в результате покупки проекта TestFlight. Его имя не называется из соображений безопасности.
Принять, отказать, приостановить
Модераторы проверяют приложения с помощью внутреннего портала – App Claim. Часть приложений проверяются на iPad, даже приложения для iPhone, также есть станции для обзора приложений для Watch или TV. (Некоторые разработчики говорили, что с удивлением видели iPad-снимки своих приложений, рассчитанных для iPhone, в переписке с модераторами).
Редакторы проверяют поступившее приложение на соответствие публичным инструкциям App Store, убеждаясь, что приложение не вылетает в процессе использования и не содержит незаконного контента. После этого сотрудник принимает решение: одобрить, отказать или поставить приложение на паузу. Большинству сотрудников требуется несколько минут на рассмотрение приложения, поскольку большинство приложений довольно просты и не требуют серьезного разбирательства.
Выработка модератора составляет от 50 до 100 приложений в день, количество рассмотренных за час приложений контролируется программным обеспечением Watchtower. Также на оценку оператора влияет, не появляется ли впоследствии нареканий на приложение и ряд других качественных параметров.
Сотрудники отдела рассказывают, что иногда приходится работать сверхурочно, особенно накануне презентации новой версии iOS, к требованиям которой все разработчики адаптируют свои приложения.
Одним из важнейших параметров, которые отслеживаются в Редакции, является уровень обслуживания. Руководство настаивает, что 50% приложений должны быть рассмотрены в течение 24-48 часов. В случае большого наплыва приложений, уровень понижается. Например, 30 июля прошлого года уровень упал до 6%. Согласно выдержкам из корпоративного письма, «до тех пор, пока ситуация не выровняется, вводится 12-часовой рабочий день. Пожалуйста, учитывайте, что вы не должны работать более 12 часов в один день».
Модераторы, в основном, не встречаются с нелегальным или неприемлемым контентом постоянно, хотя один сотрудник рассказывал, как обнаружил детскую порнографию в приложении, ожидавшем одобрения. Приложение не попало в маркетплейс, а информация была передана в ФБР.
Больше опасений вызывает недовольство со стороны разработчиков, возмущенных продолжительным процессом модерации. Некоторые модераторы считают, что немного больше открытой информации об их алгоритмах, требованиях и процессах помогли бы снизить градус недовольства.
Ещё одной зоной риска являются одобренные приложения, которые путем внесения нескольких изменений на сервере разработчика превращаются в шпионское ПО, нарушающее все нормы Apple. Иногда за такие приложения наказывают и модераторов.
Что происходит в случае отказа
Около сорока процентов приложений и обновлений, рассматриваемых Apple, отклоняются. Многие из них после внесения минимальных правок попадают в маркетплейс, но бывают и более сложные случаи.
Разработчики, несогласные с решением модератора, подают апелляцию в Редакционный совет, имеющий полномочия отменить ранее принятое решение. В его состав входят модераторы со стажем, имеющие хорошую историю. В случае повторного отказа и повторной апелляция приложение попадает в ведение Исполнительного совета.
Подавляющее большинство приложений для iPhone блокируются по общим причинам: они мошеннические, содержат ошибки или нарушают конфиденциальность пользовательских данных. Многие приложения откровенно относятся к китайской азартной мошеннической схеме с кодовым названием «РК10» или другим типам откровенного фрода.
Но некоторые отказы связаны с неурегулированными зонами в политиках Apple или касаются «чувствительных» тем –эти решения принимаются на уровне Исполнительного совета, Фила Шиллера и других вице-президентов, имеющих высокий уровень ответственности в корпорации. Деятельность совета ведется с 2009 года, на его рассмотрение выносятся приложения, которые могут быть потенциально опасны для Apple в публичном пространстве.
Если апелляционное решение отменено, или требуется что-то объяснить относительно отказа, сотрудник Apple звонит разработчикам. По словам источников, корпорация делает более 1000 звонков в неделю. Многим разработчикам, особенно тем, кто привлек публичное внимание к своим контактам с Apple, звонит один из старожилов компании, представляющийся Биллом и не называющий своей фамилии.
Компании типа Spotify и Netflix не имеют особых условий, рассказывают модераторы. К ним применяются те же нормы, независимо от размера их пользовательской базы. Например, Билл звонил в Spotify, когда выяснилось, что после обновления сервис предлагает пользователям платить напрямую, в обход комиссии Apple. Он же звонил разработчикам приложений для родительского контроля, которые впоследствии публично жаловались на отношения с Apple.