xcounter
Calendar Icon

Право на право

19.05.2016 13:50

Украинцы раз и навсегда должны понять – прав и благ правового государства не может быть без ответственности.

Прошлая неделя подарила сразу несколько информационных поводов, позволивших задуматься о таких вещах как права и ответственность. А также о сказках о добрых волшебниках, которые у многих в головах.

Дороги, транспорт, человек

Начну, пожалуй, с транспортной тематики. В конце недели перевозчики заблокировали трассу Одесса-Киев. Причина протестов удивительна — они не хотели проходить весогабаритный контроль. И, судя по количеству фур, собравшихся на дороге, проблема для перевозчиков актуальна. Но давайте вместе подумаем над простыми вещами. Есть такой предмет, как "сопромат" – "сопротивление материалов". Будущих инженеров и не только учат, что каждый материал, каждая конструкция рассчитана на определённую нагрузку. Предметы быта, здания и дороги. То есть общий вес транспортного средства, нагрузка на одну ось и его техническое состояние должны быть в определённых рамках. Тогда все довольны: дороги хорошие, автомобили едут быстро, время на доставку груза или провоз пассажира минимальны. А покрытие служит свой положенный срок – для асфальтобетона это, например, от 5 лет. Всё просто и понятно. Как гражданам, так и чиновникам. Именно для этого в каждом государстве вводятся нормы и ограничения. Мало того, разные страны договариваются между собой об общих подходах. Говорят, Украина идёт в Европу и в связи с этим планирует применять у себя европейские подходы. За это на Майдане стояли. Прекрасно. И тут вспомним о нормах и дорогах. В стране ещё в 2007 году приняты ограничения по загрузке автомобильного транспорта. Для каждого типа дорог они свои, но, грубо говоря, более 42-х тонн обычная фура возить не должна. Более того, в 2008 и 2009 годах государство Украина уже подписало и ряд международных соглашений об ограничении максимального веса международного автомобильного транспорта.

Шли годы, и государство вдруг решило наконец выполнить свою функцию, то есть проверить, насколько выполняются введенные ограничения. Ещё бы, европейское правило Dura lex sed lex (закон суров, но это закон) никто не отменял. Но как показала практика, у перевозчиков на упомянутую латинскую фразу есть свой универсальный ответ "сам дурак!". Ведь если судить по количеству машин, собравшихся в пробке - "перегруз" – обычное дело. И, наблюдая за картинкой с места событий, фото в прессе я почему-то не удивлён информацией от министра инфраструктуры Владимира Омеляна: в 2015 году в Одесском порту одна из фур сломала весы. Они были просто не рассчитаны на вес в 130 тонн. Так сказать, "сопромат" в действии. А дальше было блокирование, переговоры и жалостливые интервью водителей. Мол, государственные органы не предупредили, что взвешивать будут. Не знали бедолаги. А то, что нормы действуют более 9 лет — так это "сам дурак". Хотят ездить как хотят – и все тут! И ради этого перекрыли дорогу. И их совсем не беспокоило то, что кроме норм по весу есть ПДД, введённые в 2008 году. А еще есть статься УК №279 "Блокирование транспортных коммуникаций". То есть нарушив одну норму, водители решили плевать на закон и дальше. Если задуматься, непонятно, против чего же протестуют водители.

- Против норм по весу транспортных средств, которые более лояльны чем в соседних странах?

- Против того, что государственные органы наконец начали выполнять свои функции — контролировать выполнение установленных норм?

- Против простой просьбы выполнять законы? Странно всё это. Тем более странное поведение перевозчиков. Им в машину груз насильно загружали? Или они не видели, сколько это весит, или весовой контроль в логистических центрах уже не работает (в таком случае странным видится поведение продавца "отправил груз, но сколько, не знаю")? То есть люди сами пошли на "перегруз". Странно и другое: когда едут за границу, в ЕС, да в ту же Беларусь, водители думают, как бы лишнего килограмма не было. А тут пару десятков тонн. Как минимум. Выходит, в соседних странах они дороги берегут, а в собственной убивают их окончательно. И потом жалуются, какие на Родине дороги плохие. Поразило, что в Сети сразу нашлись и их защитники. Мол, в перегрузе перевозчики не виноваты — спрос с грузоотправителей. Да и бедным водителям деваться некуда. Или вообще гениальный комментарий "а что с дальнобоев спрашивать — пусть вначале дороги сделают!

Безусловно, водители имеют право зарабатывать. Но и обычные граждане имеют права ехать по дороге, а не танкодрому. Перед законом все равны, и права равные. Но кто-то уверен, что у него – ровнее. Другого объяснения поведению водителей в эту пятницу нет. Когда их протест не возымел действия, вереницы фур потянулись в объезд — через сёла. По дорогам, которые и близко не рассчитаны на такой вес. Но водителям фур было наплевать, что будут делать с ямами местные жители. Главное — проскочить. Да, видимо, селяне суть сопромата понимают лучше — перекрыли дороги грузовикам. И намекнули, что в отличие от государства церемониться не будут. И это лишь один пример.

Возьмём совсем другой – электрички, они же пригородные поезда. Тот, кто ездил, не раз замечал прекрасную картину, когда молодые и хорошо одетые люди ходят по вагонам, точнее – "уходят" от контролёров. А когда встреча всё же наступает — наотрез отказываются платить за проезд. Они тоже право имеют. Ехать куда хотят. И бывает, говорят, что за такое качество услуг платить не намерены. То же странно: есть услуга, которой пользуются люди. Все едут, значит, все должны платить. Но кто-то опять-таки считает себя ровнее других и плюет на все и на всех. Они не задумываются, что то самое качество услуг, которое их не устраивает, зависит от выручки за проезд. Государство, я и причинно-следственная связь Эти примеры из разных сфер. Но они говорят об одном – специфике восприятия роли общества и государства. В обоих случаях государство кому-то что-то якобы должно. При этом само государство воспринимается как что-то сильное и богатое, вроде былинного богатыря или ангела-чудотворца. Один недостаток — государство не спешит показывать силу, а деньги под подушкой спрятало.

Но, господа, государство не есть богатырём или ангелом. Это всего лишь система договорённостей между личностями о совместном проживании. Так сказать, набор правил и избранные демократическим путем люди, которые следят за их исполнением. Правила дают права, но лишь в одном случае: когда правила выполняются всеми и каждый в отдельности проявляет ответственность. Такой себе круг "Rules-Responcibilities-Rights", где правила — общие, ответственность — твоя, а права — других. И никак иначе.

А твои собственные права обеспечены действиями других людей и их ответственностью. И поэтому я отказываюсь понимать, почему другие в погоне за своими правами пытаются переложить ответственность и за свои поступки на меня, но при этом не берут обязательств взамен. Ведь формула проста: хочешь своих прав — будь ответственен за свои поступки и требуй этого от других. Хочешь своих прав — выполняй правила и требуй этого от других. По-другому это не работает. Или те, кто считает себя "ровнее перед законом" и кому наплевать на остальных не переведутся в Украине никогда.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини