Умирающий Киев
Если сравнить Киев с живым организмом, то он вообще непонятно как функционирует – многие его части поражены гангреной, пробраться сквозь них невозможно, а оживить их никто и не пытается.
Недавно застряла в час пик на Петровке. Не знаю, что стало причиной, но машины встали наглухо со всех сторон, тревожно плакали сирены “Скорой помощи”, сигналили водители, забито было все – и полоса общественного транспорта, и прилегающие тротуары. Водители готовы были прыгать на отбойники и делать хотя бы что-то, только бы вырваться из этого ада, но весь город спешил домой на окраины в семибальных пробках.
Почему так происходит? Дело не только в плохих дорогах и безответственных водителях, в отсутствии нормального общественного транспорта и толковой системы работы светофоров. Если сравнить Киев с живым организмом, то он вообще непонятно как функционирует – многие его части поражены гангреной, пробраться сквозь них невозможно, а оживить их никто и не пытается.
У урбанистики есть несколько важных правил, выстраданных тысячелетиями с тех пор, как какой-то кочевник додумался осесть в этом прекрасном месте на холме у реки и окружить его стеной. Тогда он еще не предполагал, во что выльется его изобретение – мегаполисы, напоминающие гигантские ульи, тому доказательство. Людям все больше и больше нравится жить в городах, они массово переезжают из сел поближе к супермаркетам и кинотеатрам. Этот процесс можно будет остановить только после изобретения телепортации, не раньше.
А пока приходится учитывать некоторые нюансы. Самый главный: город – это для пешеходов. Не для вот этих металлических воняющих гробов, из-за которых невозможно пройти ни по улице, ни по тротуарам. И в связи с концепцией “город для пешеходов” – любые подземные и надземные переходы – это зло, от которого в цивилизованном мире стараются уже избавляться, чтобы пешеходам не приходилось преодолевать препятствия.
Как же обойтись без автомобилей? А вот так – построить максимально компактный город, где всюду можно дойти пешком. Я работаю на прекрасно распланированном Подоле, сразу за которым начинается такая унылая промзона, что не верится – ведь буквально за поворотом бурлит хипстерская жизнь. Если бы градостроителям прошлого сказали, что прямо в центре их компактной крепости можно выстроить пустырь, занимающий половину всего пространства – они не поверили бы и на всякий случай отрубили кому-нибудь голову.
Но почти в центре Киева есть огромное пустое пространство, забитое складами сантехники, СТО, автомойками, чисткой форсунок и скупкой палет. Его бы очистить от этого мусора и оживить, застроив домами, отдав пустые склады художникам под мастерские, галереи или парки развлечений. И престижный Подол не заканчивался бы на кинотеатре Жовтень, а плавно перетекал в Куреневку и Петровку с модными снова-таки блошиным и книжным рынком и торговыми центрами.
На набережную Днепра невозможно смотреть без содрогания, с ее клошарами и неизменным запахом урины и выхлопных газов – в центре любой европейской столицы и менее экспрессивные реки выглядят гораздо лучше. Робкие попытки облагородить ее упираются в огромную опухоль порта (seriously? На Днепре есть судоходство?) Что важного происходит за этими заборами, ради чего пришлось перекрыть доступ к реке на таком огромном пространстве? Неужели автомойки, склады и “развал-схождение” важнее культурного досуга горожан?
Если проанализировать Киев, то таких мест с пустырями, давно закрытыми производствами, пустующими развалинами – более чем достаточно, чтобы не осваивать Академгородок за пределами окружной дороги, увеличивая нагрузку на и без того перегруженные дороги (отсутствующий общественный транспорт, привет!), или чтобы не строить кошмарные вертикальные фавелы на Харьковском или Позняках. И при этом не пришлось бы вырубать так любимые всеми деревья и застраивать парки, разрушать Сенной рынок и детские площадки. А киевлянам – не проводить столько времени в маршрутках, в пробках за рулем, пытаясь добраться с работы домой и обратно. А освободившееся время – потратить на самообразование в области хорошего вкуса (чтобы не было потом ужасных пластиковых балконов и кондиционеров на домах XIX века)
Для сравнения – площадь Парижа, где проживают 2,244 млн. человек - 105.4 км². Площадь Киева - 839 км². Даже при количестве проживающих - 2,804 млн. человек это все равно в пять раз меньшая плотность населения, чем в Париже, который занимают и огромные музеи (не чета киевским), и парки, и королевские дворцы.
Но в Киеве никто не озабочен планом развития города. Нет внятной стратегии застройки, есть только интересы разных групп лиц, хаотично застраивающих микрорайоны без инфраструктуры, разрывая и без того умирающий город на части. Все эти пустыри и мусорные места кому-то же принадлежат – кому неинтересно, что будет с Киевом завтра, потому что хочется побольше урвать уже сегодня.
В других городах то же самое – никогда не забуду прекрасный дом в стиле “модерн”, мимо которого проезжала каждый день в детстве. Недавно рассказали знающие люди, что во время перестройки и приватизации его захапал себе какой-то чиновник, но не смог дать ему ладу, в результате чего дом пришлось снести. Теперь на его месте парковка – прекрасное культурное наследие потомкам. Но это, к сожалению, уже совсем другой вопрос.


Google тестує браузер Disco, Meta готує конкурента GPT-5, а Пентагон масово впроваджує генеративний ШІ
WSJ: «мирний план» Трампа для України може супроводжуватися великою бізнес-угодою з РФ — що відомо
«Єрмака прибрали», але правила гри лишилися: про що говорять Шабунін і Ніколов
Кінець Голлівуду? Runway Gen-4.5, переклад у навушниках від Google та «ШІ-офіс» 2025: що реально змінилося
Битва за нанометри: як санкції змусили Китай піти ва-банк у виробництві мікрочіпів
Як Зеленський здобував і втрачав друзів: ключові фігури з оточення президента у версії «Телебачення Торонто»
Time назвав «архітекторів штучного інтелекту» Людьми року 2025
Чому Земля перетворилася на «сніжну кулю» майже на 100 мільйонів років











