Кто сказал, что украинское село не должно умирать?
Владимир Стус выступил с критикой моего тезиса, что школы в угасающих регионах надо закрывать. Почитайте на странице у него. А вот мой ответ на ответ.
Какие-то села вымирают, какие-то рождаются. Даже сейчас в Украине появляются новые села. Правда, на западной Украине. Я же об этом и писал. Закрытие школ есть следствие умирания сел как уклада. Не нужно 30% населения на селе. Их просто нечем занять. Раньше в трех колхозах могло быть по 10-12 тыс человек. А сегодня те же площади обслуживает 500-800. Потому что Джон диру не нужна МТС. Он не ломается. И с помощью спутниковой навигации больше гектаров вспашет. И доярок столько не нужно. Потому в развитых странах занимаются с\х единицы. В США 2%.
Дистанционное образование - это прекрасно, но для начала в село нужно протянуть оптическое волокно. За чей счёт? Если в селе 40 жителей и одна школа с 1 учителем и до райцентра 30 км, то какой провайдер за это возьмётся? А между тем детей нужно учить здесь о сейчас. Кстати, учить нужно и учителей, чтобы они могли элементарно кнопки нажимать на компьютере и могли подключиться к дистанционному уроку. Итак, дорог нет, учителей образованных современных нет, оптиковолокна нет. И даже учебников современных, адекватных эпохе тоже нет. И, самое главное, ресурсов нет. Но село должно быть, ибо должно быть... Тогда я всегда задаю вопрос - кто все это оплатит из каких бездонных фондов?
Поэтому не нужно изобретать велосипед. Нужно стягивать детей в опорные школы, куда можно провести инет, дать ресурсы и кадры. И тогда вместо 50 школ по 10-50 человек будет одна на 1500. Но полноценная.
Точно также и с селами. Нужно определить опорные точки, где есть жизнь и туда вливать ресурсы. И постепенно делать дороги к селу. Без которых нет жизни. А дорог у нас 450 тыс. км. А укравтодор делает в год максимум 1000, имея в подчинении 170000 км. Вот и считайте сколько времени понадобится чтобы подвести к каждому селу, которое собралось умереть, дорогу.
Ключевой вопрос - зачем спасать то, что обречено? Имея такие ограниченные ресурсы и такие огромные потребности на базовые вещи как инфраструктура, армия, медицина, госуправление и и.д. Мы не можем забивать себе голову вопросами романтики поддержания архаичного уклада. Мы архаичный уклад должны разрушить вместе с институтами, что его поддерживают. Город должен победить село. Пока мы этого не сделаем, мы никогда не станем модерновой нацией.
P.S.: Самое смешное, что я пишу эти строки из села.


Скарб у надрах Землі: чому світ почав полювання на білий водень
НАБУ вийшло на слід «двушки в Москву» Міндіча: слідство розглядає ознаки державної зради
«Брудний секрет» цифрового світу: автор YouTube-каналу заявив, що індустрія дорослого контенту прискорила розвиток VHS, онлайн-платежів і комп’ютерного зору
Вашингтон змінює правила місячних перегонів: NASA обере того, хто першим підготує посадковий модуль — SpaceX Маска чи Blue Origin Безоса
Гонка за штучний інтелект: чому битва точиться не лише за чіпи, а й за електрику та дата-центри
Китай нарощує запаси нафти на тлі падіння світових цін: що це означає для ринку
Пляжний теніс: 25 фактів, які змінять ваше уявлення про цей вид спорту
Юлія Левченко зізналася, що хотіла відмовитися від Олімпіади: як вона пройшла кризу і перезапустила кар’єру











