Почему в Украине рано вводить накопительные пенсии
Безответственный подход может привести к появлению в Украине нового финансового пузыря.
Опыт многих стран мира показывает, что перед введением второго накопительного уровня пенсий государству нужно быть уверенным в надежности финансовой системы, действенности правовой защиты и опытности населения в финансовых вопросах. Сейчас ни одно из этих условий в Украине не выполняется.
Сегодня Верховная Рада должна рассмотреть проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования». Если законопроект поддержат депутаты, в Украине станут обязательными взносы в накопительную пенсионную систему.
В текущем виде законопроект несет мощные риски.
Во-первых, законопроект будет иметь отрицательный эффект на экономический рост. Дополнительный сбор с доходов снизит совокупный спрос и, соответственно, экономический рост без компенсатора в виде производительных инвестиций в реальный сектор. Ведь в ближайшие годы доступными для инвестирования инструментами будут только государственные облигации и банковские депозиты (большая часть из них – в государственных банках).
Во-вторых, пенсионные нагромождения не будут защищены ни в судебной, ни в экономической плоскости. Украине все еще не хватает правовластия, эффективной судебной практики по защите интересов потребителей финансовых услуг, защиты прав инвесторов. Прошлый банковский кризис продемонстрировал, что финансовый сектор далеко не самый надежный, а защита прав кредиторов и инвесторов слабая. Рынок финансовых услуг находится фактически без независимого регулятора (сейчас его функции выполняет Национальная комиссия по рынку финансовых услуг, полномочия которой планируется разделить между НКЦБФР и НБУ).
В-третьих, мы видим существенные фискальные риски в среднесрочном периоде. Пенсионные накопления будут осуществляться под принуждением государства, а следовательно, государство будет ответственным, если они обесценятся, и есть большой риск того, что обесцененные средства во время кризиса придется возвращать из бюджета.
Может быть и обратная ситуация. Практика ряда европейских и постсоветских стран доказывает – у государства всегда остается соблазн национализировать взносы при фискальном кризисе. Следовательно, реформа «откатывается» назад, а накопления людей забирает государство.
Конечно, украинскую пенсионную систему нужно стабилизировать, а людям обеспечить достойный уровень жизни на пенсии. Но сейчас не нужно делать таких шагов, о которых все мы пожалеем потом.
Сейчас нужно полностью переработать концептуальные основы внедрения пенсий второго уровня.
Иначе подобный безответственный подход может привести к появлению в Украине нового финансового пузыря. И деньги в него будет призывать нести не условный Мавроди, а наше украинское государство.


Пляжний теніс: як молодий вид спорту став світовим трендом і чому Україна серед лідерів
Запис гри з пляжного тенісу в СЕТ 15.12.2025: жива динаміка та реальні емоції на корті
США формують новий альянс для зламу монополії Китаю на рідкоземельні метали
Google тестує браузер Disco, Meta готує конкурента GPT-5, а Пентагон масово впроваджує генеративний ШІ
WSJ: «мирний план» Трампа для України може супроводжуватися великою бізнес-угодою з РФ — що відомо
«Єрмака прибрали», але правила гри лишилися: про що говорять Шабунін і Ніколов
Кінець Голлівуду? Runway Gen-4.5, переклад у навушниках від Google та «ШІ-офіс» 2025: що реально змінилося
Битва за нанометри: як санкції змусили Китай піти ва-банк у виробництві мікрочіпів








