xcounter
Calendar Icon

Коррупция на детях: как Федерация футбола «стрижет» сотни миллионов из бюджета (расследование)

14.05.2018 11:10

За деньги УЕФА у Федерации футбола Украины под руководством Андрея Павелко появился коммерческий завод, который стал монополистом и зарабатывает на бюджетных заказах. Весь секрет – в «кучерявой» траве. (Программа «Нашi грошi» за 7 мая 2018 года на телеканале «UA: Перший»)

Андрей Павелко – руководитель Федерации футбола Украины, народный депутат от «Блока Петра Порошенко» и глава Бюджетного комитета Верховной Рады. Он удачно совмещает эти роли. В итоге на их пересечении возникла монополия объемом в сотни миллионов. Одной рукой Павелко создал производителя футбольной продукции, а другой обеспечил его государственными подрядами на крупные суммы.

Глава ФФУ Андрей Павелко

Спорт крупных номиналов

В марте 2017 года Павелко рекламировал будущий завод по производству искусственного покрытия для футбольных полей всей страны. Завод уже построен, принадлежит специально созданной «ФФУ Продакшн». Уже полгода она продает покрытие для полей обычным и спортивным школам. По словам экспертов, Федерация футбола с помощью нового завода монополизирует производство футбольного покрытия в Украине и получает сверхприбыль за счет госбюджета.

Чтобы решать финансовые спортивные проблемы полей Украины, ежегодно страна получает 5,5 миллионов евро от УЕФА в рамках программы социальной помощи «Хет-трик». Обычно эти деньги шли непосредственно на строительство полей с искусственным покрытием. Так было до 2015 года, а потом у Федерации поменялся президент.

Новый глава ФФУ Павелко решил, что очередной транш потратит не на строительство футбольных полей, а на строительство завода по изготовлению для них покрытий. На строительство завода было потрачено почти 8 миллионов евро из программы УЕФА. За эти деньги можно было обеспечить травой 555 футбольных полей Украины. Покрытия для футбольных полей и теперь покупают за бюджетные деньги у этого завода.

Самое интересное, что появление завода и бюджетное финансирование курирует один и тот же человек – Павелко. Он одновременно и президент Федерации футбола Украины, и руководитель Бюджетного комитета Верховной Рады.

ООО «ФФУ Продакшн», специально созданная Федерацией для строительства завода, первый год существования ничего не делала. Не делала до тех пор, пока в июне 2017 года Бюджетный комитет парламента не утвердил выделение денег на закупку полей. Только после этого у коммерческой дочки Федерации футбола появился уставной капитал в эквиваленте 8 миллионов евро. Тогда и начали завозить оборудование для строительства завода.

Получается, что завод на деньги УЕФА начали строить только, когда убедились, что у него будут бюджетные заказы. Хотя сам Павелко утверждает, что завод построили именно ради борьбы с монополией на рынке искусственных покрытий для футбольных полей.

Фактически новый завод от Федерации футбола – это филиал немецкого производителя искусственного покрытия, компании «Politan», которая будет получать и постоянные проценты с прибыли за использование своего бренда.

«Кучерявый» проект

Перед открытием завода в Минрегионбуде разработали типичный проект строительства футбольных полей с искусственным покрытием. В проекте Министерство ориентирует заказчиков только на одно покрытие – отечественного производства, изготовленного по технологии «Politan» Liga Grass Pro.

Директор завода не знает, как получилось такое совпадение. А автор проекта, архитектор Валерий Бельчиков объяснил, что даже не изучал плюсы и минусы продукции разных изготовителей, а выполнял задание заказчика, то есть ФФУ.

С конца 2017 года на тендерах по строительству и реконструкции футбольных полей прописано одно и тоже требование: «кучерявость» ворса покрытия. Это и есть трава Liga Grass Pro, рекомендованная Минрегионбудом. Эксперты же уверяют, что «кучерявость» искусственной травы никак не влияет на его качество. То есть в тендерные условия изначально заложен дискриминационный признак. Фактически ФФУ за деньги международной помощи стала лоббистом продукции одного из производителей рынка, где царила жесткая конкуренция.

Украинское значит дороже

Специалисты добавляют: цена полей европейских производителей составляет 12-14 евро за квадратный метр покрытия, и это с учетом транспортировки и налогов. А ФФУ за свою, изготовленную в Украине продукцию из самого дешевого сегмента каталога «Politan», хочет более 16 евро. Заказчики рассчитываются за это деньгами налогоплательщиков.

Тендеры без конкурентов

Журналисты изучили цены на шестнадцати тендерах, где победила продукция завода от Федерации футбола Украины. Конкурентов дисквалифицируют, потому что трава у них не «кучерявая». Кроме того, вне тендеров завод за три месяца после открытия получил заказ на почти 95 миллионов гривень от киевского КП «Житло-сервіс».

В этом году заказы вырастут. Финансирование покрытий для футбольных полей из госбюджета увеличилось на 100 миллионов гривень. Теперь на это предусмотрено 370 миллионов. Еще столько же будет потрачено из местных бюджетов на строительство и монтаж.

Так что, очередной сезон договорных игр открыт.

Программа «Нашi грошi» за 7 мая 2018 года на телеканале «UA: Перший»

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини