Невероятный героизм волонтеров. Как две украинки вывезли из Дебальцево 800 человек
Волонтеры Диана Макарова и Наталья Воронкова две недели вывозят мирных жителей из Дебальцево, Мироновского, Светлодарска, Красного пахаря и Чернухино. «Своих не бросаем» - так волонтеры назвали этот проект по эвакуации мирного населения. Утром 9 февраля две решительных женщины вернулись в Киев после того, как их «зеленый коридор» для эвакуации был преждевременно закрыт, а уже днем дали пресс-конференцию о том, кто остался в Дебальцево сегодня и как им удалось вывезти людей.
Волонтеры Диана Макарова и Наталья Воронкова две недели вывозят мирных жителей из Дебальцево, Мироновского, Светлодарска, Красного пахаря и Чернухино. «Своих не бросаем» - так волонтеры назвали этот проект по эвакуации мирного населения. Утром 9 февраля две решительных женщины вернулись в Киев после того, как их «зеленый коридор» для эвакуации был преждевременно закрыт, а уже днем дали пресс-конференцию о том, кто остался в Дебальцево сегодня и как им удалось вывезти людей.
![]() |
| Директор "Фонда Дианы Макаровой", собственно, Макарова, и исполнительный директор волонтёрской сотни "Добраволя" Наталья Воронкова и Илья "Хоттабыч" на пресс-конференции 9 февраля |
«Обстановка в Дебальцево с каждым днем ухудшается»
«В Дебальцево остались те, кто не мог уехать: пенсионеры, старики, инвалиды, семьи, отяжеленные детьми», - рассказывает Макарова.
Волонтер отметила, что оставшиеся в Дебальцево больше всего нуждаются в медикаментах, однако от голода население также страдает.
«Я сама видела истощенную старуху в бомбоубежище, старуху, умирающую от голода. Есть огромное количество лежачих людей, за которыми кто-то ухаживал, но эти люди уже уехали. И вот человек лежит. Она даже не может спуститься в подвал, когда обстрел. А если спустилась, то уже не может вернуться обратно. Шквал смсок на наши телефоны растет. С каждым днем всё больше людей умоляют помочь им уехать. Нам сообщили о том, что в одном из разбитых бомбоубежищ находится молодая мать с ребенком-инвалидом детства. Мы посылали туда машину, ее не пропустили», - поведала волонтер.
![]() |
| В бомбоубежище рядом с Дебальцево (фото со страницы Воронковой в Фейсбуке) |
![]() |
| Очередь за водой в окресностях Дебальцево (фото со страницы Воронковой в Фейсбуке) |
«Мы вывозили инсультников, диабетчиков, колясочников, мы выделили для этого 3 реанимобиля», - рассказывает Илья из волонтерской медицинской службы «Хоттабыч».
Есть районы Дебальцево, в которые волонтеры не добрались, хотя и старались охватить весь город. Брошенным осталось Чернухино, где находится пенитенциарное заведение - 300 человек в колонии.
«Рассказывают, что на днях были обстреляны люди, которые пытались эвакуироваться, натолкнулись на пост «ДНР», говорят, что были расстреляны. Заключенные, которые разбрелись, стараются не путаться с местными жителями, чтобы их не подставить. Возможно, в данный момент до 50 человек этих заключенных пытаются выйти на украинскую сторону. С ними будет идти большое количество женщин и детей. Но сейчас у меня даже нет возможности выйти на тех, кто на блокпостах, и сказать им, что будут идти люди с белыми опознавательными знаками», - сетует «Хоттабыч». Оно и понятно: мобильной связи в районе Дебальцево фактически нет.
![]() |
| Илья "Хоттабыч" уже давно вывозит "скорыми" больных и раненых из зоны боевых действий |
Люди уезжают, потому что выживать становится все сложнее и сложнее. «В Дебальцево наступает гуманитарный коллапс. У них проблемы с пищей, с доставкой еды, вещей, самое главное — медикаменты. Гипертоники, диабетики нас дергают за рукав и спрашивают: инсулина нет?», - говорит Макарова.
«Приходит смс: похороните, пожалуйста, мою маму и вывезите хотя бы бабушку»
Волонтеры рассказали несколько личных историй людей, которые оказались в заложниках военной ситуации.
«Есть поселок Александрия, откуда мне женщина звонит каждый день и спрашивает, есть ли коридор. Я не знаю, что ей ответить. У нее 16-летняя дочь с пороком сердца. Я хочу им помочь, но я не знаю, как», - рассказывает Воронкова.
«Не хочу прозвучать патетичной, но это правда: каждый день голос все слабее и слабее. Я не знаю, как они там питаются — мне даже страшно об этом спрашивать. Потому что я не могу ничем помочь в данный момент: туда даже военные не могут доехать», - разводит руками волонтер.
Она признается, что самая страшная смс, которую ей приходилось получать: «Помогите, пожалуйста, вывезти мою маму и бабушку». Спестя два дня Воронкова получила сообщение с просьбой похоронить маму и вывезти хотя бы бабушку.
Дети под «Градами»
Александр, которого волонтеры эвакуировали из Дебальцево с годовалой дочерью, рассказывает, как накалялась ситуация в городе: «19 января Дебальцево обстреливали «Градами». А числа 20-го или 22-го вызвали жене скорую, ее забрали в Артемовск в роддом. Со старшей дочерью остался дома, начался обстрел. А старшей моей дочери — год и два месяца. Мы сидели в подвале шесть суток. Без света, без тепла, без воды. Можно было днем вылезти наружу и приготовить поесть: у нас в доме была печь. Потом жена нашла волонтера, который помог нам выбраться в Артемовск. Потом я в интернете нашел Диану, которая нас привезла сюда», - рассказал Александр, которому посчастливилось покинуть опасную зону. Сейчас он с семьей живет в селе Городище Черкасской области, где их приняла на поселение другая семья. Александр и его родные очень благодарны им за помощь.
![]() |
| Диана Макарова и Александр, которого с только родившей женой и двумя грудными детьми эвакуировали из АТО |
Макарова и Воронкова на фронте бывают регулярно, потому к обстрелам привыкли. Впервые страшно им было, когда на руках вывозили из поселка Красный пахарь троих детей: 5 месяцев, 2 года и 4 года.
Женщина просила вывезти детей, однако военные дали «категорический запрет» на поездку в Красный пахарь.
«Ну, мы извинились, закрываем двери, и видим ее слезы. Знаете, когда человек просто захлебывается от этих слез. Ну, мы же мамы обе... в общем, мы остановили автобус, открыли двери и кричим ей: Таня, покажешь дорогу? Мы поехали. По дороге нам встретились ребята из батальона Кульчицкого, обеспечил нашу безопасность, за что им большое спасибо. Мы понимали, что будет обстрел «Градами». И мы попали под этот обстрел. Но в нас не попали. В результате, мы вывезли троих этих детей, и мы помогли матери найти свою старшую, четвертую, дочь, которую вывезли ранее. Старшую сестру перед этим вывез отец. Мы знали, что она в одном из маленьких городков, и мы организовали транспорт, чтобы свезти их в одно место», - рассказала Воронкова.
![]() |
| Дети в бомбоубежище в районе Дебальцево (фото со страницы Воронковой в Фейсбуке) |
Спасли 766 человек за 4 часа
По данным ОБСЕ, благодаря «зеленому корридору» из Дебальцево и прилежащих пунктов уехали 766 человек. Коридор на въезд был открыт с 10 до 12:00, на выезд — с 14:00 до 16:00. Само Дебальцево не обстреливалось с 10 до 14:00. На сторону «ДНР» выехали 40 человек, то есть, в общей сложности 6 часов частичного перемирия спасли жизни 800 мирных жителей, подытоживают волонтеры.
«Первые поездки осуществляли маленькими волонтерскими автобусами», - говорит Воронкова. «Позже КГГА вместе с «Киевпасстрансом» предоставили «Богданы», после чего мы вновь направились в Дебальцево. Минобороны помогало автобусы, предоставленные КГГА, заправлять. Также работники из одного из центров Минобороны помогали искать людей по адресам в Дебальцево. В этом помогали и тамошние милиционеры».
«Некоторые семьи просто подходили за гуманитаркой. Мы видели детей, разговаривали. Люди не верили, что это бесплатно. Потом понимали, мы им говорили, что здесь подождем. Они бежали домой, собирались и приходили, и мы их увозили», - говорит Наталья.
«Вывоз бесплатный, помощь — бесплатная», - подчеркивает Диана Макарова. «Люди не верят, что это все бесплатное. Билеты на поезда — бесплатные. Нужно, чтобы «цыганская почта» это разносила, потому что другой в таких городках, как Дебальцево, уже не существует».
Если бы не волонтеры
«Мы благодарны всем тем, кто позволил этому зеленому коридору состояться», - говорит Воронкова. «Генералы из Совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон поддержали наши обращения к ООН, ОБСЕ и Красному кресту, чтобы состоялся этот коридор, они же организовывали его безопасность».
При ближайшем рассмотрении кажется, что и армия, и ОБСЕ с Красным крестом не занимались бы эвакуацией мирного населения, если бы не волонтеры. «Армия обеспечивала этот коридор. Зеленый коридор — это не была их деятельность, но они отозвались на то письмо, которое я им писала в Фейсбуке, ОБСЕ и ООН с призывом о помощи. Они тоже увидели, отозвались и помогли конкретно сделать этот коридор», - рассказывает Воронкова. То есть, если бы не волонтёры и Фейсбук, никакого коридора бы не было?
Даже МЧС не сразу включилось в работу по ликвидации гуманитарной катастрофы. «У нас была встреча в кабинете губернатора Донецкой области Кихтенко, им нужно было время, чтобы раскачаться», - мягко объясняет Воронкова. «На данный момент они выезжают вместе с нами на передовую, большими автобусами вывозят людей. Когда огромное к-во людей было привезено на вокзал в Дебальцево, они помогли с ним справиться».
«Нам не совсем понятна позиция Красного креста, потому что перед построением колонны в Дебальцево их машины были, в самом Дебальцево их присутствие замечено не было», - добавляет Наталья. - ОБСЕ и ООН машины были».
«У МЧС не хватает «скорых»: не все готовы ехать под обстрелы»
На вопрос о том, почему есть нужда, чтобы под обстрелы ездили волонтеры, если есть МЧСе, Воронкова поясняет: элементарно не хватает транспорта. «За один раз у нас было в колонне 25 машин. В том числе «скорые». У них не хватает «скорых» - не все готовы ехать под обстрелы. Не хватает автобусов». «Нам в колонну разрешено было включить 25 машин, плюс 2 машины сопровождения ГАИ», - дополняет Макарова.
«Так что 25 машин — это автобусы МЧС, «скорые», «скорые» Хоттабыча, чьи-то еще были «скорые», ОБСЕ машины, их джипы. Они просто как наблюдатели выступали. Наших машин было: два ЛАЗа, два «Богдана», два микроавтобуса, один джип и три «скорые» - это именно наша составляющая. И были еще другие волонтерские микроавтобусы. «Славянское сердце» и «Добрые вести» тоже, я знаю, людей вывозят. А так, вообще, не много людей, которые поедут под обстрелы», - рассказывает Воронкова.
Вели «Богданы» обычные водители из «Киевпасстранса». Те из них, кто добровольно вызвался. Они уже выполняли подобные рейсы, и им предложили. «Не страшно?» - спрашивали их волонтеры, а они говорили: «Еще как страшно. Но мы смотрим на вас, и когда видим, насколько вы обезбашенные, то мы берем с вас пример».
«Мы были обстреляны прицельным огнем рядом с бомбоубежищем»
Волонтеры вместе с водителями ездили под обстрелы и до организации «зеленого коридора».
«Первого февраля мы были обстреляны рядом с бомбоубежищем прицельным огнем», - рассказывает Воронкова. «Нам просто повезло, что автобус запарковался не там, где обычно. Из-за этого все остались живы. В автобусе были дети. Ранены осколками 13-летняя девочка, два водителя и мужчина».
![]() |
| Наталья Воронкова перед автобусом, в двух метрах от которого разорвалась мина (фото со страницы Воронковой в Фейсбуке) |
![]() |
| Мина разорвалась в двух метрах от "Богдана", в котором были дети, приготовившиеся к эвакуации (фото со страницы Воронковой в Фейсбуке) |
По словам волонтёров, никакими особыми опознавательными знаками предоставленные КГГА «Богданы» они тогда не маркировали, потому что белые флаги «ещё никому ни разу не помогли». «Недавно на трассе была обстреляна из артиллерии колонна гражданских машин. Так вот эти расстрелянные машины ехали с белыми флагами», - говорит Макарова.
«И что вам в КГГА сказали, когда автобус увидели?», - спрашиваю. «Ничего», - улыбается и разводит руками Воронкова. «Мы попросили прощения. Они сказали: хорошо, что все живы. Водители тоже остались живы. Водителей нам сейчас нужно будет подать на какую-то награду, потому что они реально молодцы, они отработали героически под этим обстрелом».
«МЧС очень даже неплохо справились с расселением эвакуированных»
По словам Макаровой, о расселении эвакуированных заботится МЧС. Исходя из того, насколько волонтеры смогли проследить судьбы временно перемещенных лиц, без крова никто не остался. «Живут в пансионатах, на турбазах, в общежитиях, ремонтируют, протапливают, все, что можно расконсервировать - расконсервируют», - рассказывает Воронкова.
«Донецкая ОГА помогла, все пансионаты в Святогорске, которые можно было расконсервировать, все максимально заполнены. Харьков, Запорожье, Днепр работает, Киев практически заполнен, Львов и другие области и города принимают», - добавила она.
![]() |
| Наталья Воронкова |
![]() |
| "Мы устроили МЧС тест-драйв, и они очень даже неплохо справились", - Воронкова |
Тем, кто сбежал из зоны боевых действий и теперь не знает, что делать, волонтеры посоветовали обращаться в пункты для переселенцев на вокзалах. «Там работает МЧС, и работает хорошо», - говорит Воронкова. «В Славянске мы устроили этой службе тест-драйв, и они очень даже неплохо справились. Привозим 500 человек — коллапс, через сутки — направили людей по разным маршрутам, в другие регионы, всех расселили».
«Мы не всегда отдаем эвакуированных МЧС», - дополняет Наталью «Хоттабыч». «Те, кто присылают смс с просьбой эвакуировать их родственников — я им звоню и говорю, чтобы приняли этих своих родственников в Артемовске сами. Правильная помощь — в кругу родных. Мы довозили до Артемовска, там устраивали встречу с родственниками. Я благодарен тем людям в России, кто разговаривал с нами, и я по их голосу слышал, что они переживали не за своих родственников, а за великую страну Украину», - считает волонтер.
«Обещали людям, что приедем завтра, но коридор закрыли»
«В целях безопасности ни одну волонтерскую машину в понедельник не пропустили», - говорит Воронкова.
Вместо трехдневного зеленого коридора оказалось только четыре часа.
«К сожалению, дали 4 часа. Это для нас необъяснимо, поэтому мы просим: пожалуйста, возобновите эти переговоры, возобновите эти договоренности. Возможно, какие-то свои, внутренние решения... Это не наша сторона, естественно — инициатива прекратить зеленый коридор исходила с той стороны. Нам просто сказали: на завтра коридора не будет. А люди там, в Дебальцево, нас спрашивали: вы завтра будете? И мы говорили «да». Вот это самое болезненное», - сообщает Наталья.
«Блокирование гуманитарных инициатив приведет только к ожесточению»
Макарова утверждает: «В Дебальцево все хуже. Люди хотят уехать. Их нужно вывезти. Мы хотим просить еще два дня: один день — на подготовку, второй — на вывоз. Мобильные не работают, мы должны дать этой «цыганской почте» разойтись. Нам нужно время, чтобы обойти все бомбоубежища. Второй день — вывоз. Мы просим с 6 утра до начала темноты. За 4 часа мало можно успеть. К тому же, по разным причинам, обязательно останется какая-то часть людей. Мы просим раз в неделю объявлять день тишины. Просим пропускать автомобили с водой, бригады медиков. Чтобы помочь выжить тем людям, которые останутся».
«Блокирование гуманитарных инициатив приведет только к ожесточению», - дополняет ее Воронкова. - Мы приглашаем к разговору. Давайте помогать друг другу. Давайте вести переговоры по поводу Дебальцево, Чернухино, Редкодуба. По поводу дней тишины. Обозначить эти дни, чтобы был день, когда медики с определенной символикой смогут спокойно передвигаться».
«Если мы за 4 часа вывезли около 700 людей, сколько мы вывезем за 2 дня?», - подчеркивает Макарова. «Эти 700 людей состояли из тех, кто собирался в этих местах массового скопления. Смс у нас — адресные. Их все нужно пройти. Эту бабушку, которая не может ходить — ее надо вытаскивать, она сама не придет. Нужно восстанавливать семьи. Потому что если одна часть семьи сидит в одном бомбоубежище, а другая — в другом, то они отдельно друг от друга не поедут. И мы это делаем, мы восстанавливаем семьи. Но нам нужно время. Если в результате это будет тысяча людей — пусть, это немало».












Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»
Time назвав «архітекторів штучного інтелекту» Людьми року 2025
Чому Земля перетворилася на «сніжну кулю» майже на 100 мільйонів років
Відстрочка за догляд: кого можуть позбавити через нові зміни до мобілізаційних правил
Блекаут до 14 годин на добу: як побудувати резервне живлення вдома на основі інвертора та акумуляторів
CEO NVIDIA б’є на сполох: США ризикують програти Китаю гонку штучного інтелекту
«Благодійний збір» від імені лікаря, який про це не знає: кіберполіція попереджає про нові схеми шахраїв
Технологічний концтабір на смартфоні: як у Росії запустили національний месенджер Max і для чого він насправді потрібен







