Ученые вычислили зону распространения языков по миру и подготовили карту переводов. Для этого исследовались Википедия, twitter, а также использовались данные проекта ЮНЕСКО Index Translationum. Статья была опубликована в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пишет Colta.ru.
Русский, если взглянуть на карту переводов, буквально следующий по важности за английским. В поле его влияния (кроме понятных языков бывшего СССР) — внезапные уйгурский (Северо-Западный Китай), тамильский (Южная Индия), гуджарати (Западная Индия), суахили (Африка) и кхмерский (Камбоджа). Можно принять это за доказательство огромности русского мира и эффективности работы телеканала Russia Today — но дело, скорее, в советской культурной политике.
Когда влияние заканчивается, книги остаются, даже если их никто больше не читает. Если отыскать в базе данных ЮНЕСКО все 204 перевода с русского на кхмерский, на первой странице выдачи окажутся шесть работ Ленина, две Брежнева, советская конституция и «Основные направления социального развития СССР на 1981 год». Чуть глубже обнаружатся «Слон» Куприна и «Как Незнайка сочинял стихи» Носова.
Русский, если взглянуть на карту переводов, буквально следующий по важности за английским
Живую зону влияния отражают Твиттер и Википедия. Достаточно много тех, кто пишет на русском и македонском или русском и новогреческом. И даже на русском и японском. В последнем случае по сырым данным нельзя гарантированно сказать, о ком речь — то ли это японцы, влюбленные в русскую культуру, то ли российские школьники, которые записывают иероглифами имена героев аниме. Однако перенос информации из культуры в культуру большими порциями вряд ли происходит в Твиттере.
Формат Википедии лучше для этого подходит, и вот тут зона влияния сжимается — тонкие линии соединяют русскую Википедию с татарской, якутской, чувашской и киргизской, а единственная по-настоящему толстая — с английской. С Википедией на тамильском, суахили, монгольском и непальском никаких связей больше нет.
Карта переводов (кликните на карту, чтобы посмотреть ее в более высококм разрешении) |