xcounter
Calendar Icon

Выход украинской экономики из кризиса: чего мы еще не знаем

29.12.2018 11:39 (Оновлено 29.12.2018 в 11:41)
Олег Титамир, «Хвиля»

​Подводя итоги 2018 по экономическому развитию страны, необходимо признать: мы же удержались «на плаву» и не скатились к дефолту, который реально Украине угрожал.

Однако, 3,4% роста ВВП совершенно недостаточно - не только для того, чтобы восстановить экономические показатели довоенного 2013 года, но и выбраться из долговой «ямы». Ведь в следующем году мы должны заплатить по внешним обязательствам 400 млрд гривен, что составляет около 40% ВВП. А есть еще внутренний госдолг, по которому выплаты в следующем году составят 210,5 млрд грн.

Следовательно, цена такой экономической «стабильности» является весьма сомнительной: для покрытия текущих долгов, Украина не могла рассчитывать на внутренние резервы, нужны были новые заимствования. Поэтому, топ-руководство вынуждено было согласиться на довольно сложные и невыгодные - прежде всего, для рядовых украинцев, - условия от кредиторов. Так, чтобы получить очередной транш от МВФ в 1,4 млрд долл., правительство обязалось поднять цены на газ для бытовых потребителей в несколько этапов. Уже с начала следующего года газ подорожает на 23,5%. Это означает, что и коммунальные платежки украинских потребителей «погрузнеют» на четверть, а то и больше. И если в 2018 году субсидии в 70 млрд. бюджетных гривен еще более-менее покрывали неподъемная квартплату для миллионов украинцев, то в следующем году правительство выбрало плохо скрытый курс на сокращение субсидиантив. Условия получения субсидий стали еще более жесткими, а денег в следующем году будет выделено на 20 млрд. грн. меньше, чем в 2018-м. Это означает, что долги украинцев за «коммуналку» будут стремительно расти, и это может стать одним из основных факторов, которые могут привести к коллапсу всей жилищно-коммунальной системы.

Так же в 2018 году правительство «чинило дыры» в текущих бюджетных финансах благодаря заимствованиям на рынке евробондов - с крайне невыгодными условиями. Так, в октябре Украина разместила пятилетние облигации на 750 млн долларов с доходностью в 9% годовых и десятилетние - на 1,25 миллиарда долларов с доходностью 9,75 процента. К слову, эти заимствования для нашей страны даже дороже, чем аналогичные долговые обязательства таких африканских стран, как Гана или Нигерия.

Следовательно, долги Украины является едва ли не самой серьезной экономической проблемой, которую предстоит решать в ближайшие годы. Для этого правительство даже инициировал создание Агентства по управлению государственным долгом. Однако, будущая эффективность работы этого органа сегодня выглядит довольно сомнительной - при нынешних темпах роста ВВП и отсутствие реальных реформ в экономике, Украина сможет отдавать долги только за счет новых заимствований. И эта ситуация не изменится к лучшему, пока рост ВВП будет оставаться на «стагнационном» уровне в 3,4%. Ведь, с такими темпами мы выйдем на экономический уровень довоенных лет не ранее 2032.

С другой стороны, неудовлетворительные темпы экономического прироста так и будут сохраняться, если мы и в дальнейшем будем привлекать прямые иностранные инвестиции по показателям 2018 года. Речь идет о 2,5 млрд долларов США - это в 4 раза меньше, чем в наши исторические максимумы, когда Украина получала 10 млрд. долл. в год. Собственно, если бы такой показатель был сейчас, то мы бы вообще могли обойтись без кредита МВФ и других внешних заимствований.

Экономическую стабильность и относительно устойчивый курс гривны поддерживал в 2018 достаточный объем золото-валютных резервов. После недавнего транша МВФ эта цифра составила 20 млрд. долл. (покрывает 3,5 месяца будущего импорта, что все же не намного лучше критического соотношения). Во многом нынешняя макроэкономическая стабильность обязана рекордному урожаю зерновых в 70 млн. тонн и, соответственно, валютной выручке экспортеров. Плюс - вряд ли Украина смогла бы уберечься от стремительной девальвации гривны и экономического дефолта, если бы не переводы на родину украинских заробитчан - ожидается, что к концу года эта цифра составит 11 млрд. долл. По большому счету, эти средства в определенной степени компенсировали отрицательное сальдо внешнеторгового баланса в 10 млрд долл.

Кроме экспорта сырья и переводов работников, дополнительно украинскую экономику в значительной степени «вытягивает» активность потребителей на рынке розничной торговли. По данным Госстата, ее объем вырос за 10 месяцев 2018 на 13,7% - до 740,6 млрд грн. (на 8,1% больше, чем за соответствующий период 2017 года). И хотя индекс потребительских настроений в середине роста вырос на 2,7 пункта - до 65,6 баллов из 200 (данные GFK-Украина), а реальные доходы украинцев - на 9,7% в первом полугодии 2018, все эти позитивы нивелирована инфляция. Согласно прогнозу Нацбанка, она составит около 10% по итогам года.

Вообще, в 2018 году украинскому правительству удалось удержать экономику от коллапса, а гривню - от катастрофической девальвации. И это уже является значительным достижением. В то же время, несмотря на то, что уровень ВВП на душу населения вырос в текущем году на 4%, Украина остается самой бедной страной Европы. По данным МВФ, наша страна занимает 134 место в мире с 2656 долларов на человека (нас опередила даже Молдова - 133 место, 2694 долл.). Это в полной мере характеризует нынешнюю экономическую картину. А также означает, что долгожданного улучшения в благосостоянии украинцев так и не произошло.

На мой взгляд, основной причиной стагнации украинской экономики является половинчатый и в основном имитационный характер реформ. Например, в первой половине 2018 было принято два очень важных реформаторских закона - о Антикоррупционном суде и валютное регулирование. Впрочем, суд еще не создан, а процесс отбора судей порождает обоснованные подозрения, что этот орган власти сделают «ручным». По валютной либерализации также существуют сомнения в том, что она вообще полноценно «заработает» в феврале 2019 - ведь основные положения по регулированию будут определяться не законом, а нормативными актами Нацбанка. А как показывает практика, разработанные в ведомственном режиме подзаконные нормы, очень часто у нас нивелируют сам закон. Возможна и другая ситуация, когда исполнительные органы «вдруг» оказываются не готовы к реализации закона, и его действие откладывают на годы (как это произошло, например, с законом о коммерческом учете природного газа - особенно, в части установления индивидуальных газовых счетчиков для бытовых потребителей за счет предприятий-поставщиков).

В прошлом году правительство питало значительные надежды на медицинскую и пенсионную реформы. Однако, пенсионную отложено «на потом», а медицинская продвигается очень слабыми темпами (к тому же до сих пор непонятна ситуация с внедрением государственного медицинского страхования). Земельную реформу также отложено на обширную перспективу, до сих пор не разработан закон об обороте земель - все это лишает Украину возможности привлечения значительных инвестиционных ресурсов и настоящего экономического рывка.

Собственно, весь этот букет «недореформ» делает невозможным выход украинской экономики из предкризисных ситуаций и стагнации - до динамического, инновационного и конкурентного развития. А для этого нам необходимы рост ВВП минимум на уровне 5-7%, и объем привлеченных иностранных инвестиций в 10 млрд. долл. в год. Впрочем, по итогам 2018 такие перспективы остаются призрачными в течение очень длительного времени.

Теми публікації:
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини