«Роботы-мулы», которые помогают солдатам переносить тяжелые грузы. Разработка компании Boston Dynamics. (изображение: Boston Dynamics)
На фоне боевых действий на востоке Украины почти незамеченной осталась новость о первой встрече экспертов, посвященной боевым автономным роботизированным системам (БАРС), которая прошла под эгидой ООН в Женеве месяц назад. На ней рассматривали вопросы ограничения использования боевых роботов и ответственности за их применение.
У экспертов из разных стран пока нет единого мнения по этим вопросам. Куба, Пакистан, Эквадор, Египет и Ватикан выступают за полное запрещение БАРС. Во встрече приняли участие представители семнадцати стран, подписавших Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.
Такие страны, как Франция и Великобритания настаивают лишь на том, что значительная часть контроля над решениями о выборе целей и атаке должны быть сохранены за человеком. США считают, что БАРС должны соответствующим образом контролироваться человеком. Израиль, напротив, полагает, что такие виды вооружений необходимы.
| Немецкая автоматизированная система ПВО NBS Mantis. |
Для Израиля, который создал автоматическую военную систему «Iron Dome» наличие подобного оружия действительно может радикально улучшить безопасность. Среди других лидеров в разработках БАРС – Германия, где создана система NBS Mantis, Южная Корея и, разумеется, США. Если у Израиля и Южной Кореи на вооружении пока лишь роботы-дозорные, обнаруживающие присутствие человека и открывающие огонь по приказу, то американские дроны уже давно стали одной из тем новостей, получив известность во время боевых действий в Афганистане и Ираке. Россия также старается идти в ногу со временем – в конце апреля появились сообщения о том, что российская армия в обозримом будущем получит мобильные роботокомплексы, которые будут защищать пусковые комплексы межконтинентальных ракет.
Вместо россиян будут воевать роботы
Первым свидетельством интереса России к БАРС стало заявление министра обороны Сергея Шойгу о том, что Россия намерена сократить военные расходы, инвестировав в разработку боевых роботов $2,4 млрд. в ближайшие два года. Об этом он заявил в начале 2013 года, а уже в конце того же года Ижевский радиозавод продемонстрировал мобильный роботизированный комплекс, способный передвигаться со скоростью до 30 км/ч, оснащенный лазерными дальномерами, камерами, радаром и 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом.
В отличие от европейских производителей дронов (Франции, Германии, Великобритании и Нидерландов) и США, Россия считает, что БАРС могут вести огонь без непосредственного получения разрешения на это от человека. В недавнем интервью, заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин, отвечающий за оборонную промышленность, говорил о разрабатываемых в настоящее время проектах, которые включают в себя дистанционное управляемого андроида с навыками вождения и стрельбы, а также систему, способную самостоятельно наносить удары.
Возможно, именно стремление России создать собственные полностью автоматизированные системы для ведения военных действий и стала поводом для встречи военных экспертов под эгидой ООН в Женеве. Можно ожидать, что если основным странам, в которых ведется разработка боевых роботов, удастся прийти к консенсусу относительно допустимой степени их автономности, эта позиция станет общепринятой и будет зафиксирована в международных договоренностях наподобие того, как в настоящее время зафиксированы ограничения на применения ряда вооружений.
На самом деле подобная концепция полностью автономных боевых роботов просто-напросто опасна для собственных войск. Несколько лет назад США уже пытались применять подобных роботов – SWORDS – в Ираке, но испытания были свернуты по причине их самопроизвольных и неожиданных движений. Пока нет никаких гарантий, что полностью автономный боевой робот не обратит оружие против своей же армии из-за какого-нибудь сбоя.
Тем не менее, создание полностью автономного оружия решает сразу несколько важных задач, в том числе сокращение времени реагирования, снижение риска для своих солдат и устранение фактора человеческих эмоций. Решающим фактором, который, очевидно, изменит армии в обозримом будущем, является снижение расходов – роботы становятся дешевле, и со временем их использование для все более широкого круга задач (для которых используются люди) станет выгодным. Следовательно, у стран, обладающих технологиями боевых роботов, будет постепенно сокращаться потребность в многочисленном военном персонале, расходах на его содержание, снабжение и лечение.
Очевидно, армии будущего переживут примерно то же, что сейчас происходит с промышленным производством развитых стран, где огромным полностью автоматизированным заводом могут управлять несколько менеджеров и инженеров. Роботы заменят солдат точно так же, как сегодня автоматизированные производственные системы начинают заменять рабочих. И то, и другое поставит вопрос о необходимости большого количества населения.
Точно так же как наш мир массового общества с многомилионными государствами был создан тогда, когда государства начали отказываться от услуг наемных солдат и ввели воинскую повинность, он сильно изменится по мере того как автоматизация и развитие искусственного интеллекта радикально сократит потребность государств в живой силе для ведения войн и поддержания экономики.
Исчезнет также потребность мотивировать людей для участия в боевых действиях. Патриотическая риторика, ненависть к врагу и воинское честолюбие станут такими же анахронизмами, каким сейчас является верность средневекового вассала суверену или личная преданность королю его подданных. Конечно, потребуется еще несколько десятков лет для того, чтобы изменения, вызванные развитием технологий, затронули обычных людей, но автоматизация систем наведения огня, дроны-разведчики, роботы для разминирования уже состоят на вооружении. Со временем ниша, занимаемая роботами в армии, будет расширяться, а потребность в людях и их мотивации – падать.
| Человекообразный робот Valkyrie DRC рядом со своим создателем Николаусом Рэдфордом, руководителем Johnson Space Center, NASA. Человекообразные роботы – это не дань массовой культуре, их использование в будущем обусловлено тем, что вся человеческая цивилизация, в том числе оборудование, вооружение, транспорт и пр., ориентирована на параметры человека. |