Почему Украине нужен независимый регулятор транспортных тарифов

08.07.2020 в 17:33 | Сергей Магера, джерело: «Facenews»

Тарифы на ж/д грузоперевозки и портовые сборы (далее, - транспортные тарифы) – вечная головная боль отечественного бизнеса. Все попытки добиться от власти цивилизованного регулирования транспортных тарифов всегда заканчивались неудачами. А все потому, что в железнодорожной и портовой отрасли работают государственные монополисты, которые никак не заинтересованы в установлении экономически обоснованных тарифов. На железной дороге и в портах процветает коррупция, руководство, не стесняясь, прикрывает свои махинации и неэффективное управление, - за счет перекрестного субсидирования (доходов от прибыльных направлений).

При этом, украинским налогоплательщикам постоянно рассказывают сказки о реформах.

На самом деле реформ, как таковых, ни в системе АО «Укрзализныця» (далее, - «УЗ»), ни в системе Администрации морских портов Украины (далее, - АМПУ) нет. Например, «УЗ» «выжимает» все возможное из своего самого прибыльного направления – грузовых перевозок. По оценкам экспертов, в 2016-2019 гг. средний уровень операционной прибыли ж/д монополиста здесь находился в пределах 20-27%. Для сравнения: это в 15 раз выше, чем в Германии и в 3 раза выше, чем в соседней Польше. Завышенные тарифы «УЗ» значительно снижают конкурентоспособность украинского экспорта. Эксперты считают, что тарифы на грузовые перевозки «УЗ» можно снизить, как минимум на 20%. Для этого необходимо: прекратить дотировать убыточные пассажирские перевозки (на это уходит около 66% доходов) и получить освобождение от налога на землю под путями (-4,2 млрд. грн. в год). Кстати, в Европе ж/д перевозчики такой налог не платят.

Не лучшим образом обстоят дела в портовой отрасли. И здесь мы, как говорится, «впереди планеты всей». Сегодня стоимость захода грузовых суден в украинские порты в 4,5 раза выше, чем в порты акватории Черного моря (Россия, Турция, Румыния) и в 3 раза выше, чем в порты стран-конкурентов Украины на рынках металла, зерна и руды (Китай, РФ, Бразилия, Австралия, Турция). Почему так происходит? Потому что украинские портовые сборы завышены примерно на 40%. Такую оценку ситуации дали аналитики World Bank Group. Что касается АМПУ, то ее, похоже, волнует только получение сверхприбылей. По итогам 2019 года Администрация отчиталась о 6,7 млрд. грн доходов от портовых сборов, из которых чистая прибыль составила 1,6 млрд. грн. Причем, 90% прибыли перечислено в бюджет. Очевидно, что АМПУ не заинтересована ни в модернизации самих портов, ни в развитии экспортного потенциала Украины.

Как видим, на нынешнем этапе развития «УЗ» и АМПУ зашли в эволюционный тупик. Это два государства в государстве. Они работают в полном отрыве от экономических реалий и вызовов, которые стоят сегодня перед бизнесом и страной в целом. Главный из которых - пережить экономический кризис, сохранить производства и рабочие места.

Чтобы исправить ситуацию с транспортными тарифами, необходимо вынести «УЗ» и АМПУ «за скобки» процесса тарифообразования.

Для этого в необходимо создать Национальную комиссию по тарифам на транспорте (далее, - НКТТ) - независимый регулятор, который будет цивилизованно устанавливать экономически обоснованные транспортные тарифы. Главной задачей НКТТ станет соблюдение баланса интересов всех участников транспортного рынка. По сути, это аналог НКРЭКУ, но в транспортной отрасли. От такого решения выиграют все: бюджет, экспортеры и порты. Бюджет получит дополнительные доходы от увеличения объемов экспорта, экспортеры смогут повысить конкурентоспособность своей продукции и нарастить экспортный потенциал, а порты за счет увеличения объемов перевалки получат необходимый инвестиционный ресурс на развитие.

Чтобы НКТТ стал эффективным регулятором, необходимо законодательно закрепить гарантии его независимости. К сожалению, именно этого нет в законопроекте об НКТТ, который разработало Мининфраструктры. Очевидно, что документ нужно серьезно доработать с привлечением всех участников рынка. Откладывать с созданием НКТТ нельзя, так как с каждым днем позиции украинского экспорта становятся все слабее. В том числе из-за завышенных ж/д тарифов и портовых сборов.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

Цілує руку вбивці: в Індії мультяшні Моді та Путін заспівали про дружбу, є в кадрі і Трамп (відео)
Нардеп «Слуги народу» Юрій Камельчук заплутався у версіях про свій євротур і показав фейкові «докази відрядження» – розслідування
Елітні ліквідатори: чому ліквідація спрощенки для ФОПів може вдарити по економіці України – позиція Віктора Галасюка
Брудні таємниці Єрмака: провал переговорів у Москві, викриття Мендель і нові кризи України
Акумуляторні прожектори для майстрів: порівнюємо Scangrip, Metabo, Bosch, Makita, DeWALT, Milwaukee, Einhell
Венесуела: від «земного раю» до країни нафтового прокляття
Віктор Галасюк: навіщо Трампу Венесуела — шість головних причин конфлікту
Михайло Кухар: «Спроба ліквідації ФОПів — це економічна диверсія»
Все видео

Лента новостей

З Росії масово тікають силовики і вже дають свідчення в Гаазі
🕑 1 годину 24 хвилини тому
Звільнений ексглава ОП Єрмак усе ще обіймає щонайменше 10 посад
🕑 3 години 24 хвилини тому
Російський дрон убив 12-річного хлопчика на Дніпропетровщині (фото)
🕑 3 години 54 хвилини тому
Переслідування літака Зеленського дронами: в ОП підтвердили інцидент і розповіли подробиці
🕑 5 годин 24 хвилини тому
СБУ, НАБУ та САП викрили у Києві злочинну групу, яку очолювала нардепка Скороход
🕑 5 годин 50 хвилин тому
У Росії дрони атакували піратський порт у Темрюку і вкотре Сизранський НПЗ (відео)
🕑 6 годин 14 хвилин тому
У "Грозному-Сіті" мінус щонайменше 5 поверхів: фото та відео підсмаженого ділового центру
🕑 7 годин 51 хвилину тому
"Деталі нової капітуляції": у США закінчилася зустріч української та американської делегацій
🕑 8 годин 8 хвилин тому
Найвищий Місяць за 17 років: що чекає знаки Зодіаку в суперповню 5 грудня
🕑 19 годин 24 хвилини тому
Європейські лоукостери готуються повернутися на український ринок
🕑 20 годин 24 хвилини тому
Херсонська ТЕЦ зупинила роботу після масованих ударів РФ
🕑 21 годину 24 хвилини тому
Будуть летіти роями: РФ запустила шахеди з 8 локацій менше ніж за годину
🕑 22 години 15 хвилин тому
Підрозділ ГУР "Примари" знищив російський літак МіГ-29 на аеродромі "Кача" в Криму (відео)
🕑 22 години 24 хвилини тому
У Львові під час перевірки документів вбили військового ТЦК, він стік кров’ю
🕑 вчора
Росіяни убили 6-річну дівчинку в Херсоні
🕑 вчора
Все новости