Долететь до 2035 года. Разумно ли Украине платить Израилю за модернизацию МиГ-29

27.01.2021 в 12:45 | Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

На фоне планов перевооружения Воздушных Сил на машины западного производства выбор МиГ-29 с практически выработанным ресурсом планера вызывает массу вопросов.

Одной из немногих отраслей для отечественной оборонной промышленности, интересных для иностранных заказчиков, является капитальный ремонт авиационной техники. Этот рынок весьма непростой, и отбивать свой кусок хлеба пришлось в острой борьбе с Россией, однако нам в плюс играет наличие АНТК «Антонов», без которого невозможно технически вести сопровождение многочисленных транспортных самолетов этой марки, а также одного из крупнейших мировых производителей двигателей для авиационной техники компании «Мотор Сич».

Взять хотя бы недавнее подписание трехстороннего меморандума между «Мотор Сич», государственным военным научно-техническим центром «Дельта» и Тбилисским авиационным заводом в отношении капитального ремонта и модернизации двигателей вертолетов Ми-8.

Многие СМИ поспешили написать, что речь идет о парке грузинских Ми-8. Однако на деле все может быть сложнее — двигатели и редукторы вертолетов Сил обороны Грузии мы ремонтировали и ранее. Не исключено, что речь идет о контрактах для других стран. Дело в том, что Тбилисский авиационный завод в последние годы стал хабом для капитального ремонта боевых вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25. Тут отметились Туркменистан, Чад, Буркина-Фасо и прочие экзотические страны, которые после распада Советского Союза накупили авиационной техники советского производства и теперь нуждаются в капитальном ремонте (и желательно дешевле, чем могут предложить россияне).

С другой стороны, на фоне происходящего вокруг «Мотор Сичи» предприятию сегодня любой контракт лишним не будет. Тем более что практика ремонта через третьи страны не является чем-то совсем незнакомым для запорожцев. Так, например, в 2017 году при непосредственном участии украинских специалистов латвийская фирма SIA GM Helicopters модернизировала лаосский гражданский вертолет Ми-8Т в вариант Ми-8МСБ с двигателями ТВ3 -117ВМА-СБМ1В. Да и сами латвийцы планируют отремонтировать три свои Ми-17 в соседней Литве — и сделано это будет явно без помощи России.

Еще одним востребованным на рынке предприятием является ГП «Завод 410 гражданской авиации» (Киев), который непосредственно занимается капитальным ремонтом самолетов типа Антонов. Так, по состоянию на середину января 2021 г. тут кроме машин для Воздушных Сил Украины работают над тремя Ан-32Б ВВС Шри-Ланки (прибыли 11 августа 2020 г.) и одним Ан-30 ВВС Болгарии (построен в 1975 г. на киевском заводе «Авиант»). Кроме того, по сообщению командующего ВВС Шри-Ланки Сударшана Патирана, в ближайшее время на ремонт к нам будет отправлен еще один Ан-32Б.

Что касается боевых самолетов, то хотя у нас есть предприятия, выполняющие ремонт и модернизацию МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25, однако уровень работы явно недостаточен для иностранных заказчиков. Так, например, хоть и заявляется о полноценном сотрудничестве с Польшей в плане модернизации парка их истребителей МиГ-29, однако фактически Варшава делает капитальный ремонт двигателей РД-33 на Луцком ремонтном заводе «Мотор» и покупает некоторые комплектующие для радиолокационной станции H019 (РЛПК-29) производства частной компании «Радионикс». Вряд ли такой формат действительно можно назвать полноценным сотрудничеством.

А вот большинство других стран, где на вооружении есть МиГ-29 и его модификации и для которых модернизации в России это дорого, предпочитают делать ее в Беларуси. К примеру, бюджетом министерства обороны Бангладеш в 2021–2022 гг. предусмотрен ремонт четырех истребителей МиГ-29/МиГ-29УБ, а также малая модернизация по типу МиГ-29БМ.

А вот наши военные фактически отказываются от вариантов модернизации МиГ-29МУ1/МУ2 от Львовского авиаремонтного завода в пользу сотрудничества с израильской фирмой Elbit Systems. С 2019 г. речь идет о масштабной программе по модернизации 11 истребителей МиГ-29 Воздушных Сил Уукраины. В августе 2020 г. фирма получила от Израиля все разрешительные документы для реализации проекта, а в декабре заместитель министра обороны по вооружению Александр Миронюк заявил, что контракт будет заключен в 2021 г.

В этом контракте, как видится, есть несколько подводных камней. Прежде всего — израильская фирма не имеет опыта модернизации именно МиГ-29. В свое время Elbit Systems планировала модернизировать парк МиГ-29 румынских ВВС, она даже пригоняла в Израиль польский истребитель для обкатки некоторых технологий. Однако проект так и не был реализован.

Также немаловажен вопрос цены. По неофициальным данным цена модернизации одного самолета составляет около $40 млн. Но по этой цене можно купить современный истребитель западного производства. Например, американский F-16D в достаточно современной модификации Block 52 стоит $34 млн. А бэушный и того меньше.

Вызывает сомнение решение вкладывать деньги в модернизацию именно МиГ-29, тем более с привлечением иностранного партнера. На фоне того, что существуют планы перевооружения Воздушных Сил до 2035 г. на машины западного производства, и любая модернизация может рассматриваться исключительно как временная мера сохранения парка, выбор МиГ-29 с практически выработанным ресурсом планера вызывает массу вопросов. Есть, например, Су-27 с гораздо большим ресурсом, но возможностей для его модернизации у нас нет. Вот тут бы точно не помешала помощь иностранцев.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
У цирку Запоріжжя ведмідь напав на дресирувальника (відео)
Єдиний українець у найсильнішій волейбольній лізі Олег Плотницький переможно зіграв першу гру італійської ліги (відео)
Австралієць зробив із гігантського гарбуза човен (відео)
СОНЯ СОТНИК про шлюб за добу, чоловіка на фронті, майбутнє Вакарчука й Пивоварова, і де зараз Кузін
Все видео

Лента новостей

Україна не зверталась до Польщі щодо депортації чоловіків призовного віку - посол
🕑 11 годин 59 хвилин тому
ДТП в Броварах: п'яний чиновник збив групу людей, постраждала дитина (відео, фото)
🕑 19 годин 37 хвилин тому
Українським чоловікам в Польщі продовжать захист
🕑 вчора
Міністра Сольського арештував суд, за нього була внесена застава
🕑 вчора
Путін сказав, коли поїде до Китаю і яку книгу подарує Сі Цзіньпіну
🕑 вчора
“Добре, що є НАБУ”, - Кацуба вперше прокоментував “справу Пашинського”
🕑 вчора
Макрон забив гол у пенальті в матчі з легендами футболу (відео)
🕑 вчора
Залізниця України атакована в трьох областях, є загиблі та поранені (відео фото)
🕑 вчора
Німеччина не позбавлятиме українських чоловіків статусу біженців
🕑 позавчора
Футболістки Шахтаря та Кривбасу побилися після матчу чемпіонату України (відео)
🕑 позавчора
Джо Байден підписав закон про заборону TikTok
🕑 позавчора
БК Дніпро став чемпіоном баскетбольної Суперліги (відео)
🕑 позавчора
Польща готова допомогти повернути військовозобов'язаних українців
🕑 позавчора
Підключення домашнього Інтернету в Одесі та Одеській області
🕑 позавчора
Грав у шахи понад 60 годин: нігерієць встановив новий світовий рекорд
🕑 3 дні тому
Все новости