Calendar Icon

Как понять, готов ли ребенок к школе

17.06.2020 15:25 (Обновлено 17.06.2020 в 15:25)
Светлана Ройз, «Facebook»

Ребенок обязательно всему научится. Некоторым детям нужно чуть больше времени. Некоторым — чуть больше нашей поддержки.

О неочевидных признаках готовности к школе. О том, какие «школьные» компетенции можно развивать у малышей во время похода в магазин. Об обучении детей любого возраста — жизненным опытом. И о важных вопросах — навыках. Будет много, но только практичное. Начну с конца.

Сейчас сезон разговоров с семьями — выпускников школ, будущих первоклассников, тех, кто будет менять школу. Мы «проходим» вопросы и фразы, которые должны были бы звучать у ребенка любого возраста естественно и спокойно:

— Мне нужна помощь. Помогите, пожалуйста. Пожалуйста, объясните, я не понял.

— Я могу отказаться от того, что считаю не верным, не моим. Если что-то вызывает у меня дискомфорт — я скажу об этом, позабочусь о себе или попрошу о помощи. У меня есть выбор.

Ребенку важно столкнуться с тем, что не все может тут же ему принадлежать

— Я люблю исследовать новое. Я любопытен. (Любопытство — основа для мотивации. Любопытство — противоположно тревоге).

— Я позволяю себе ошибаться.

— Я справлюсь.

— Я могу опираться (положиться) на себя. И я знаю, что могу опираться на родителей (семью, друзей). Я знаю, что, если нужно, мне помогут.

Мы вчера ходили по супермаркету. Я внимательно наблюдала за людьми, отвыкла от них. В магазине неподалеку от нас перемещалось семейство с ребенком лет 6−6,5. Парню было скучно, жарко, неудобно в маске, он капризничал, требовал купить игрушку — в общем, привычная закономерная история. Родители время от времени его одергивали: «Ну ты же взрослый, ты же идешь в первый класс». Пугали тем, что оставят в магазине, отдадут охраннику. А когда мальчик начал вредничать из-за того, что ему чего-то не купили, мама сказала папе: «Ну не расстраивай его, он же сейчас будет плакать».

Я наблюдала за ребенком. Отметила, что он не обращает внимания на детей в магазине, не смотрит на тех детей разного возраста, которые ходили совсем рядом. Часто цепляется за мамину руку или юбку. Его движения — походка, жесты — разбалансированы. Ему не интересно, он не пытается читать надписи крупными буквами.

Мы же знаем, что готовность ребенка к школе — это не один признак, не просто желание-умение читать и считать. Это совокупность большого количества эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций. И их естественное развитие идет не через специальную подготовку — на курсах или кружках, а «жизнью», средой, собственным опытом.

Если бы родители этого мальчика пришли на консультацию, чтобы определить его готовность к школе, я задавала бы им вопросы, отвечая на которые, они сами смогли бы оценить и определить возможные зоны развития ребенка. Все эти «признаки» важны, в принципе, в нашем вызревании. Взросление человека, готовность к новой нагрузке, связано с тем, что он может выдержать бОльшее напряжение. Я бы спросила:

1. Насколько ребенок может выдержать нагрузку — быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются, как надежные? Ребенок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье (однако родители пугали ребенка тем, что оставят его в магазине, были непоследовательными в своих реакциях, а мальчик цеплялся за руку и юбку мамы).

3. Насколько ребенок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не удалось сразу же получить желаемого? Как он справится, если захочет ответить, а учитель вызовет другого ученика? Как отреагирует, если что-то не получилось сразу же? Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной. Ребенку важно столкнуться с тем, что не все может тут же ему принадлежать, что иногда нужно подождать. Ему важно слышать от нас «нет» — многие родители боятся расстроить ребенка, отказывая ему в том, в чем стоит отказать. Так мы лишаем ребенка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет — но он его может учиться «выдерживать», благодаря нашей тактичности и поддержке.

4. Нагрузка общением — насколько ребенок подготовлен к общению с разными людьми? Есть ли у него опыт взаимодействия, обращали ли его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов?

5. Сможет ли ребенок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания? Учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребенок? Как будет себя вести — шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей, часто ли они дают планшет ребенку, когда он говорит «мне скучно», играет ли сын хоть какое-то время сам, есть ли у него какая-нибудь ответственность дома.

6. Нагрузка «социальностью». Один из признаков готовности к школе — умение воспринимать себя частью группы. Осознает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе? Это отчетливо видно у первоклассников: некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова: «Дети, ученики, сделайте…», пока учитель не произнесет: «Ваня, сделай…».

7. Может ли ребенок позволить себе попросить нас (или других людей) о помощи — насколько он уверен, что его поддержат?

8. Если ребенок учится писать буквы, он говорит «я нарисовал букву» или «я написал букву?». «Нарисовал» — это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» — уже учебной.

9. Насколько ребенок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность? Человек — сложная система, в которой «все влияет на все». Координация движений, физическая направленная активность, связаны и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность.

10. Есть ли у ребенка режим дня, какие-либо правила, что-то, что выполняется регулярно? Это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности.

11. Насколько ребенок уверен, что он «хорош просто так»?

А теперь о том, как мы можем «готовить к школе» малыша во время похода в магазин.

Память: у нас есть список покупок. «Запомни, что нам нужно купить. И будешь мне подсказывать».

Концентрация внимания: сфокусироваться на конкретной задаче. «Запомни, у тебя миссия — ты отвечаешь за покупку творога. Не позволяй себя отвлечь».

Понимание размеров: сравнивать коробки, банки, овощи, бутылочки бОльшие и меньшие.

Множества: в магазине есть овощи, молочные продукты, моющие средства, и прочее — учим ребенка обобщать.

Счет: «Какие цифры ты видишь? Сколько товаров в корзинке? Сколько у тебя сейчас монет?»

Формы: сейчас есть разноформатная упаковка. «А найди квадратные коробки, а что есть круглого, а где овал?»

Действия по правилам: «Мы идем направо, потом налево. Вначале три шага вперед, затем пять шагов влево».

Общение: взвесить овощи, поговорить с кассиром, продавцом.

Координация: достать с полки (безопасный) продукт так, чтоб остальные товары не упали. Сложить в своей тележке товары.

Чтение: найти букву, прочесть слова. «А что там написано, не вижу?»

Слуховая, зрительная память и восприятие: говорить шепотом, попросить прислушаться к объявлениям в магазине. «Запомнил, где расположен отдел с хлебом? А где была картинка с рыбой?».

Социальное восприятие: «А давай наблюдать за людьми?»

Логика: предложения со словами «если — то», «потому что». «А если мы поставим коробки пирамидой, внизу меньшая, а сверху большая, что произойдет? Почему? А почему колеса круглые, а не треугольные или квадратные?»

Что нам еще важно:

— Играть в игры с правилами и наблюдать, может ли ребенок им следовать (дети-дошкольники играют по своим правилам).

— Вырезать, лепить, строить, завязывать, застегивать. Учиться вытирать попу.

— Наблюдать, может ли ребенок ожидать желаемого.

— Может ли защитить себя, если это нужно, или просить о помощи.

— Может ли осознавать и выражать чувства.

Темы публикации:
Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9826,62 грн./литр
А-95+23,75 грн./литр
А-9522,43 грн./литр
А-9221,29 грн./литр
ДТ21,63 грн./литр
LPG11,48 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости