5 главных вопросов о новом автомобильном скандале в Германии

24.07.2017 в 19:30 | 172, «Deutsche Welle»

Был ли картельный сговор в автомобильной промышленности ФРГ? И если да, то каковы его возможные последствия? DW собрала основные факты и версии.Первым сообщение о якобы имевшем место картельном сговоре в немецком автомобилестроении опубликовал журнал Der Spiegel. 21 июля онлайн-версия издания сообщила, что в сговоре участвовала вся пятерка ведущих производителей автомобилей в Германии: Volkswagen, Audi, Porsche, BMW и Daimler. Предположительно, свыше двухсот их сотрудников с 90-х годов проводили регулярные тайные встречи. В итоге автомобилестроители, как написал Der Spiegel, поддерживали цены на свою продукцию на завышенном уровне - и одновременно занижали закупочные цены у поставщиков.

О чем был сговор?

Конкретных примеров пока мало. Есть информация, что на тайных встречах обсуждались технические детали - коробки передач и механизмы крыши для кабриолетов. Есть также сведения, что в результате сговора автопроизводители договорились о размерах бака для AdBlue - жидкого реагента для очистки выхлопов дизельных двигателей. Якобы на тайных встречах было решено оснащать машины только баками небольшого размера, так как монтаж более крупных был сложен и удорожал производство.

Но в результате использования небольшого бака автомобили в какой-то момент перестали отвечать растущим экологическим требованиям - и автоконцернам не оставалось ничего другого, как начать махинации с результатами тестов выхлопных газов. Газовый скандал, который разразился по этому поводу в сентябре 2015 года вокруг машин марки Volkswagen, получил название "дизельгейт" и стал самым сильным ударом по репутации немецкого автопрома в этом веке.

Впрочем, никаких доказательств ни по AdBlue, ни по другим темам пока не предъявлено - в связи с чем в адрес Der Spiegel уже раздаются обвинения в слишком поспешных выводах. Факт картельного сговора пока не доказан.

Чем плох картельный сговор?

Картелем или картельным сговором называют соглашение нескольких фирм, юридически и экономически независимых друг от друга, с определенной целью - например, повлиять на ценообразование или поделить между собой рынок. В Европейском Союзе картели запрещены антимонопольным законодательством, так как нарушают работу рыночных механизмов, являющихся мотором современной западной экономики.

Кроме того, картельные сговоры ведут к нарушению прав потребителей. Так, глава германского антимонопольного ведомства Клаус Мюллер (Klaus Müller) уже предположил, что в результате обсуждаемого сейчас в стране возможного сговора многие покупатели машин уже заплатили "завышенную цену".

Кто и как расследует картельные соглашения?

В Германии картельные сговоры находятся в ведении Федерального антимонопольного ведомства (Bundeskartellamt). Так как расследования подобных дел крайне сложны, то основным методом получения информации являются сообщения от непосредственных участников тайных соглашений - в том числе, сообщения анонимные. Их прием осуществляется среди прочего через сайт ведомства.

Информаторы Bundeskartellamt могут быть освобождены от ответственности за участие в сговоре. По итогам расследований ведомство налагает высокие штрафы на компании, участвовавшие в картеле. Исключение из этого правила может быть сделано в том случае, если фигурант дела сам сообщил в ведомство о сговоре.

Что значит автомобилестроение для ФРГ?

Пятерка лидирующих автопроизводителей, предположительно участвовавших в картельном сговоре, имеет в Германии суммарную долю рынка в 43,5%. Таковы данные статистической службы Statista на основании продаж новых машин в июне 2017 года. В целом же автомобилестроение по объемам выручки является ведущей отраслью промышленности ФРГ: в 2016 году ее оборот составил 405 млрд евро. Это примерно 23% всего оборота промышленности страны. Значительную часть выручки (около 70%) генерируют поставщики комплектующих, обычно средние и малые предприятия.

Всего непосредственно в немецкой автоиндустрии работают около 1300 компаний, общее число сотрудников которых составляет 800 тысяч человек. Впрочем, на самом деле от отрасли зависит намного больше фирм и людей, так как огромное количество комплектующих и сырья закупают на предприятиях химической и легкой промышленности, а также у производителей электроники и машиностроения. Не говоря уже о том, что от автомобилестроения зависят множество автосалонов, мастерских и бензоколонок.

Автомобили также являются лидирующим продуктом немецкого экспорта. Три четверти машин, произведенных в ФРГ, вывозится и продается за пределами страны - что в 2016 году составило 4,4 млн штук.

Какие возможные последствия скандала?

В Volkswagen на среду, 26 июля, уже назначено экстренное заседание наблюдательного совета. В BMW обвинения, опубликованные Der Spiegel, опровергли. В компании Daimler пока воздерживаются от комментариев.

На франкфуртской бирже курсы акций автомобильных компаний резко упали - и, как предсказывают аналитики немецкого DZ Bank, это еще не конец снижения. Если обвинения подтвердятся, то картельный сговор станет еще одним серьезным ударом по имиджу немецкого автомобилестроения.

Как отметил известный в Германии автомобильный эксперт Фердинанд Дуденхёфер (Ferdinand Dudenhöffer), "автомобилестроители и инженеры, конечно, обмениваются друг с другом информацией по поводу технологий. Но если они договорились о том, как обходить экологические нормы, то и для немецкой автомобильной индустрии, и для политиков в Берлине и Брюсселе это будет катастрофой, настоящим тектоническим сдвигом".

Эта новость также на сайте Deutsche Welle.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Кадиров після повідомлень про хворобу терміново показав відео свого тренування (відео)
У цирку Запоріжжя ведмідь напав на дресирувальника (відео)
Єдиний українець у найсильнішій волейбольній лізі Олег Плотницький переможно зіграв першу гру італійської ліги (відео)
Австралієць зробив із гігантського гарбуза човен (відео)
СОНЯ СОТНИК про шлюб за добу, чоловіка на фронті, майбутнє Вакарчука й Пивоварова, і де зараз Кузін
Все видео

Лента новостей

Україна не зверталась до Польщі щодо депортації чоловіків призовного віку - посол
🕑 19 годин 32 хвилини тому
ДТП в Броварах: п'яний чиновник збив групу людей, постраждала дитина (відео, фото)
🕑 вчора
Українським чоловікам в Польщі продовжать захист
🕑 вчора
Міністра Сольського арештував суд, за нього була внесена застава
🕑 вчора
Путін сказав, коли поїде до Китаю і яку книгу подарує Сі Цзіньпіну
🕑 вчора
“Добре, що є НАБУ”, - Кацуба вперше прокоментував “справу Пашинського”
🕑 вчора
Макрон забив гол у пенальті в матчі з легендами футболу (відео)
🕑 позавчора
Залізниця України атакована в трьох областях, є загиблі та поранені (відео фото)
🕑 позавчора
Німеччина не позбавлятиме українських чоловіків статусу біженців
🕑 позавчора
Футболістки Шахтаря та Кривбасу побилися після матчу чемпіонату України (відео)
🕑 позавчора
Джо Байден підписав закон про заборону TikTok
🕑 позавчора
БК Дніпро став чемпіоном баскетбольної Суперліги (відео)
🕑 3 дні тому
Польща готова допомогти повернути військовозобов'язаних українців
🕑 3 дні тому
Підключення домашнього Інтернету в Одесі та Одеській області
🕑 3 дні тому
Грав у шахи понад 60 годин: нігерієць встановив новий світовий рекорд
🕑 3 дні тому
Все новости