Раздорожье Грузии. Между европейской мечтой и рукой Москвы
Продолжающийся конфликт в Украине возродил внимание Запада к бывшим советским республикам. На прошлой неделе Грузия вернулась в информационное пространство в связи с правительственным конфликтом, пишет The National Interest.
![]() |
| Понимание грузинской эволюции |
Продолжающийся конфликт в Украине возродил внимание Запада к бывшим советским республикам. На прошлой неделе Грузия вернулась в информационное пространство в связи с правительственным конфликтом, пишет The National Interest.
5 ноября, премьер-министр Ираклий Гарибашвили уволил министра обороны Ираклия Аласанию после того, как последний сделал публичное заявление относительно репрессий в отношении сотрудников его министерства. Два других министра подали в отставку в знак солидарности.
Комментаторы тут же поспешили подчеркнуть прозападные намерения Ираклия Аласании в противоположность правящей коалиции. Таким образом, приверженность правящей коалиции «Грузинская мечта» евроатлантической траектории была поставлена под сомнение.
Внутриполитический спор стал отличным поводом для тех, кто сомневается в приверженности «Грузинской мечты» западной ориентации; нынешняя власть, по мнению данной группы, использует судебный процесс, чтобы избавиться от политических соперников.
Однако подобные выводы безосновательны. Недавние увольнения и отставки являются внутриполитическими вопросами и не имеют никакого отношения к курсу внешней политики. Неудивительно, что спор и его разрешение дают основания некоторым оппонентам действующей власти публично усомниться в прозападности «Грузинской мечты». Политические разногласия возникают по многим причинам и являются естественной составляющей демократии, и в парламентских демократиях, таких как Грузия и остальные «новые демократии» – политическое движение часто кажется на первый взгляд избыточным.
Будь Грузия более опытной демократией, события прошлой недели не интерпретировались бы путем апелляции к судебной системе и судебной власти в политике. Парламент и правительство длительное время работали на благо улучшения судебной системы, ее независимости от политики; были выработаны инструменты, выводящие генеральную прокуратуру из эпицентра политических процессов и предоставляющие Генеральному прокурору защиту от давления сверху. Правоохранительная система, в том числе прокуратура, должны быть выведены из поля политики. Это один из самых важных уроков, который мы извлекли из последних событий.
Амбиции Грузии присоединиться к НАТО и ЕС сильны как никогда. Ни одна политическая партия не будет стремиться изменить этот курс, не в последнюю очередь из-за избирателей, которые в подавляющем большинстве одобряют интеграцию в НАТО и членство в ЕС.
Отпраздновав этим летом ратификацию Соглашения об ассоциации с ЕС, грузины уже в сентябре приветствовали условия расширенного сотрудничества, предложенные на саммите НАТО. В подавляющем большинстве случаев, грузины поддерживают европейскую и евроатлантическую интеграции. Это факт, который невозможно поставить под сомнение.
Несмотря на приверженность Грузии евроатлантической траектории, страна также нуждается в отношениях с Россией, крупнейшим соседом и важным торговым партнером. НАТО и ЕС поддерживают улучшение отношений Грузии с Россией, так же как и американское правительство. Очернить работу нынешнего правительства с тем, чтобы улучшить некоторые аспекты этих отношений – значит нанести нынешней Грузии и стабильности региона в целом огромный вред. Кроме того, как многие комментаторы, похоже, забывают, в отношении сближения с Россией существуют строгие и неизбежные внутренние лимиты: отношения не могут быть нормализованы до тех пор, пока Россия будет поддерживать независимость сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии и не выведет свои силы с территории Грузии.
Нынешнее правительство работало для того, чтобы снизить напряженность, уменьшить опасность конфликта и реформировать менее политизированные области, такие как торговля и визовая политика.
Ни НАТО, ни ЕС не готовы финансировать Грузию или защищать ее в военном отношении, если с Россией вспыхнет еще один конфликт. Это стало в высшей степени ясно уже в 2008 году и совсем недавно, когда разразился конфликт в Украине. Нелогично предполагать, что правительство Грузии - антизападное просто потому, что оно трезво оценивает эту реальность.
Прозападная траектория наследовалась грузинскими политиками на протяжении более двадцати лет; это – ни открытие бывшего президента Михаила Саакашвили, ни его продолжателей, таких как Ираклий Аласания. Многие поколения грузин, начиная с 1990-х годов, способствовали западной траектории Грузии, и Михаил Саакашвили и Ираклий Аласания несомненно многое сделали для этого со своей стороны. Несмотря на политические перипетии в парламенте и правительстве, повестка страны остается неизменной. В результате событий на прошлой неделе вполне возможно возникновение сильной оппозиции, но и это, безусловно, положительный момент. Готовность оппозиции к конструктивному сотрудничеству с правящей коалицией будет способствовать укреплению политического ландшафта Грузии. В таких условиях стороны будут бороться за мандат, чтобы построить сильную, безопасную, демократическую Грузию, способную стать полноценным членом НАТО и ЕС.



Нові деталі «плівок Міндіча»: детектив НАБУ Магамедрасулов розповів про «Мідас», прослуховування та тиск під час обшуків
Пляжний теніс: як молодий вид спорту став світовим трендом і чому Україна серед лідерів
Запис гри з пляжного тенісу в СЕТ 15.12.2025: жива динаміка та реальні емоції на корті
США формують новий альянс для зламу монополії Китаю на рідкоземельні метали
Google тестує браузер Disco, Meta готує конкурента GPT-5, а Пентагон масово впроваджує генеративний ШІ
WSJ: «мирний план» Трампа для України може супроводжуватися великою бізнес-угодою з РФ — що відомо
«Єрмака прибрали», але правила гри лишилися: про що говорять Шабунін і Ніколов
Кінець Голлівуду? Runway Gen-4.5, переклад у навушниках від Google та «ШІ-офіс» 2025: що реально змінилося








