Calendar Icon

Решит ли запорожско-китайский самолет главную проблему украинских ВВС

11.11.2019 14:20
Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

​2 ноября на летной конференции китайской авиапромышленной группы Hongdu Aircraft Industry Group (HAIG), был продемонстрирован новый легкий учебно-боевой самолет L-15B, созданный совместно с "Мотор Сичью".

В отличии от серийной машины, новая модификация, по сути, это качественный рывок. Машина получила форсажный вариант двигателя АИ-222-25 производства АО "Мотор Сич" и стала сверхзвуковой. Теперь вполне можно говорить о том, что на выходе получился полноценный универсальный самолет, который может выступать и как легкий штурмовик, и как учебно-боевой самолет. L-15B располагает бортовой РЛС, имеет 11 узлов внешней подвески вооружения (в том числе и управляемого).

А именно в такой машине нуждаются наши ВВС. Ведь нам нужно заменять буквально весь парк разваливающихся 35–40-летних самолетов советского производства, а это очень дорого. Поэтому, по крайней мере, на первых порах стоило бы отказаться от узкоспециализированных машин и перейти к некой универсальной платформе.

Причем самое главное — недорогой и желательно сверхзвуковой. Однако ситуация настолько плачевная, что наше военно-политическое руководство уже на полном серьезе рассматривает варианты закупки турбовинтового легкого антипартизанского штурмовика типа "Супер Тукано", который попутно можно использовать и как учебный. Но это явно не решит проблемы с устареванием парка тех же Су-25.

Понимание необходимости принятия на вооружение легкого сверхзвукового универсального самолета появилось еще в далеком 2005 г., когда в числе прочих проектов была запущена и программа ЛБЛ ("Легкий бойовий літак"). В ее рамках отметились многие фирмы, например, ОКБ "Опытно-конструкторское бюро авиации общего назначения", в основном занимающееся разработкой и выпуском дельтапланов и мотодельтапланов, которое в 2013 г. закончило разработку легкого боевого самолета Д-14. А вот одесское конструкторское бюро "ЮМИК АЭРОСПЕЙС" представило проект легкого учебно-боевого штурмовика SM 33.

Несмотря на то, что дальше эскизов аванпроектов дело не дошло, в 2014 г. уже бывший генеральный конструктор авиационного научно-технического комплекса "Антонов" Дмитрий Кива заявлял, что Украина может самостоятельно конструировать ударные вертолеты и истребители.

Однако еще к середине нулевых оказалось, что военные хотят машину типа российского Як-130 с силовой установкой в виде двух двигателей, разработанных на базе АИ-322Ф (производства запорожского АО "Мотор Сич") и авионикой западного и отечественного производства.

Россияне от поставок Як-130 вежливо отказались сразу. Тогда военно-политическое руководство решило выйти на Китай с его клоном L-15. Тем более что еще в процессе его разработки в начале нулевых украинские специалисты (в том числе и с ЗМКБ "Прогресс") приложили, что называется, "свои руки". Еще в 2009 г. министр обороны Украины Юрий Ехануров объявил о намерении наладить совместное с компанией Hongdu производство учебно-боевого самолета L-15.

После 2014 г. эти переговоры активизировались — были подобраны даже мощности для локализации сборки боевых машин на Одесском авиационном заводе ("Одесавиаремсервис"). Тогда же озвучивались и некоторые финансовые моменты — необходимые вложения до 2025 г. составляли $572 млн при цене одного самолета в $47,71 млн.

По первоначальным планам китайцам предлагалось поставлять фюзеляжи, а на месте мы бы уже устанавливали собственные двигатели и электронику. Однако Китай оказался непростым партнером для переговоров — компания была готова только продать сборочную линию, а производство всех электронных комплектующих оставить в Поднебесной. Такие условия оказались неприемлемыми, и переговоры были свернуты.

Если говорить о формате Як-130, то в мире существует еще один его клон — M-346 от итальянской фирмы L'Alenia Aermacchi. Дело в том, что в далекие 1990-е россияне начали совместную разработку с итальянскими партнерами, но потом что-то пошло не так и в итоге итальянцы получили документацию на планер будущего самолета, после чего выпустили собственные варианты: Aermacchi построили M-346, а ОКБ им. Яковлева — Як-130.

Используя более прогрессивные западные технологии (в частности, более масштабное применение композитных материалов и титана), итальянцам удалось уменьшить по сравнению с исходным прототипом массу на 700 кг, и как следствие возросли и все остальные характеристики самолета. Огромным плюсом стала установка двух турбовентиляторных двигателей Honeywell F124-GA-200.

Хотя в самой Италии самолет не имел большого спроса, однако хорошо экспортировался и ныне состоит на вооружении ВВС Израиля, Сингапура, Азербайджана, а также нашего ближайшего соседа — Польши. И везде отзывы от летчиков довольно неплохие. То есть при большом желании альтернативу всегда можно найти.

Хотя, конечно, стоит признать, что вариант локализации серийного производства "китайца" все же стоило бы рассматривать как более дешевый и гораздо более интересный для отечественной авиационной промышленности в плане освоения новых технологий и накопления опыта для создания в будущем и собственной машины.

Темы публикации:
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9832,52 грн./литр
А-95+29,79 грн./литр
А-9528,36 грн./литр
А-9227,33 грн./литр
ДТ27,61 грн./литр
LPG12,65 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости