Нововведение Минтранса может привести к закрытию многих автостанций

31.07.2015 в 13:10 | Виктор Скаршевский

Министерство инфраструктуры Украины разработало проект изменений в Порядок регулирования деятельности автостанций, которым предлагается централизованно установить автостанционный сбор на уровне 1 гривни при покупке билетов пассажирами.

Владимир Шемаев, эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры 

Существующий Порядок, принятый в 2010 году, разрешает автостанциям устанавливать размер сбора на уровне 5-15% от стоимости билета в зависимости от протяженности поездки с учетом внутреннего или международного сообщения.

В условиях тотального подорожания цен на проезд желание Министерства выровнять сбор вне зависимости от расстояния и стоимости билета понятно: автоперевозчики увеличат свои доходы за счет уменьшения и перераспределения сборов в свою пользу. Для пассажиров это преподносится как возможность выбора – пользоваться услугами автостанции или нет (покупками билета в кассе, посадкой и высадкой на специально оборудованной площадке, доступом к местам общего пользования, киоскам с товарами и продуктами питания и т.п.). Однако административное снижение цены до 1 гривни в условиях украинских реалий кроет в себе ряд угроз и может привести к закрытию большого количества автостанций. И вот почему.

Автостанции, которые обслуживают небольшое количество направлений и не имеющие площадей, которые можно сдать в аренду – вмиг станут убыточными. Основных источников доходов у автостанций два – автостанционные сборы (5-15% от стоимости билета взимается как с пассажира, так и с перевозчика) и платежи арендаторов. Но в итоге это не очень большие деньги с учетом сегодняшних расценок на коммунальные услуги и энергоносители. Если в городе большой пассажиропоток, то в районных центрах он гораздо меньше. При нынешних сборах, убытки станций в районах часто перекрываются прибыльной станцией в городе, т.к. эти станции часто относятся к одному предприятию. При уменьшении сбора до 1 гривни подобное «перекрестное субсидирование» автостанций вряд ли будет возможнопо причине уменьшения их доходов при одинаково высоких затратах на содержание автостанций в городе и районе.

Вырастет рынок нелегальных перевозок. Убыточность автостанций приведет к их закрытию, как следствие, посадку и высадку пассажиров перевозчики будут осуществлять в необорудованных для этого местах. Это повышает риск получения пассажирами травм и вероятность дорожно-транспортных происшествий, при том, что об обязательном страховании поездки в таких условиях говорить не приходится.

Резкое снижение сбора не учитывает социальной значимости автостанций. Закрытие автостанции приведет к тому, что ожидать автобус пассажиры будут под открытым небом. Особенно острой эта проблема станет в зимнее время года в районных центрах, где рейсовые автобусы ходят не так часто.

Истина как всегда находиться где-то посередине. Следует внедрить более гибкую систему, чтобы каждая автостанция сама определяла размер сбора, и он может быть одинаковым для всех пассажиров – как и предлагается Министерством. При этом установление величины сборов необходимо осуществлять исходя из фактических затрат автостанций на их функционирование с учетом количества обслуживаемых автобусов и пассажиров в месяц или квартала также от степени социальной значимости автостанций. Подобный подход позволит остаться в системе рыночного ценообразования и в то же время позволит уйти от ненужной централизации в принятии решений.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Цілує руку вбивці: в Індії мультяшні Моді та Путін заспівали про дружбу, є в кадрі і Трамп (відео)
Нардеп «Слуги народу» Юрій Камельчук заплутався у версіях про свій євротур і показав фейкові «докази відрядження» – розслідування
Елітні ліквідатори: чому ліквідація спрощенки для ФОПів може вдарити по економіці України – позиція Віктора Галасюка
Брудні таємниці Єрмака: провал переговорів у Москві, викриття Мендель і нові кризи України
Акумуляторні прожектори для майстрів: порівнюємо Scangrip, Metabo, Bosch, Makita, DeWALT, Milwaukee, Einhell
Венесуела: від «земного раю» до країни нафтового прокляття
Віктор Галасюк: навіщо Трампу Венесуела — шість головних причин конфлікту
Михайло Кухар: «Спроба ліквідації ФОПів — це економічна диверсія»
Все видео

Лента новостей

За 6,6 млрд грн планують побудувати нову дорогу в Буковель
🕑 2 години 11 хвилин тому
Японія вперше експортує систему військового командування та управління — для армії Філіппін
🕑 3 години 41 хвилину тому
З Росії масово тікають силовики і вже дають свідчення в Гаазі
🕑 5 годин 11 хвилин тому
Звільнений ексглава ОП Єрмак усе ще обіймає щонайменше 10 посад
🕑 7 годин 11 хвилин тому
Російський дрон убив 12-річного хлопчика на Дніпропетровщині (фото)
🕑 7 годин 41 хвилину тому
Переслідування літака Зеленського дронами: в ОП підтвердили інцидент і розповіли подробиці
🕑 9 годин 11 хвилин тому
СБУ, НАБУ та САП викрили у Києві злочинну групу, яку очолювала нардепка Скороход
🕑 9 годин 37 хвилин тому
У Росії дрони атакували піратський порт у Темрюку і вкотре Сизранський НПЗ (відео)
🕑 10 годин 1 хвилину тому
У "Грозному-Сіті" мінус щонайменше 5 поверхів: фото та відео підсмаженого ділового центру
🕑 11 годин 38 хвилин тому
"Деталі нової капітуляції": у США закінчилася зустріч української та американської делегацій
🕑 11 годин 55 хвилин тому
Найвищий Місяць за 17 років: що чекає знаки Зодіаку в суперповню 5 грудня
🕑 23 години 11 хвилин тому
Європейські лоукостери готуються повернутися на український ринок
🕑 вчора
Херсонська ТЕЦ зупинила роботу після масованих ударів РФ
🕑 вчора
Будуть летіти роями: РФ запустила шахеди з 8 локацій менше ніж за годину
🕑 вчора
Підрозділ ГУР "Примари" знищив російський літак МіГ-29 на аеродромі "Кача" в Криму (відео)
🕑 вчора
Все новости