xcounter
Calendar Icon

Сто дней Порошенко. Чего ждет президент?

18.09.2014 13:59

Считается, что основные реформы и начинания новая власть инициирует вначале. Условным сроком, в течение которого можно ждать таких заявок на серьезные изменения в стране, считаются первые сто дней президентства или премьерства.

Петр Порошенко
Петр Порошенко

Считается, что основные реформы и начинания новая власть инициирует вначале.

Условным сроком, в течение которого можно ждать таких заявок на серьезные изменения в стране, считаются первые сто дней президентства или премьерства.

FaceNews опросил политологов, чтобы определить, с какими основными проблемами пришлось столкнуться в первые сто дней своего президентства Петру Порошенко, что из них ему удалось решить и удалось ли ему добиться значимых результатов в политический и экономической сфере, какой имидж сложился у нового президента в стране и за рубежом и на кого президент может опереться в будущем, в частности, на парламентских выборах, в которых участвует и его партия.

«Первые сто дней ушли на решение проблем безопасности, внешней политики и дипломатии»

«Первые сто дней президентства Порошенко ушли целиком и полностью на решение проблем безопасности, внешней политики и дипломатии», – считает Владимир Горбач, политический аналитик Института евро-атлантического сотрудничества.

«В этой сфере президент показал эффективность. Если посмотреть на его возможных конкурентов, вряд ли они были бы настолько эффективны, особенно во внешней политике и дипломатии. Конечно, решить вопрос войны с Российской Федерацией оказалось не под силу, и это объективная ситуация.

Тем не менее, президенту удается соблюдать баланс нацеленности на мир и неуступчивости перед Россией. Даже прямое вторжение регулярных российских частей не заставило Порошенко сдаться. Что касается других сфер, то скорее всего президента на это просто не хватает, ни времени, ни возможностей, ни полномочий. Тут он полностью положился на правительство, в том числе в том, что касается проведения экономических реформ.

Все эти вопросы отложены до проведения парламентских выборов. Наверное, президент начнет заниматься ими когда получит свою внутрипарламентскую силу, ту, которая сможет реформировать правительства и голосовать за его проекты», – говорит Владимир Горбач.

«Все события определялись войной»

«Все события, которые происходили на протяжении этих 100 дней, определялись войной, которая происходит на востоке Украины, – считает Валерий Гончарук, глава департамента избирательных технологий Агентства моделирования ситуаций. – Поэтому те ожидания, которые были от Порошенко, в частности, касались экономических и социальных реформ, реформы правовой системы. Они действительно не были реализованы.

Но нужно сказать, что Порошенко достаточно решительно пришел к власти, потому что мы реально имеем сейчас перевыборы, ему удалось временно достичь перемирия на востоке, и все таки будем надеяться, что основные реформы будут происходить после внеочередных парламентских выборов. Потому что мы живем в парламентско-президентском государстве, а не в президентском или президентско-парламентском, поэтому в проведении экономических реформ у парламента будет огромная роль.

Понятно, что есть разочарование частичное в президенте, потому что не все удалось, но снова-таки в плане евроинтеграции, например, можно говорить, что есть определенные плюсы. Сейчас Украина идет на сближение с НАТО, т.е. есть определенная международная поддержка, кредитование от МВФ, есть обещания со стороны многих стран ЕС, многих стран НАТО оказать помощь, в частности в реформе армии, поэтому это можно в принципе позитивно оценивать. Но я еще раз скажу, очевидно, что все будет ясно после выборов нового парламента».

«Продолжилось разрушение конституционного поля»

Михаил Погребинский. Политолог, политтехнолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии негативно оценивает политические результаты президентства Порошенко.

«Главный и самый страшный итог 100 дней – сотни и тысячи жертв войны на юго-востоке. Ответственность за эти трагедии очевидно рано или поздно будет возложена лично на Порошенко. Так же, как и реально нерасследованные дела о расстреле на Майдане и сожжении одесситов в Доме профсоюзов, также как разрушение потенциала Донбасса.  

Возможность не допустить огромных жертв (отказавшись от АТО) у Порошенко была, но он ей не воспользовался. При нем война набрала самые большие обороты, поэтому минское перемирие – лучше поздно чем никогда – может стать переломным моментом в политической биографии Порошенко, а может и не стать. 

Наконец в эти 100 дней продолжилось разрушение конституционного поля, начатое ещё при президенте Януковиче. Началось с нелегитимного отстранения Януковича от власти и дальше страна начала жить в ситуации правового беспредела, который продолжается и сегодня. Вот примеры – роспуск Рады не предполагает работу парламента, а сам Порошенко идею работы ВР в этот момент поддержал; он подписал неконституционный закон, который позволяет задерживать на месяц без суда в зоне АТО (тогда как в конституции оговорена продолжительность такого задержания не более, чем 72 часа), тотальная цензура СМИ, наезды на те издания, которые не нравятся власти, стали обычным явлением».

«Экономические результаты есть и хорошие, и плохие»

Экономические результаты есть и хорошие, и плохие, считает Михаил Погребинский.

«При оценке результатов за этот период следует учитывать, что президент мог оказывать лишь очень ограниченное влияние на экономическую политику, – говорит он. – Тем не менее к плюсам 100 дней можно отнести возобновления кредитования со стороны МВФ и других международных финансовых организаций. Позитивом является и то, что отсрочен суверенный дефолт, негативом – то, что страна ускоренными темпами влезает в долговую яму.

Никаких реальных экономических реформ не проводилось, поскольку урезание бюджетных расходов, прежде всего, социальных, реформами считать нельзя.

Колоссальная девальвация гривны, которая сейчас котируется на межбанке на уровне 13,4 за доллар, результат не только выполнения требования МВФ о переходе к гибкому курсу гривны, но и непрофессиональных действий руководителя НБУ, многолетней соратницы Порошенко Валерии Гонтаревой. Речь идет о продолжении политики щедрого рефинансирования коммерческих банков, в результате чего они получают средства для спекулятивных операций на межбанковском валютном рынке. А также о неуклюжих действиях по покупке валюты на межбанке в самые неподходящие моменты, в результате чего курс гривны падает. На конец августа международные резервы Украины составили 15,8 миллиарда долларов, что явно недостаточно для поддержки курса гривны.

В стране стремительно растет инфляция, в годовом измерении (по отношению к аналогичному месяцу прошлого года) она ускорилась до 14,2%. По результатам года ожидают 20%, что в 40 раз больше показателя 2013 года. Объемы промышленного производства в Украине в июле 2014 г. по сравнению с соответствующим месяцем 2013 года сократились на 12,1%. В мае снижение составляло 2,1%, а в июне – 5,0%.

Провалена подготовка к отопительному сезону и устойчивой работе экономики в зимний период. Не достает 5 млрд кубических метров газа и 5 млн тонн угля, готовятся веерные отключения электроэнергии, снижаются нормативы отопления квартир. Страна не в состоянии заплатить за газ, долг перед РАО «Газпром» достиг 5,3 млрд долларов, она не может производить авансовые платежи за российский газ, в результате чего его поставки в Украину прекращены».

«Порошенко-президент оказался в очень сложной ситуации»

Более осторожные оценки высказывает эксперт Центра политических исследований и конфликтологии Денис Кирюхин.

«В свои первые сто дней Порошенко пытался взять под контроль процессы, которые не им были инициированы, но за развитие которых он, став президентом, теперь стал нести ответственность.

Прежде всего, это военное противостояние на востоке. Понятно, что за сто дней Порошенко не мог разрешить эту проблему, но очевидно и то, что возглавив государство, он сделал ставку на силовое разрешение конфликта, и только дальнейшее развитие ситуации на Донбассе стимулировало президента к поиску мирного пути. Нужно отдать ему должное, он нашел возможности для поддержки работы международной переговорной группы, для диалога с президентом России. Именно позиция Порошенко позволила выйти на минские договоренности о перемирии. Данное перемирие, со слабой надеждой на то, что оно может перерасти в мир, я бы назвал главным достижением президента. Но достижение это затмевают десятки тысяч беженцев и тысячи убитых украинских граждан.

Во-вторых, это нарастание негативных тенденций в экономике. За социально-экономическую ситуацию с стране президент ответственности напрямую не несет, тем не менее на фоне той же проблемы газа, когда люди ожидают холодной зимы, а правительство не спешит развеивать их страхи, позиция Порошенко пока выглядит слишком отстраненной. В конечном итоге ведь ответственность за социально-экономические проблемы люди будут возлагать не только на главу правительство, но и на президента.

В-третьих, это процессы ослабления институтов государственной власти. Порошенко удалось, несмотря на сопротивление депутатского корпуса, добиться проведения досрочных парламентских выборов. Не готов пока сказать, будет ли это позитивом для страны, но лично для президента это однозначно выгодно, поскольку проведение выборов этой осенью дает ему высокие шансы на формирование «своего» парламентского большинства. Уверен, что Порошенко досрочные парламентские выборы может занести в свой личный актив.

А вот подписание Соглашения об ассоциации с ЕС я бы не отнес к достижениям Порошенко, вопреки мнению многих коллег. Это соглашение было бы подписано вне зависимости от того, кто бы стал победителем на майских выборах главы государства. Другой вопрос, что Порошенко в качестве подписанта, вероятно, был для ЕС более приятным, чем кто-либо другой.

По крайней мере, тот факт, что его приглашают на встречи на высоком уровне, и то, что его приглашают выступить в Конгрессе, говорит о том, что для европейских стран и для США является приемлемой фигурой, и тут никаких проблем у него нет. Но это не период Ющенко, когда Запад после 2004 года из украинского президента делал такого героя мирового масштаба, из Порошенко никто такого не делает героя, никто не преувеличивает роли его личности в истории.

Наконец, на что бы я обратил внимание, так это на нарастающее сокращение гражданских прав и свобод. Этот процесс начался еще до избрания Порошенко, но он не был остановлен новым главой государства. Прежде всего, я говорю о свободе слова. Проблема не только в том, что украинским гражданам запрещают получать информацию из ряда иностранных источников, проблема в том, что в информационном пространстве нарастает негативное отношение к проявлению альтернативной точки зрения на события, а власть никак не препятствует наступлению на одну из базисных демократических свобод — свободу выражения собственного мнения.

В целом, Порошенко стал президентом в очень непростой ситуации для страны, причем президентом с более ограниченными полномочиями, чем его предшественник. Так что ста дней для подведения первых итогов явно маловато».

На грядущих парламентских выборах рейтинг президента остается высоким

«Очень сложно говорить про процент его поддержки, и тот процент, который он имел, он был во многом завышен за счет того, что общество понимало – выборы необходимо проводить в один тур, потому что была безвыходная ситуация, – говорит Валерий Гончарук. – А что касается рейтингов и показателей его партии, то они имеют много составляющих. Это зависит от того, в каком составе пойдет партия Порошенко на выборы, если им действительно удастся объединиться с «Народным фронтом», говорят, что там есть проблемы со «Свободой» и еще какими-то политическими силами, то такая пропрезидентская сила может рассчитывать на 30%.

Еще важно, какие в реальности будут регионы голосовать. Потому что тут такая ситуация парадоксальная. Чем большая часть Донецкой и Луганской областей не проголосует, тем больше будет рейтинг партии Порошенко. Потому что там электорат в основном соперников этих оранжевых, посторанжевых политических сил. Поэтому сейчас мы можем говорить в реальности две трети от того рейтинга, который он имел именно на время президентской кампании».

***

Очевидно, что в нынешних условиях от президента сложно ожидать кардинальных изменений, как в лучшую, так и в худшую сторону, но тем не менее, на сегодняшний день он сделал достаточно много.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини