Культурологи: Декоммунизация – это месть государства за свое бессилие
Культурологи бьют тревогу из-за закона о декоммунизации, потому что считают, что он приведет к культурной катастрофе. Они обвиняют правительство в глупости из-за демонтажа мозаик советских времен и переименования городов и улиц. Наиболее угрожающие моменты в реализации законопроекта и свои предложения по его доработке деятели культуры изложили в открытом обращении к властям Save Ukrainian Mosaic. О проблемах текущей редакции документа FaceNews поинтересовался у культурологов и активистов, подписавшихся под обращением.
Культурологи бьют тревогу из-за закона о декоммунизации, потому что считают, что он приведет к культурной катастрофе. Они обвиняют правительство в глупости из-за демонтажа мозаик советских времен и переименования городов и улиц. Наиболее угрожающие моменты в реализации законопроекта и свои предложения по его доработке деятели культуры изложили в открытом обращении к властям Save Ukrainian Mosaic. О проблемах текущей редакции документа FaceNews поинтересовался у культурологов и активистов, подписавшихся под обращением.
![]() |
Василий Черепанин: Ставить знак равенства между советским и путинским – большая ошибка
Идея запретить или уничтожить культурные образцы советского времени – это желание государства противопоставить что-то военной интервенции России на украинскую территорию, считает руководитель киевского Центра визуальной культуры, преподаватель Киево-Могилянской академии Василий Черепанин.
![]() |
| Василий Черепанин |
Проблема законопроекта о декоммунизации не столько в идеологической необъективности – идеология не может быть объективной, она всегда на чьей-то стороне – сколько в непонимании логики культурного процесса и наследия. В данном случае, какие-то культурные экземпляры в силу советского прошлого просто становятся «мальчиком для битья». Сама идея запретить или уничтожить культурные образцы, которые никаким образом не определяют логику настоящих событий, а скорее остаются максимум мемориальными объектами, – это желание нашего государства что-то противопоставить военной интервенции России на украинскую территорию. Этот подход ошибочен как с точки зрения методологических соображений, так и стратегии борьбы.
Травя и запрещая культурный пласт, связанный с советским прошлым Украины, переименовывая города и улицы, мы пытаемся вычеркнуть или вытеснить это прошлое. Однако это концептуальная и политическая глупость – Украина была сотворцом Советского Союза, нравится нам это сегодня или нет. Но мы отдаем наше прошлое врагу, российской власти, потому что почему-то думаем, что Путин – это продолжение Советского Союза. Поскольку путинская Россия и сама власть Кремля вне нашей досягаемости, единственное, что нам доступно – это символы. Будучи ложно интерпретированными, они выступают слабым звеном. Таким образом «мстят» советским образам за свою неспособность или невозможность адекватно противостоять военной агрессии России против Украины. Это жест отчаяния и бессилия.
Но это большая ошибка - отожествлять или ставить знак равенства между советским и путинским. Потому что путинская идеология в своей основе – контрреволюционная и реакционная. Путинизм на самом деле имеет большие проблемы с советским прошлым, потому что Советский Союз (как, кстати, в какой-то мере и сама Российская Федерация в 1991-м) начался с революционного события. Путин не может принимать революционность как таковую, именно поэтому из советского прошлого заимствует все наиболее монструозно-сталинистское, замиксованное на захолустной имперской идее.
Среди тех образцов мозаик и панно, которые хотят сегодня уничтожить в Украине, есть украинские авангардные по происхождению композиции, что только подчеркивает прогрессивную, передовую роль украинского искусства первой половины ХХ века в европейском контексте. Некоторые композиции отчетливо супрематистского характера - и, как ни парадоксально, их хотят уничтожить сейчас, в 2015 году - на 100-летие первого экспонирования «Черного квадрата» - главного символа супрематизма в понимании его автора, одного из главных представителей Киевской школы авангарда Казимира Малевича! Мы просто вычеркиваем сильные стороны из собственного же исторического наследия. Это бессмыслица. Уничтожать культуру - это всегда варварство.
Я более чем скептичен по отношению к Советскому Союзу, но речь идет не только о советском, а об определенных предпосылках, на которых мы базируемся. Нельзя просто взять какой-то кусок прошлого и выбросить только потому, что сегодня нам это не нравится. История, память, травматическое прошлое – к ним нужно подходить с позиций справедливости, что в том числе означает понимать их амбивалентность и принимать собственную ответственность за продолжение их нежелательных последствий. Когда история и память о прошлом инструментализируются в угоду нерефлексивным политическим прихотям, это вредит в первую очередь самой Украине, а не российскому агрессору.
Елена Правило: Чиновники не должны решать, что делать с предметом искусства
Даже пропагандистские предметы искусства нужно не разрушать, а размещать в архивах, потому что это наша история, считает активист Конгресса активистов культуры Елена Правило.
![]() |
| Елена Правило |
Мне кажется, что мы просто очень сильно склонны к крайностям и не очень склонны рассматривать детали. У нас есть или черное, или белое. Именно эта ситуация сейчас проявляется в этом законе. Я надеюсь, что вот это движение, инициированное активистами и деятелями культуры, позволит обратить внимание, что не все наследие того времени является коммунистической пропагандой. То есть нужно отличать предметы искусства и какие-то наши приобретения как украинцев, от того, что является пропагандой. А даже если что-то является пропагандой, возможно, оно должно находиться в архивах, это тоже наша история.
Поэтому я думаю, что просто разрушать неправильно. Нужно решать это совместно. Нельзя, чтобы государственные чиновники решали, что делать с тем или иным предметом, который, возможно, является предметом искусства. Должны быть отдельные решения по каждому предмету. Любому законопроекту необходимы определенные схемы, как он будет реализоваться, какие-то программы, решения. А то, что мы видим с законами сейчас – каждый читает их, как хочет.
Владимир Кадыгроб: Этот закон легализует вандализм
Авторы закона о декоммунизации не смогли учесть такие тонкие вещи как культурное наследие, считает эксперт группы «Культура» Реанимационного пакета реформ Владимир Кадыгроб.
![]() |
| Владимир Кадыгроб |
Идеологическая объективность – это очень спорное понятие. Я думаю, что авторы закона не смогли учесть такие тонкие вещи как культурное наследие. Одно дело, когда ты пишешь что-то теоретическое, а другое дело, когда это на практике начинают выполнять. В целом, конечно, этот закон стоило бы поддержать, но есть очень много недостатков.
В данном конкретном случае получается, что это закон легализует вандализм. Опять же, вопрос в трактовке. К примеру, сейчас уничтожается мозаика, которая вообще не несет никакой идеологической нагрузки. Я все-таки надеюсь, что местная власть одумается. Нельзя рубить топором, нужно действовать намного тоньше, как в принципе с культурой и культурным наследием.
Владислава Осьмак: Подобные вмешательства создают эффект сплошной разрухи
Уничтожение культурных объектов советского периода – это борьба с последствиями, а не с причиной, считает преподаватель Киево-Могилянской академии Владислава Осьмак. По ее словам, нужно было бы направить средства на системные просветительские мероприятия, которые разъяснили бы, почему эта идеология плохая.
![]() |
| Владислава Осьмак |
После прочтения закона мне показалось, что он требует ряд подзаконных актов и еще несколько организационных шагов. Необходимо создавать реестры соответствующих объектов, после чего проверять, являются ли они памятниками истории или архитектуры, внесены ли в государственный реестр. Затем нужно было бы местными силами создавать комиссии, которые решали бы, каким способом, что именно и куда убирать. Потому что просто достать пятиконечную звезду с ограждения на мосту Патона, во-первых, эстетически некрасиво, а, во-вторых, докажите, что это безопасно с точки зрения сохранения конструкции? Подобные вмешательства создают эффект сплошной разрухи. И вследствие этого на человека, который находится в таком большом городе как Киев, усиливается эмоциональное давление. Мы этого не осознаем, но городская среда на нас постоянно влияет.
Существует такая вещь как эффект разбитого окна. Если в каком-то доме долго разбито окно – в соседних домах тоже начнут бить окна. Если на красивой станции метро, облицованной украинскими гранитами, вдруг появляется грубое пятно – начнут портить оставшиеся элементы дизайна. Учитывая, что в нашем обществе большинство живет в стрессовом состоянии, такие вещи нужно делать более сбалансировано. Повторюсь, мне не хватает ряда подзаконных актов, которые четко фиксировали бы регламент, и, в частности, вопрос финансирования.
В городе и в стране, которая за последние 100 лет так много потеряла, в такой спешке, без консультации с общественностью прибегать к таким действиям – я в этом вижу скорее вред, чем пользу. Все эти действия – это борьба с последствиями, а с не причиной. Мы убираем внешние проявление, а вместо этого нужно было бы направить средства на системные просветительские мероприятия, которые разъяснили бы, почему эта идеология плохая. Подчеркиваю, идеология, а не время в целом.
Мы всегда стираем все до основания, а потом начинаем строить что-то новое. У меня такое ощущение, что наша история, в частности, в городском пространстве – протерлась до дыр. Вместо анализа и адаптации прошлого к сегодняшнему дню, сознательно или несознательно, мы разрушаем часть основ, на которых стоим.







Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»
Time назвав «архітекторів штучного інтелекту» Людьми року 2025
Чому Земля перетворилася на «сніжну кулю» майже на 100 мільйонів років
Відстрочка за догляд: кого можуть позбавити через нові зміни до мобілізаційних правил
Блекаут до 14 годин на добу: як побудувати резервне живлення вдома на основі інвертора та акумуляторів
CEO NVIDIA б’є на сполох: США ризикують програти Китаю гонку штучного інтелекту
«Благодійний збір» від імені лікаря, який про це не знає: кіберполіція попереджає про нові схеми шахраїв
Технологічний концтабір на смартфоні: як у Росії запустили національний месенджер Max і для чого він насправді потрібен







