Сладкий аспирин: чем полезно какао

31.03.2020 в 11:30 | Андрей Беловешкин, «Новое Время»

​Этот напиток снижает давление, улучшает мозговое кровообращение, повышает остроту зрения и уменьшает аппетит.

Кое-что про «сладкий аспирин». В сокровищнице Монтесумы, последнего императора ацтеков, было 25 000 центнеров какао, собранных как налоги, а сейчас по какао есть более трех тысяч публикаций и три сотни клинических исследований. У меня сейчас кофеиновый детокс, поэтому добавил какао как традиционный утренний напиток. Действующее вещество какао, теобромин, намного более слабый антагонист аденозина, чем кофеин — оно оказывает меньшее действие на мозг и не вызывает зависимости.

При этом теобромин расслабляет гладкие мышцы: расширяет бронхи, снижает тонус сосудов, увеличивает кровоток в артериях сердца.

Ключевыми компонентами какао являются полифенолы — их в какао много, до 50 мг в одном грамме. Чем больше полифенолов, тем больше горечи. Растения накапливают их для защиты от паразитов, а мы используем себе на здоровье.

Полифенолы какао являются антиоксидантами и противовоспалительными соединениями.

Также в какао довольно много клетчатки, в стограммовой плитке — 3,4 грамма волокон. Какао увеличивает долю бифидобактериий и лактобактерий и снижает число клостридий.

Хорошо изучено действие компонентов какао на сердечно-сосудистую систему. Эпикатехин какао вызывает большинство исследованных положительных эффектов. Какао увеличивает выработку оксида азота, простациклина, подавляет эндотелин-1 и фактор роста сосудов, снижает агрегацию тромбоцитов и активность моноцитов крови, снижает уровень экспрессии молекул адгезии в лейкоцитах.

В исследованиях дозировки 500−800 мг флавоноидов в день вызывали заметную вазодилатацию (релаксация гладкой мускулатуры в стенках кровеносных сосудов, расширение сосудов и, как следствие, снижение давления — ред.) — плюс еще и теобромин расслабляет. В целом, регулярное потребление какао приводит к снижению систолического давления на 4−5 мм, диастолического — на 2 мм. Наблюдения показывают, что любители шоколада имеют меньшую смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и на 20% меньший риск фибрилляций предсердий.

Какао уменьшает аппетит и риск переедания, увеличивает чувствительность к инсулину и снижает риск диабета. Эффект наблюдается при потреблении 900 мг флавонолов, а вот молочный шоколад такого эффекта не оказывает. Какао умеренно влияет на липидный профиль: плитка в день снижает общий холестерин на 7% и липопротеины низкой плотности на 12%, повышает липопротеины высокой плотности на 4%.

Какао защищает нейроны от воспаления. Зависимость потребления шоколада и уровня С-реактивного белка имеет J-форму: минимальные значения у людей, потребляющих 20 грамм горького шоколада.

Какао улучшает остроту зрения и способность различать контрастные цвета. Флавоноиды предотвращают гибель нейронов, снижая эксайтотоксичность.

Пожилые, выпивавшие две чашки какао без сахара, демонстрировали улучшение мозгового кровообращения и лучшие результаты тестов.

Помогает этот напиток и коже — снижает чувствительность к ультрафиолету. 12 недель обычного потребления какао на 25% снижает чувствительность к УФ, а высокое потребление может снизить почти в 2 раза. При этом увеличиваются кровоток в дерме и насыщение кожи кислородом.

Продукты с самым высоким содержанием флавоноидов — это ферментированные бобы, крупки, тертое какао, порошок какао 100%, и шоколад с содержанием какао 95% и больше. Чем более горький шоколад — тем больше в нем флавоноидов.

Часто для снижения горечи и увеличения растворимости какао обрабатывают щелочами — это резко, на 30−60%, снижает содержание полезных веществ. Такой продукт имеет более темный цвет по сравнению с натуральным. В итоге, содержание флавоноидов в шоколаде различных производителей, может существенно отличаться: в 40-граммовой порции шоколада может быть от 136 мг до 440 мг флавоноидов. Лучшие сорта могут содержать 500 мг на 40 грамм и более. Если мы говорим про какао, то в чайной ложке (5 грамм) может быть от 37 мг до 130 мг флавоноидов. При этом дозой флавоноидов, позволяющей достичь большинства указанных эффектов, считается 200 мг и выше (до 1000 мг) в день.

Из опасностей отметим повышенный риск рефлюкса (помним про расслабление). И детям не стоит пить слишком много этого напитка — в какао содержатся оксалаты, а значит, есть риск образования камней в почках.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Як художник Йінка Ілорі перетворює радість на мистецтво, черпаючи натхнення з поколінь
Господарський суддя Києва Вадим Босий: розкішне життя, сумнівні статки та загадкові оборудки
Штучний інтелект допомагає хакерам атакувати критичну інфраструктуру: нова глобальна загроза
Візит Путіна на Курили: Японія висловила рішучий протест, Москва загострює конфлікт
Росія зіткнулася з новими атаками дронів та внутрішніми проблемами: відсутність води до розвалу інфраструктури
Україна просить Patriot у США та демонструє військову перевагу: Аналіз ситуації
Росія розгортає власний Starlink: чи загрожує він Україні та як йому протидіяти
Україна завдає нищівних ударів по російській економіці: цілі – порт, нафтопереробка та логістика
Все видео

Лента новостей

Сили оборони уразили стратегічний порт РФ на Балтиці (відео)
🕑 13 годин 42 хвилини тому
Включили мізки, але не всі: з Польщі втікають тисячі українських біженців
🕑 18 годин 4 хвилини тому
"Люди у безвиході": дрони атакували Москву та Ленінградську область, черги на АЗС, бензину немає (відео)
🕑 18 годин 16 хвилин тому
На Сумщині внаслідок удару БПЛА загинули 9-річний хлопчик та його матір (фото)
🕑 18 годин 48 хвилин тому
Україна отримала нове покоління терміналів Starlink V5
🕑 21 годину 16 хвилин тому
Компанія Aerial Illuminations встановила п'ять світових рекордів Гіннеса за допомогою дронів
🕑 23 години 2 хвилини тому
ЄС перевіряє танкери "тіньового флоту" Росії в рамках операції IRINI
🕑 23 години 8 хвилин тому
Юридична фірма, де раніше працювала Стефанішина, внесла заставу у 6 мільйонів гривень
🕑 23 години 17 хвилин тому
Виробникам РЕБ: Як зміна тактики ворога робить застарілими засоби протидії «Шахедам»
🕑 23 години 23 хвилини тому
Український піаніст Роман Лопатинський здобув ІІ премію на міжнародному конкурсі в Італії
🕑 23 години 29 хвилин тому
Національна філармонія України презентує програму «Велика форма» з творами Лятошинського та Шимановського
🕑 23 години 36 хвилин тому
Всесвітній день ящірки: чому ці плазуни важливі для екосистеми України
🕑 23 години 54 хвилини тому
Польща передасть Україні ракети до Patriot: крок до зміцнення ППО та нової дипломатичної реальності
🕑 23 години 55 хвилин тому
Україна повернула 261 тіло загиблих захисників у межах репатріаційних заходів
🕑 вчора
Кияни вимагають повної заборони електросамокатів через небезпеку для пішоходів
🕑 вчора
Все новости