Calendar Icon

Ходьба по лезвию ножа: что стоит за режимом ЧС в Украине

26.03.2020 09:54 (Обновлено 26.03.2020 в 09:55)
Дмитрий Воронков, «Корреспондент»

​Ввод режима ЧС по всей территории Украины нельзя считать чем-то неожиданным, поскольку рост фиксации новых случаев заражения также был вполне прогнозируем.

Соответственно, действия власти вполне можно считать оправданными. Только режим ЧС нужно было изначально вводить на национальном уровне, а не выборочно. В результате же получилось, что Украина на начальном этапе среагировала оперативно посредством введения карантина, а потом сама создала временной "зазор" для распространения пандемии и в других областях. Возможно, причина заключается в настороженном отношении власти к возможно реакции украинцев. Однако такая осторожность только создает предпосылки для введения режима ЧП (чрезвычайного положения), поскольку совершенно очевидно, что Украина еще не увидела своего пике пандемии.

И реакция общества может на такую инициативу быть не столь сдержанной, как на введение ЧС. Если режим ЧС (чрезвычайной ситуации) исключает нарушение конституционных прав и свобод граждан, то режим ЧП расширяет полномочия власти, силового блока и дает право на ограничение тех прав и свобод, которые гарантированы украинцем Конституцией. Плюс ко всему, режимы ЧП и ЧС регулируются на разных законодательных уровнях. Понятие чрезвычайной ситуации определяет Кодекс гражданской защиты, а чрезвычайное положение регулирует Конституция Украины и Закон Украины о правовом режиме ЧП. То есть, по большому счету, введение ЧП можно трактовать как подготовку государства к войне. Вводится комендантский час, запрещается партийная деятельности, митинги, запрет выборов, досмотр граждан, контроль над СМИ. Для командования и управления создается определенные органы и определяется четкая вертикаль, которая формируется под Верховного главнокомандующего - президента Украины. Т.е. хоть это и не военное положение (режим ВП дает власти практически безграничные права и не имеет временных ограничений, в отличие от ЧП), но, тем не менее, процедурно очень его напоминающее.

Так что не исключено, что общенациональный режим ЧС - это переходной этап и руководство страны лишь готовит своих граждан к более серьезным ограничениям, а именно к ЧП. Но при этом желает избежать паники или острой реакции. Особенно учитывая тот факт, что в украинском обществе относятся к этим ограничением с серьезным недоверием, рассматривая в этом политический подтекст со стороны власти.

Думаю, что европейская практика также подыгрывает инициативе ввода ЧП в Украине. К примеру, Италия уже ввела режим ЧП, а также Чехия и Эстония. И это также может быть использовано руководством страны в качестве дополнительной аргументации для ввода аналогичного режима и в Украине. В большинстве же стран Европы пока что также действует режим ЧС и в основном ситуация аналогична украинским реалиям, разница лишь в сумме штрафных санкций и сроках уголовной ответственности за неповиновение и намеренное распространение вируса.

К примеру, в Чехии граждане заплатят 100 тысяч евро за отказ от самоизоляции, в Канаде – 1 миллион долларов и 3 года тюрьмы за распространение коронавируса. В Австралии первый штраф за отказ от самоизоляции – 20 тысяч долларов, повторный – 100 тысяч долларов. В Китае и вовсе криминальная ответственность вплоть до смертной казни.

В Великобритании оштрафуют на 1000 евро за отказ от карантина или прохождения теста, в Словакии – 1659 евро за отказ от самоизоляции. В Австрии отказ обойдет дороже – 2180 евро. В Италии – 206 евро или 3 месяца тюрьмы. В России – 1 тысяча долларов за отказ от госпитализации или самоизоляции или год тюрьмы. В Украине же за "Нарушение правил карантина "17-34 тыс гривен – для физических лиц или 34-170 тыс. гривен – для чиновников. За "Нарушение санитарных правил и норм относительно предотвращения инфекционных заболеваний и массовых отравлений" - 17-51 тыс гривен штрафа / до 6 мес. ареста / ограничение свободы до 3 лет / лишение свободы до 3 лет; в тяжелых случаях – 5-8 лет тюрьмы.

Однако в условиях экономического кризиса и с учетом украинского уровня жизни эти суммы не для всех могут быть подъемными. Поэтому власть уже сейчас "ходит по лезвию ножа", а усиление запретов может и вовсе поставить под угрозу общественный порядок в государстве.

Темы публикации:
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9829,2 грн./литр
А-95+26,6 грн./литр
А-9525,24 грн./литр
А-9224,16 грн./литр
ДТ24,47 грн./литр
LPG10,71 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости