xcounter
Calendar Icon

Будет больно. Что может сделать МВФ

20.11.2019 15:06 (Оновлено 20.11.2019 в 15:06)
Дмитрий Боярчук, «Новое Время»

​МВФ любит писать в своих отчетах о «плодотворных переговорах». Если они уедут из Украины с такой формулировкой и на этот раз, это будет означать, что они увидели настоящие проблемы в стране.

У нас достаточно большие шансы подписать новую программу сотрудничества с МВФ. Формально мы выполнили их требования еще в мае. Но после выборов все понимали, что правительство будет меняться, а МВФ ничего не подписывает и не слишком хочет давать деньги людям, которые вскоре покинут свои посты. Поэтому стало понятно: ожидаемого транша осенью не будет, деньги поступят после подписания новой программы. Впрочем, прошлогодние достижения учитываются.

Так что мы выполнили?

Существовало ключевое требование — поднять цены на газ. Это логичная позиция МВФ — цены должны соответствовать рыночным, а мы должны жить в соответствии с фактическими условиями. В определенный момент украинское правительство обязалось сделать это, но потом решило силу политических амбиций отказаться. Начали находить различные аргументы, почему это не актуально, не нужно. Но потом из-за того, что мировые цены на газ пошли вниз, мы выполнили это требование, фактически ничего не сделав.

Это требование было наиболее болезненным, но в целом МВФ предлагает достаточно широкий список того, что нужно сделать. В основном, он на две трети состоит из достаточно легких задач, которые носят технический характер, остальные — серьезное политическое нагрузки. Когда подписывали новую программу Light, что с английского означает «легкая», все понимали причины: 2019 будет годом выборов, и лидеры явно не будут принимать серьезных решений.

Но когда произошла та неожиданность со статьей о незаконном обогащении, у МВФ возникли вопросы. Вся антикоррупционная структура, что выстраивалась от НАБУ до Антикоррупционного суда, исходила из того, что есть норма, по которой строятся обвинения чиновников, у которых нашлись неожиданные доходы. И когда эта норма была нивелирована, встал вопрос — как же так? Теперь ее снова вернули, поэтому можно говорить, что сейчас Украина выполняет все обязательства.

Без принятия бюджета никуда не сдвинуться. Бюджет, возможно, идет даже перед ценами на газ. Замечания к нему всегда могут быть, но в целом бюджет абсолютно спокойный и нормальный. Для МВФ важна надежность доходной базы (чтобы там не было какой-то фантастики), а для таких стран как мы — и узкий дефицит. Другие страны новая глава МВФ призывает, так сказать, увеличить фискальные стимулы, так как мировая экономика замедляется. Но для нас это работает по-другому.

Рынок земли — это хороший сигнал?

То, что в законопроекте, за который проголосовали в первом чтении, есть ограничения по покупке земли иностранцами — не важно для МВФ. Им важно, чтобы запускались рыночные механизмы, которые дадут возможность жить стране по своим ресурсам. Чтобы мы могли зарабатывать, существовать, поддерживать устойчивый рост. Рынок земли и должен запустить эти дополнительные механизмы роста.

А подобные ограничения — это нормально. Все страны мира не сразу запускают суперлиберальный рынок. В каждой стране есть свои группы, которые поднимают вопрос о «Богом данной земле и что мы ее никому не отдадим». И важно то, что благодаря закону люди смогут реализовывать свое право на собственность — а это критический вопрос, что поднимался во многих программах МВФ. Даже у предшественников, настолько я понимаю, была политическая воля к земельной реформе, но мы видим, как к ней настроены люди. В предвыборный год не было готовности фокусироваться на этом вопросе.

Поэтому я очень рад, что сейчас такая готовность есть. И новости о рынке земли — это, по сути, сигнал не только для МВФ, но и для мира. Это не означает, что иностранцы ринутся сюда скупать землю — это большие средства, непонятные до сих пор механизмы, да и следует учитывать особенности нашей судебной системы. Однако это сигнал о том, что скорее всего мы увидим стабильный, хороший рост, так как это дополнительные доходы для населения, а следовательно рынок сбыта будет развиваться. И в такую страну интересно заходить, даже если вы никоим образом не связаны с рынком земли или аграриями. Просто это устойчивость развития, перспективы.

Влияние Коломойского

Коломойский многое говорит западной прессе: после его интервью The Financial Times гривну даже на определенный период подбросило. Все эти месседжи направлены на то, чтобы подразнить и создать негативный фон. Но иностранцы не настолько легковерные: они наблюдают, но понимают, что влияние этого человека не настолько серьезное. Потому что человек, который агрессивно пытается выражать свои желания через медиа, наверное не имеет других альтернативных каналов влияния.

То есть не надо ожидать, что услышав Коломойского про 100 миллиардов от России и отказ от МВФ, миссия будет воспринимать это как официальное заявление-позицию. Потому если отбросить все эти заявления, возможные симпатии к нему в Офисе президента и так далее, то четких доказательств серьезного влияния Коломойского на ситуацию нет. Идет определенный поток спекуляций, иначе бы я это не назвал, что вызывает обеспокоенность, но с другой стороны, когда председатель Офиса президента встречается с послами G7 и делает четкое официальное заявление — «нет никаких оснований для возврата государственного ПриватБанка бывшим акционерам». И когда от него отойдут, будут и последствия.

МВФ понимает, что при работе с такими странами как Украина всегда есть риски. Поэтому естественно, что они будут требовать гарантий. Кто знает, что это будет в случае с ПриватБанком или независимостью Национального банка.

Задержание Писарука — угроза?

У Писарука хорошая репутация, но давайте оценим ситуацию комплексно. Международные доноры и МВФ инвестировали безумное количество ресурсов и сил для создания НАБУ, что считается независимым. Так же много они вложили в создание Антикоррупционного времени. И теперь уважаемого человека арестовывают институты, к которым не было никаких вопросов — ситуация некрасивая с любой стороны.

Уважаемый человек тоже может нарушить закон, так же как и плохой человек может сделать что-то хорошее. И если найдутся доказательства, то будут вопросы к НБУ. Пока нельзя делать четких выводов, что все же происходит. Если же будут доказательства того, что новая власть использует недавно созданные антикоррупционные органы для сведения политических счетов, то это будет очень плохая новость для всех.

МВФ дает деньги в обмен на реформы. Если будет доказано, что антикоррупционные органы выполняют политический заказ, то это очевидное свертывание успехов, в таких условиях уже ничего невозможно.

Чего ждать от миссии?

МВФ любит писать в своих отчетах про «плодотворные переговоры». Если они уедут из Украины с такой формулировкой и на этот раз, это будет означать, что они увидели настоящие проблемы в том, что происходит в стране. Скажу больше: это будет началом очень серьезного разворота.

Сегодня макроэкономическая ситуация намного лучше, чем в предыдущие пять лет, и нет масштабной потребности нас спасать. Размер транша зависит от МВФ — говорят о $5 млрд, что не такая уж и большая программа. Она сработает скорее символически. Фонд дает благословение, что эта страна, мол, идет в правильном направлении — занимайте им деньги.

Гривна укрепляется, и одна из ключевых причин этого — приход четырех миллиардов долларов в наши гривневые ценные бумаги. Они сюда пришли, потому что предполагают, что мы получим кредит МВФ. И если Фонд просто развернется, уедет и до конца года мы не будем иметь четкого сигнала, что вот-вот и все будет, то что угодно, кроме положительного сигнала — подписания меморандума и выделения средств — заставит вложенные деньги выходить, и мы все это почувствуем. Будет больно.

Теми публікації:
Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини