На фото: Судя по этой памятной табличке, «антифа» Амстердама с памятниками не воюют, скорее, наоборот
Привожу примерный перевод текста под фотографией с нацистскими знамёнами:
«В ночь на пятницу в июне 1941 года на ледовом катке спортивного клуба (где ныне расположен музей) состоялась демонстрация, на которой выступили рейхскомиссар Зейсс-Инкварт и лидер голландской национал-социалистической партии Мюссерт. Это произошло после немецкого вторжения в Советский Союз. Площадь была наполнена людьми, сочувствующими национал-социалистам. Приглашение на демонстрацию содержало приписку: "Евреи не имеют доступа". Вторжение в Советский Союз должно было привести Германию к власти на всём европейском континенте. "Да, даже к мировому господству", - заявил Зейсс-Инкварт».
На фото: Надпись на транспоранте, что протянут над колоннами голландских национал-социалистов гласит: «С Адольфом Гитлером в единую новую Европу!» |
Как видим, для голландцев Вторая мировая война – событие, помешавшее евроинтеграции, и которое помнят совсем в ином свете, нежели у нас. Великая Отечественная война является основой советской и постсоветской идентичности у украинской нации и иных наций Союза Независимых Государств (СНГ). Поэтому для народов бывшего СССР Вторая мировая - это фундамент мировосприятия.
А в ЕС, как мы можем убедиться на примере Нидерландов, на первый план выносятся страдания евреев, даже, казалось бы, в таком неподходящем месте, как памятный знак о событии, где евреи не присутствовали по определению. Отчего так? Давайте разбираться.
Рейхскомиссар оккупированных Нидерландов Зейсс-Инкварт с мая 1940 года уволил всех евреев с государственной службы, из редакций газет и правлений промышленных предприятий. В Амстердаме было учреждено гетто. С февраля 1941 года голландских евреев отправляли в Бухенвальд и Маутхаузен. Из 140 тысяч голландских евреев войну пережили 27 тысяч. Кому интересна тема, рекомендую посмотреть остросюжетную военную драму нидерландского кинорежиссёра Пола Верховена «Чёрная книга» (2006 г.)Вместе с тем, Вторая мировая война не была одним и тем же событием для всех жителей Нидерландов. Для многих голландцев война была «нехудшими временами», исключая, самые её последние месяцы. Да и то, при отступлении из Голландии рейхскомиссар Зейсс-Инкварт, саботировал приказы Берлина о «выжженной земле». Голландия, скажем честно, чувствовала себя при нацизме сравнительно хорошо. Голландцы пользовались своими естественными и промышленными ресурсами, хорошо обученной и дисциплинированной рабочей силой и сходством, как поведения, так и внешнего вида с немцами. Большинство голландских рабочих и крестьян были вполне довольны правлением немцев, которые обеспечивали высокий уровень оплаты труда, полную занятость, изобилие продуктового рынка и т.д. Только коммунисты, евреи и цыгане, как и везде под немецкой властью, оказались в реальной опасности и постоянно подвергались издевательствам, поражением в правах или депортациям. Они-то и составили очаги Сопротивления.
На фото: Во время Второй мировой войны в Голландии нельзя было быть евреем, цыганом или поляком. Так же, как весьма нежелательно было оказаться русским и украинцем |
Участники Сопротивления в Нидерландах испытывали непонимание, а порой и вражду со стороны голландцев, которые в них усматривали провокаторов, разъяряющих оккупационные власти. Мирные голландцы не любили бойцов Сопротивления не меньше, чем немцев, и не особо-то сочувствовали им, когда партизан расстреливали или отправляли в концлагеря.
После освобождения стало ясно, что Голландия не сможет вернуться к государственному управлению и местному самоуправлению, даже под военным надзором союзников, если чистка бывших голландских нацистов, несущих ответственность за произошедшее, станет непримиримой и неотвратимой. «Выявление и наказание» деятелей нацизма в Нидерландах было свернуто уже к 1948 году. А уже в начале 1950-х годов никто об этом и не вспоминал.
Именно в этих обстоятельствах и появился миф о «сопротивлении». Память о героях Сопротивления государственной пропагандой намеренно форсировалась и вносилась в программы преподавания Нидерландов, да и всей Западной Европы. Внимание голландцев намеренно переведено на эти примеры в литературе и особенно в кинематографе. Несть числа голландским ремейкам французской кинокомедии «Большая прогулка» (1966 г., реж. Жерар Ури), рассказывающей о французах, помогающих экипажу британского бомбардировщика, сбитого над оккупированным Парижем.
На фото: В Голландии по сей день широко распространены рассказы о «героических фермерах», спасших «попавших в катастрофу британских летчиков» во времена Второй мировой |
Вынесение страданий евреев на первый план во времена Второй мировой также затушевывает для голландцев факт, что нынешний лидер ЕС - Германия всего 70 лет назад уже осуществила евроинтеграцию на свой манер. Однако эту часть истории голландцы и другие европейцы ради стабильности Евросоюза исключили из своего сознания, сфокусировав историческую память на Холокосте. «Вторая мировая - это когда безумец Гитлер уничтожал евреев». Как видим, голландцы, как нация - не только субъект коллективной памяти, но и субъект коллективного беспамятства. Впрочем, это справедливо сказать о любой нации, включая украинскую.Вот почему в начале мая, когда мы в очередной раз педалируем свою «Великую Победу над фашистской Германией», европейцы смотрят на нас, как на дебошира, завалившегося на юбилей уважаемого человека с известиями, что юбиляр-то потаскун и пьяница.
Стремясь интегрироваться в Евросоюз, украинцы недопонимают, что европейцы не то что бы хотят «отобрать нашу Великую Победу» - граждане ЕС не хотят ворошить вроде бы как затухший последний внутриевропейский конфликт, поэтому раз за разом переносят фокус общественного внимание на «жертв Холокоста». Даже самые образованные голландцы, судя из бесед с ними, не понимают, что Великая Победа является фундаментом нации, населяющей обрубок СССР – Украину, поэтому содержательная коммуникация на тему ВОВ с украинцами для голландцев невозможна.
Ситуацию в Украине усугубляет ещё и то, что на западе страны потомки бойцов УПА, а на востоке державы потомки советских солдат переплавляют воспоминания о войне своих сограждан по образцу собственного запечатлённого «героизма». «Националисты» и «коммунисты» капитализируют каждый свои воспоминания о войне, заявляя, что они выступали от лица украинской нации в кризисные годы и потому должны так же руководить всей нацией уже в наше время. Именно поэтому «Свобода» или её оппоненты неустанно преувеличивают перед согражданами «героизм УПА» или красных партизан, чтобы самим пользоваться плодами своей изобретательности и у избирательных урн, и во всём, что касается источников национальной памяти.
На фото: Затемняя и так непрозрачную память о войне, голландцы тем самым не дают раскачивать лодку Евросоюза, избегая новых политических конфигураций и конфронтаций |
За мирное и добрососедское сосуществование европейцам пришлось заплатить осознанным пренебрежением недавним прошлым. Память об опыте военных лет континентальной Европы намеренно искажалась ради европейской идентичности. После 1991 года с версиями прошлого в ЕС и СНГ разбирались весьма по-разному. Новые мифы, связанные с крушением блока стран Варшавского Договора формируют «новый европейский порядок». Напротив, новые мифы о ВОВ деформируют украинское национальное единство.
Возможно, нам, в Украине тоже нужно как-то забыть обо всём, что известно не только о немцах и русских, но и о собственных соседях и о самих себе. Предвоенное объединение украинских земель в результате пакта Молотова-Риббентропа сильно изменило внутриукраинские отношения. Нам, потомкам советских солдат и потомкам бойцов УПА надо наконец-то завершить Вторую мировую войну, поместив её в определенную рамку памяти. В наши дни, в XXI веке, когда уже стало понятно, что усилия разобрать, кто на самом деле был пособником оккупантов и каких оккупантов, ни к чему не приводят – ради национального единства, - может быть, всё же стоит снять этот вопрос с повестки, отбросить и избирательно забыть.