Есть ли будущее у военно-транспортного самолета АН-178

21.08.2019 в 11:13 | Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

​Одним из немногих чисто теоретически востребованных на мировом рынке вооружений украинских разработок являются военно-транспортные самолеты от ГП "Антонов"

Конструкторское бюро занимается разработкой подобной техники уже долгое время. Однако после получения независимости возникла проблема как с серийным производством, так и с разработкой возникли некоторые проблемы. Еще более они усугубились после аннексии Крыма в 2014 г. и последующего разрыва с предприятиями бывшего советского военно-промышленного комплекса, которые остались на территории Российской Федерации. Ведь советские разработки и серийное производство было завязано на широкую кооперацию.

Поэтому срочно ГП "Антонов" начало прилагать усилия в двух направлениях: первое - поиск новых рынков сбыта своей продукции и услуг, и второе - начали импортозамещение. Которое оказалось процессом непростым, так как западная и условно советская школа самолетостроения и производства отличаются кардинально. Поэтому для использования агрегатов и механизмов западного производства пришлось кардинально переделывать всю конструкцию.

Правда, особыми коммерческими успехами "антоновцы" похвастаться не могут. Проект, заточенный на Саудовскую Аравию - Ан-132D - повис в воздухе после отказа саудитов от дальнейшего сотрудничества.

Фактически единственным проектом с серьезными перспективами в активе "Антонова" остался Ан-178. Разработанный еще в 2010 г. на базе совместного с россиянами пассажирского Ан-158, самолет изначально продвигался на рынке как замена для Ан-12. Однако после 2014 г. оказалось, что фактически треть комплектующих самолета - российского производства, в том числе стойки шасси, вспомогательная силовая установка, почти вся авионика, гидравлика, управление. Поэтому задачей киевских конструкторов на нынешнем этапе являются работы по импортозамещению российских деталей на аналогичные западные.

Однако большой плюс в том, что есть уже прототип и он летает - его презентация состоялась 16 апреля 2015 г. на ГП "Антонов" в Киеве, а первый полет - 7 мая того же года на заводском аэродроме Гостомель. Правда, количество деталей российского производства неизвестно, но производитель регулярно обещает, что "вот-вот" процесс импортозамещения будет завершен.

Хотя самолет и демонстрируют по самым разным выставках и авиашоу по всему миру, однако с реализацией его экспортного потенциала пока все непонятно.

Еще в 2015 г. был подписан твердый контракт о поставке азербайджанской авиакомпании Silk Way 10 самолетов Ан-178. Причем на тот момент предполагалось использовать российские детали и узлы, а цена была выставлена в пределах $25 млн за единицу. А дальше пошли совершенно непонятные процессы. В последнем по времени интервью для российской прессы (которое перепечатали и наши СМИ) бывший главный конструктор "Антонова" Кива заявил, что азербайджанские партнеры даже проплатили аванс в размере $1 млн. Однако якобы мотивируя необходимость импортозамещения, ГП "Антонов" поставил Silk Way перед фактом роста цены самолета до $40 млн, что для азербайджанцев является неприемлемым - выбирали они прежде всего по соотношению "цена-качество".

Каким будет дальнейшее развитие ситуации с этим контрактом, категорически непонятно. Ведь собственных средств для проведения импортозамещения у киевлян нет, как и нет государственной поддержки.

Хотя время от времени и появляются ободряющие сообщения. Так, в начале июня на проходящем во Франции авиасалоне Paris Air Show министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил буквально следующее: "Министерство внутренних дел закупит 13 украинских самолетов Ан-178 для бойцов Национальной гвардии и спасателей ГСЧС. Контракт договорились подписать уже нынешней осенью. Это первые самолеты из украинских и европейских, но без российских комплектующих". Причем буквально за полгода до этого он же говорил о 10 машинах.

Однако, судя по всему, пока это всего лишь заявления, так как, судя по имеющимся документам, такая дорогостоящая модернизации авиационного парка МВД не утверждена на государственном уровне, а сейчас, при смене правительства и государственного курса, новый премьер-министр может и не найти на нее денег.

И вот буквально на днях пришло и еще одно сообщение. 14 августа пресс-служба "Укроборонпрома" заявила о том, что предприятие "Спецтехноэкспорт", которое входит в состав концерна, выиграло конкурс на замену Ан-32Б для национальной полиции Перу. При этом указывается, что тендере также принимали участие C-27 Spartan консорциума Lockheed Martin и Alenia, а также с C-295 производства Airbus Military и цена контракта составляет $65 млн.

В этом сообщении обращает на себя внимание несколько моментов. Прежде всего то, что подписанного контракта еще в природе не существует, по сути это только рекомендации Комитета по оценке контрактов с иностранными государствами. Во- вторых, цена, которая явно выше, например, азербайджанского контракта.

И еще вопрос по срокам поставки. Не так давно на ГП "Антонов" заявляли, что летающий самолет без российских деталей можно ждать не ранее 2021 г. Вряд ли перуанцы будут ждать на "после 2021", ведь имеющийся Ан-32 с бортовым номером PNP-234 уже вот-вот выработает весь ресурс. Но, не зная деталей, вряд ли что-то конкретное. Да и, собственно говоря, мы возвращаемся к тому, что и контракта подписанного нет.

Таким образом, можно говорить о том, что ближайшие перспективы у "Антонова" есть, но без прямого участия государства в финансировании импортозамещения они слишком призрачны и вряд ли могут быть реализованы силами только самого предприятия.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
У цирку Запоріжжя ведмідь напав на дресирувальника (відео)
Єдиний українець у найсильнішій волейбольній лізі Олег Плотницький переможно зіграв першу гру італійської ліги (відео)
Австралієць зробив із гігантського гарбуза човен (відео)
Все видео

Лента новостей

Захоплива подорож небом: Квадрокоптер DJI Mavic 3T
🕑 4 години 22 хвилини тому
Олександр Кацуба: Як Україні витримати наступну зиму?
🕑 4 години 26 хвилин тому
Україна впевнено розгромила Нідерланди на ЧС з хокею (відео)
🕑 4 години 33 хвилини тому
В РФ спалили два тепловози (відео)
🕑 7 годин 3 хвилини тому
Поїзд розчавив авто у Вінницькій області (фото)
🕑 13 годин 3 хвилини тому
Помер екстренер збірної України з футболу Михайло Фоменко
🕑 15 годин 49 хвилин тому
Спортивно-тактичні змагання "KORDON RACE" пройшли на Львівщині (відео)
🕑 16 годин 3 хвилини тому
Telegram заблокував офіційні чат-боти для протидії окупантам
🕑 19 годин 3 хвилини тому
Двох українських військових вбив в Німеччині росіянин
🕑 вчора
Кубинські найманці вбили свого командира росіянина
🕑 вчора
Україна не зверталась до Польщі щодо депортації чоловіків призовного віку - посол
🕑 позавчора
ДТП в Броварах: п'яний чиновник збив групу людей, постраждала дитина (відео, фото)
🕑 позавчора
Українським чоловікам в Польщі продовжать захист
🕑 3 дні тому
Міністра Сольського арештував суд, за нього була внесена застава
🕑 3 дні тому
Путін сказав, коли поїде до Китаю і яку книгу подарує Сі Цзіньпіну
🕑 3 дні тому
Все новости