Calendar Icon

Ограничение свободы передвижения. Не нарушают ли власти закон

08.04.2020 16:44 (Обновлено 08.04.2020 в 16:45)
Анна Маляр, «Новое Время»

​Что такое свобода передвижения? Почему она не абсолютна, и кто имеет право законно ее ограничивать?

На какие действия в условиях карантина имеют право местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления? Как вопрос ограничения свободы передвижения урегулирован международными правовыми актами, законодательством ЕС и в конституциях стран ЕС?

Итак, сначала внимательно читаем статью 33 Конституции Украины:

«Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно оставлять территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом. Гражданин Украины не может быть лишен права в любое время вернуться в Украину».

Ограничения прав на свободу передвижения предусматривается и в праве ЕС

Это означает, что Конституция предусматривает возможность ограничения права на передвижение законом. И такой закон есть. Он называется закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Об этих ограничениях речь пойдет ниже.

Во-вторых, статья 33 Конституции устанавливает, что гражданин Украины всегда может вернуться в Украину. То есть, даже во время карантина и даже будучи больным коронавирусом.

Какие же ограничения свободы передвижения допускает статья 12 указанного выше закона?

Свобода передвижения в соответствии с законом может быть ограничено:

- в пограничной полосе;

- на территориях военных объектов;

- в зонах, которые по закону принадлежат к зонам с ограниченным доступом;

- на частных земельных участках;

- на территориях, на которых введено военное или чрезвычайное положение;

- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности;

- на временно оккупированных территориях.

Кроме того, закон устанавливает категории лиц, в отношении которых может ограничиваться свобода передвижения. Это те, кто находится под стражей, осужденные к лишению свободы, освобожденные с испытательным сроком, иностранцы и лица без гражданства, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Украины, призванные на действительную срочную службу и тому подобное.

Свобода передвижения может быть ограничена и в других случаях, предусмотренных законом. То есть, закон не содержит исчерпывающий перечень оснований для ограничения свободы передвижения и допускает его расширение.

Как уже отмечалось выше, один из пунктов статьи 12 закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» устанавливает, что право на свободу передвижения может ограничиваться на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний введены особые условия и режим проживания населения и хозяйственной деятельности.

На таких территориях, в частности, может устанавливаться карантин. В соответствии с положениями статьи 29 закона «О защите населения от инфекционных болезней», до отмены карантина от лица, которое собирается покинуть территорию карантина, могут требовать справку, которая дает такое право.

Кроме того, согласно статье 29 закона «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» может устанавливаться особый порядок въезда на территорию Украины иностранных граждан и граждан Украины, а также транспортных средств из стран, где зарегистрированы особо опасные болезни.

Согласно закону, в случае возникновения угрозы распространения опасных инфекционных болезней местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления имеют право:

— устанавливать особый режим въезда на территорию карантина и выезда из нее граждан и транспортных средств;

— при необходимости проводить санитарный досмотр вещей, багажа, транспортных средств и грузов;

— вводить особые условия и режим труда, учебы, передвижения и перевозки, направленные на предотвращение и ликвидацию заболеваний (статья 30 закона «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»).

Кроме того, в соответствии с законом «О защите населения от инфекционных болезней», лица, которые находятся на территории карантина и имели достоверно установленные контакты с больным инфекционной болезнью, подлежат госпитализации в изолятор. Это тоже законное ограничение права на свободу передвижения.

Международные нормативно-правовые акты в области прав человека также предусматривают возможность сужения права на свободу передвижения, если это обусловлено необходимостью охраны государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения или прав и свобод других людей.

В частности, об этом говорится в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и в пункте 3 статьи 2 Протокола № 4, который гарантирует некоторые права и свободы, не предусмотренные в Конвенции и в Первом протоколе к ней.

Также ограничения прав на свободу передвижения предусматривается и в праве ЕС. В частности, статье 39 Договора об учреждении Европейского Сообщества и детализируется в Директиве 2004/38.

В большинстве конституций стран-членов ЕС устанавливается, что право на свободу передвижения может быть ограничено в соответствии с законом и охрана здоровья людей — одно из законных оснований для такого ограничения.

Темы публикации:
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9826,3 грн./литр
А-95+23,35 грн./литр
А-9521,91 грн./литр
А-9220,81 грн./литр
ДТ21,08 грн./литр
LPG10,22 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости