xcounter
Calendar Icon

Константин Стогний: Я вышел из Оппозиционного правительства

19.12.2015 08:37

Известный украинский журналист, экс-советник главы МВД Константин Стогний заявил, что вышел из состава Оппозиционного правительства. Он объясняет, что шел в ОП не за должностью министра внутренних дел, а для того, чтобы озвучить свою Концепцию реформы МВД. По его словам, новый закон «О Национальной полиции» другой лишь по форме, а в принципе мало что изменил. «На мой взгляд, сознательно оставили механизмы, порождающие коррупцию. Снова налогоплательщик содержит полицию, а полиция в это время «немножечко вышивает крестиком». Такая коммерция была одним из «родимых пятен» старой милиции», - объясняет он. О том, что сейчас творится в государстве в целом, и в милиции в частности, Стогний рассказал в интервью FaceNews.

Здравствуйте, Константин.

Здравствуйте и Вы.

Хочу сразу задать вопрос, который часто мелькает в соцсетях и СМИ: будет ли третий Майдан?

Нет. Думаю, сейчас не будет. Возможно, через несколько лет.

Почему?

Во-первых, подорвана вера людей в самих себя. Два Майдана забрали очень много сил, а результат пока что… Сами знаете, какой. Борьба за власть для политиков – привычное занятие, то, чем они занимаются каждый день: поиск спонсоров, союзников, создание коалиций и группировок, бесконечная ложь. А для граждан это было самопожертвование. Журналисты «Надзвичайних Новин» были безвылазно на Майдане. Одному из наших операторов пуля пробила камеру, и парень едва не потерял глаз. Не смотря на все испытания и потери, все были воодушевлены, а теперь…

Сегодня огромное количество украинцев испытывают глубокое разочарование, почти безысходность. Такое психологическое состояние называется «выученная беспомощность». Ученые выяснили, что когда животные – собаки, крысы, мыши и даже тараканы – раз за разом оказывались в неприятных ситуациях, с которым ничего не могли поделать, они становились пассивными. Эксперименты с участием людей дали аналогичные результаты. Напомню, что промежуток между двумя Майданами составил десять лет. Видимо, должно было подрасти новое поколение.

Второй фактор – внешний. Нашими политиками сегодня если не управляют, то существенно влияют на них более мощные государства – США, Германия, Франция, Россия. Это влияние – не только разговоры по телефону. Это физическое присутствие советников, политтехнологов, разведчиков. И деньги, конечно. Большие деньги.

Неужели наша судьба действительно решается где-то в Вашингтоне, Кремле или Берлине?

Не на 100%. Но в принципиальных моментах влияние решающее. Иногда невозможно понять, какое решение принято самостоятельно, а какое навязано. Например, у нас официально зарегистрировано 1,5 миллиона беженцев. Если бы была объявлена война, а не непонятное никому АТО, думаю, эти люди могли получить международный статус беженцев. Следовательно, была бы помощь от ООН и возможность для украинцев выехать в ЕС, США, Канаду, Австралию, куда угодно. Но этого не произошло. Почему? Нашей власти запретили объявлять войну, потому что в Европе и США боятся, что вся Украина переедет к ним? Если это так, тогда и вхождение в ЕС нам не «светит» в обозримом будущем. А может, это «местное решение», чтобы не потерять возможность получать и разворовывать международные кредиты? Не так просто в этом разобраться.

Хотя есть вещи, в которых наша власть проявляет безусловную самостоятельность и «принципиальность»: воровство и коррупция. Иностранцы в недоумении. В статье на BAZZFEED журналист Макс Сэддон (Max Seddon) пишет: На встрече в Вашингтоне с участием Яценюка один из иностранных участников спросил другого: «Почему они (украинская власть) так много воруют? Другой ответил: А почему нет, если им позволяют с этим убежать?».

Как Вы оцениваете действия власти в ситуации с арестом Корбана?

Не буду комментировать реальные «заслуги» Корбана – в интернете о нем много чего можно почитать. Но с точки зрения Закона, это было сделано ужасно. Японцы о таком говорят «потерял лицо». От такого цирка страдает легитимность власти, которая и без этого вызывает массу сомнений.

Почему Коломойский так невнятно отреагировал на арест? Это было для него неожиданностью?

В неосведомленность Коломойского не верю. Он знал об аресте возможно раньше, чем узнали те, кто исполнял приказ. Одних только СБУшников в задержании было задействовано 500 человек. Невозможно провести такую операцию в нашей стране, чтобы об этом не узнали все причастные стороны. Тем более что назначения силовиков, как и все остальное, согласовывались. «Своим людям» в погонах щедро платят.

Почему Коломойский повел себя спокойно? Вариантов ответов много: Корбан «заигрался»; или ситуация такая, что надо выждать; или вся эта комбинация проводится по договоренности с Коломойским. Мне, например, было любопытно, какой повод придумают, чтобы распустить Верховную Раду и назначить внеочередные выборы, разговоры о которых кулуарно ведутся уже очень давно. И вот с экранов депутаты поют песню о том, что коалиция недееспособна, что такая Рада не работает и надо ее распустить, как будто, новые выборы что-то существенно изменят для рядовых граждан. Осталось инспирировать еще парочку «демаршей» типа выхода из коалиции одной из фракций «в связи с несогласием», и Президент объявит о роспуске. Тогда к весне мы получим: а) новые выборы; б) нового национального героя и фракцию партии «Укроп» в парламенте. Корбан, кстати, уже в Днепропетровске. Что сыграло решающую роль – участие Коломойского или несостоятельность власти? Вариантов много…

Перейдем к новой полиции. Как оцениваете ее работу? Времени уже прошло достаточно, чтобы делать оценки?

В Одесской области месяц назад произошло очередное задержание офицера милиции: прокуроры арестовали руководителя райотдела на взятке в 250 тысяч. Случай, показывающий, что коррупция никуда не исчезла из МВД. Эксперты говорят о том, что вместо реформы проводится механическая замена личного состава. Почему реформа идет только на самом нижнем уровне? Может, чтобы не трогать систему? Мы почти не видим ГАИ на дорогах. Почему? Возможно для того, чтобы не раздражать народ, частью коррупционных денег, которые раньше собирались на дорогах – на превышении скорости и прочих нарушениях, на фальсификациях протоколов при оформлении ДТП – решили временно пожертвовать. Но не обольщайтесь. Если даже новые сотрудники оформят протокол ДТП честно и грамотно, по-прежнему есть целый набор инструментов, с помощью которых следователь может все перевернуть с ног на голову. И в этом помогут прокуратура и суд. Через небольшой промежуток времени механизм можно включить «на полную катушку». Так что реформирование только нижнего звена ничего не дает.

Предположим, идея власти заключается в том, что новые люди получат опыт на улицах, а потом перейдут в другие подразделения руководителями и там все исправят. Сработает такая методика, как думаете?

В неработающей системе не может быть работающей подсистемы. Мне кажется, это дает возможность правильно оценить то, что сейчас творится в государстве в целом, и в милиции в частности. Это не сработает. Не может подчиненный повлиять на своего начальника. На это, кстати, недавно жаловались ребята из новой полиции на страничках в Facebook. Они написали, что со стороны все видят красивую картинку, а на практике начальство вытирает об них ноги.

И вот еще пример: СМИ трубят по поводу биографии кандидатуры одного из замов, которого утвердили на днях. Только что назначенный руководитель Полиции никак не комментирует это назначение. Очень хотелось бы услышать от нового руководителя Полиции, что произошло? Госпоже Деканоидзе навязали этого человека или она сама его выбрала. Если навязали – это еще одно подтверждение моего мнения.

Очень хотелось бы, чтобы, наконец, нормально заработало МВД. Чтобы была проведена настоящая реформа. Но статистика – упрямая вещь. За восемь месяцев 2015-го в Киеве совершено на 31% больше преступлений, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 125 разбойных нападений (+56%), 2 134 грабежей (+43%) и 129 хулиганств (-22%). Хотя, и эти цифры вызывают сомнения.

То есть, большое количество мигалок на улице на уровень преступности не влияют.

Но нарушителями Закона являются не только уличные бандиты. За последние пару месяцев было анонсировано создание «киберполиции», Департамента по защите экономики и Департамента по противодействию наркопреступности. В то же время, в части 3 статьи 13 Закона «О национальной полиции» прописаны всего шесть подразделений, и эти три новые службы там просто не значатся. Все это учредили до назначения руководителя Национальной Полиции, который единственно мог определять структуру. У нас на глазах произошло нарушение Закона. И сейчас будет интересно понаблюдать, как Хатия Деканоидзе будет решать все эти проблемы. Если эти вопросы так и останутся без ответа, будет означать, что руководитель Полиции – фигура несамостоятельная. Мягко говоря.

Как министр МВД Оппозиционного правительства скажите…

Скажу Вам, что я вышел из состава Оппозиционного правительства.

Ого! Так это сенсационная новость, можно сказать! Оппозиционный Блок во многих регионах набрал большой процент голосов. Если будут досрочные выборы в Раду, наверняка будет много депутатов от оппозиции, а Вы вдруг уходите. Вы поступаете не как политик. Почему Вы это сделали?

Все путают «Оппозиционный блок» и Оппозиционное правительство. Блок – политическая структура, занимающаяся практическими делами. В политических партиях не состоял. Оппозиционное правительство является общественной инициативой. Это – площадка, на которой озвучиваются мнения, проводится анализ того, что происходит в стране. И даются рекомендации, а не только критика. В странах развитой демократии, с которыми, говорят, мы хотим сравняться, оппозиционное правительство – обязательный атрибут.

Значит, Вы шли в это правительство не за должностью?

Я с самого начала об этом заявил. С первого дня. Я шел туда, чтобы озвучить свою идею о реформировании милиции, предложить свою Концепцию реформы МВД.

Напомните, пожалуйста, основные пункты Вашей Концепции реформы милиции. В чем отличие от принятых недавно законов?

Одного закона, вообще-то. Закон «Об органах внутренних дел» Президент так и не подписал, насколько я помню. Он был ветирован.

По сути, новый закон «О Национальной полиции» другой лишь по форме. В принципе, он мало что изменил. В некотором смысле даже проигрывает старому «О милиции» – тот был лучше выписан. Более грамотно. Основные, концептуальные положения реформы, основные обещания, которые давали те, кто пришел к власти полтора года назад, так и остались нереализованными. Например, контроль со стороны общественности. По новому Закону он должен осуществляться комиссиями, в которых соотношение сил 3 к 2 в пользу полиции. Обещанная «открытость» в законе не прописана. Структура осталась вертикально ориентированной.

Еще пример: в статье 22 законодатель разрешает руководителю полиции «создавать, ликвидировать, реорганизовывать предприятия и организации». Помнится, не так давно все жаловались на коррупцию в ГАИ при прохождении ТО, получении номерных знаков и прочих добровольно-принудительных «сервисах». Как думаете, для чего нужна эта норма сейчас? Случайно, не для того ли самого? В статье 23 читаем: «осуществляет на договорной основе охрану физических лиц и объектов права частной и коммунальной собственности». Значит, все та же вневедомственная охрана. Что такое, по сути, эта охрана? Граждане платят милиционерам зарплату, но часть милиционеров еще и подрабатывает на охране квартир тех же граждан за дополнительную плату. Похоже, обещанное всего чуть более года назад избавление новой полиции от непрофильных функций забыто.

На мой взгляд, сознательно оставили механизмы, порождающие коррупцию. Снова налогоплательщик содержит полицию, а полиция в это время «немножечко вышивает крестиком». Такая коммерция была одним из «родимых пятен» старой милиции. И этим же планирует заниматься новая, честная служба, судя по всему.

Предложенная мной Концепция выглядит так:

1. Децентрализация. Трехуровневая структура – национальный, региональный, муниципальный уровни.

На Национальном уровне – расследование тяжких и особо тяжких преступлений на всей территории Украины, борьба с международной, межрегиональной и организованной преступностью.

В компетенции региональной полиции – уголовное преследование по нетяжким преступлениям, регулирование дорожного движения на всех трассах в пределах региона.

В сферу ответственности муниципальной полиции входит охрана общественного порядка на уровне городов и районов, профилактика преступлений, регистрация правонарушений (с передачей на расследование в региональную и национальную полиции). Муниципальная полиция не откажет Вам в регистрации заявления о совершенном преступлении, потому что она не зависит от показателей раскрываемости преступлений и подотчетна местным советам. Так мы сможем приблизиться к реальной статистике совершаемых преступлений и раскрываемости.

Муниципальная полиция – первое окно в регистрации преступлений. В одних и тех же населенных пунктах работают подразделения и национального, и регионального подчинения. Это порождает взаимный контроль. Несколько центров, которые «присматривают» один за другим, существенно усложняют возможность коррупционного сговора.

2. Отказ от непрофильных функций. Техосмотры, вневедомственная охрана, медицинский сервис – все, что порождает коррупционные риски и является малоэффективным, убирается из структуры.

3. Создание независимого криминального информационно-аналитического агентства. Обществу нужны понятные и объективные способы оценки работы правоохранительной системы, выполненные независимыми экспертами. Сегодня единственный прописанный в Законе критерий оценки качества – уровень доверия к полиции. Видимо, мы все ждем дня, когда насиловать и убивать будут в каждом подъезде. Тогда проведут опрос и выяснят, что уровень доверия упал. Не будет ли это, скажем так, запоздалым действием? Нужна эффективная система сбора информации, фундаментом которой как раз может быть муниципальная полиция. Анализом должны заниматься и сами полицейские, и власти всех уровней. Но гораздо более эффективно это сделают профессионалы, которые, будучи независимыми от силовых структур, дадут объективный анализ и рекомендации по исправлению ситуации. Власти смогут принимать адекватные и эффективные решения.

4. Повышение мотивации правоохранителей. Если вам кажется, что 8 тысяч гривен и возможность кататься на новом автомобиле – это предел мечтаний, то сильно ошибаетесь. Это уже прозвучало в блогах киевских полицейских. Считаю, что полицейским нужно предоставлять квартиру на условиях долговременной комплексной приватизации. Жилье служащий получает в пользование сразу, а права на него постепенно, с выслугой лет. Если его поймали на взятке, он лишается права на жилье в соответствии с контрактом. Еще нужен социальный пакет в виде страховок на жизнь и здоровье.

А что-то позитивное можете сказать?

Я негатива как будто и не говорил. Просто делился информацией.

Помните, в начале нашей беседы я говорил о выученной беспомощности? Так вот, ученые выяснили, что существует еще и выученный оптимизм. Люди, которых ставили в трудные ситуации, после того, как они их успешно разрешали, становились увереннее в себе и быстрее находили выход в других сложных заданиях. Иными словами: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Я уверен, что скоро украинцы станут очень-очень сильными! Если не позволят политикам убить себя.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини