Наводнение в Карпатах. Как уменьшить потери Украины

25.06.2020 в 17:18 | Евген Глибовицкий, «Новое Время»

​Климатические изменения будут играть не на нашей стороне, и стихийные бедствия будут повторяться. Это жизнь. Как изменить свои подходы, чтобы потери становились меньше?

На моей памяти, разрушительные наводнения за последние 30 лет повторяются примерно раз в декаду. 1998, 2008, 2020. Из справочников и рассказов родственников знаю, что было рекордное наводнение в 1969 году, затем серия меньших в последующие годы. Примерно себе представляю, что такое горное наводнение, поскольку, за более, чем три года, которые я уже во взрослом возрасте прожил в горах (пгт Ворохта Ивано-Франковской области), видел собственными глазами и вал воды, и снесенные мосты, и заиленные непроездные дороги, и метровые снегопады, которые делают все дороги условными обозначениями на карте, и обледеневшие и сломанные провода магистральных электросетей, которые на неделю обесточивали города и деревни в мороз -15. Каждый раз восстановление выедает резервы, которые могли бы пригодиться других сферах. Климатические изменения будут играть не на нашей стороне, и стихийные бедствия будут повторяться. Это жизнь. Как изменить свои подходы, чтобы потери становились меньше?

Во-первых, создавать стимулы для добросовестных игроков. Например, страхование строительных сооружений, которое размером ставок отражало бы риски с горизонтом, скажем, 20−25 лет, быстро побудило бы общины крепко задуматься и о разрешениях на застройку, и о профилактике/строительстве инфраструктуры. Особенно, если наполненность страховых фондов будет связана с общественными ресурсами. В результате, умными вложениями можно не только развивать инфраструктуру и повысить качество жизни, но не строя там, где есть риски, можно меньше терять, экономя при этом на ликвидации последствий стихии.

Во-вторых, стратегическое планирование имеет значение. Два десятилетия прошло в XXI веке, а мы с вами и дальше ездим по железным дорогам, которые прокладывались на картах в начале второй половины XIX века! Сеть современных автодорог преимущественно формировалась в первой половине ХХ века. В Карпатах одна из причин по которой люди страдают от наводнений заключается в том, что общины развиваются, в основном, вдоль дорог, а дороги проложены вдоль рек, что для этих самых дорог с коварной периодичностью и становятся основной угрозой. Богатые страны изменили эту практику полтора века назад. Строительство соединительных дорог, которые идут по верхам хребтов или траверсам, стоит дороже, но требует меньше затрат на содержание, чем дороги вдоль рек с большим количеством мостов. Собственно, практически везде в Альпах или Судетах основная сеть горных дорог больше не дублирует реки. Дороги — лишь один из аспектов жизни. Можно так же говорить об образовании или экологии.

Это — пара примеров из гораздо более длинного списка. Но я хочу подчеркнуть другое. Все эти факторы становятся заметными, если горизонт планирования составляет не год-два, а хотя бы одно поколение. Тот, кто живет одним днем, не замечает смены времен года, не говоря уже об отдаленных перспективах изменения человеческих ценностей или климата. Кто из претендентов на местных выборах способен смотреть дальше своей избирательной каденции? Этот вопрос может помочь понять, кому отдать свой голос.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

«Я не був готовий до цього фільму»: GEEK JOURNAL про українську стрічку «Ти — Космос»
Купила хату за $5 500 і випадково стала YouTube-блогеркою: скільки вдалося заробити за перший місяць монетизації
Revolut припиняє роботу в Україні: сервіс згортає діяльність з 22 лютого
n8n для новачків: що це таке і як зробити першу автоматизацію без коду (покрокова інструкція)
Лещенко і Подоляк формально «звільнені», але залишилися радниками ОП
Google «перевертає гру», OpenAI оновлює генерацію зображень: головні ШІ-новини тижня
Чому омела — рослина-паразит — стала символом Різдва на Заході
Хакери заявили про злам розробника «Мікорд» — ключового підрядника єдиного реєстру військового обліку РФ
Все видео

Лента новостей

РФ використовує китайські супутники для ударів по об’єктах енергетики України
🕑 15 годин 41 хвилину тому
"Залипають в жирі": птахи гинуть через удар по порту "Южний", внаслідок якого стався витік олії в море (відео)
🕑 16 годин 41 хвилину тому
"Зимова тисяча" і "Нацкешбек" стають ширшими: гроші тепер можна витратити по-новому
🕑 17 годин 1 хвилину тому
Різдво під загрозою викрадення: двоє пілотів у США зобразили в небі Грінча (фото)
🕑 17 годин 50 хвилин тому
Санчата Санта-Клауса помітили у небі над Україною. Хто бачив? (фото)
🕑 18 годин 46 хвилин тому
РФ вимагатиме внести правки у "20 пунктів плану", які представив Зеленський
🕑 19 годин 41 хвилину тому
Жах у Святий Вечір у Чернігові: російський дрон влучив у багатоповерхівку (фото)
🕑 20 годин 16 хвилин тому
«Ти — космос» став другим найкасовішим українським фільмом 2025 року: що відомо про збори стрічки
🕑 22 години 35 хвилин тому
Збільшення прибутків: Як програма для транспортної логістики оптимізує маршрути
🕑 вчора
Їздити залізницею тепер небезпечно: пілот шахеда з Білорусі полював за пасажирським поїздом на Житомирщині
🕑 вчора
Чергова схема: "ухилянтів" переправляли за кордон через газову трубу на Закарпатті
🕑 вчора
До "Хрещатика", а далі - на мітлі: у метро Києва склалась небезпечна ситуація через тривогу (відео)
🕑 вчора
Генштаб підтвердив втрату міста Сіверськ
🕑 вчора
У Китаї різко зросла захворюваність на грип A(H3N2): важкі випадки і смертність збільшилися на 40%
🕑 вчора
Ціни на жовте просо: як вигідно купити чи продати
🕑 вчора
Все новости