Почему Украине нужен независимый регулятор транспортных тарифов

08.07.2020 в 17:33 | Сергей Магера, джерело: «Facenews»

Тарифы на ж/д грузоперевозки и портовые сборы (далее, - транспортные тарифы) – вечная головная боль отечественного бизнеса. Все попытки добиться от власти цивилизованного регулирования транспортных тарифов всегда заканчивались неудачами. А все потому, что в железнодорожной и портовой отрасли работают государственные монополисты, которые никак не заинтересованы в установлении экономически обоснованных тарифов. На железной дороге и в портах процветает коррупция, руководство, не стесняясь, прикрывает свои махинации и неэффективное управление, - за счет перекрестного субсидирования (доходов от прибыльных направлений).

При этом, украинским налогоплательщикам постоянно рассказывают сказки о реформах.

На самом деле реформ, как таковых, ни в системе АО «Укрзализныця» (далее, - «УЗ»), ни в системе Администрации морских портов Украины (далее, - АМПУ) нет. Например, «УЗ» «выжимает» все возможное из своего самого прибыльного направления – грузовых перевозок. По оценкам экспертов, в 2016-2019 гг. средний уровень операционной прибыли ж/д монополиста здесь находился в пределах 20-27%. Для сравнения: это в 15 раз выше, чем в Германии и в 3 раза выше, чем в соседней Польше. Завышенные тарифы «УЗ» значительно снижают конкурентоспособность украинского экспорта. Эксперты считают, что тарифы на грузовые перевозки «УЗ» можно снизить, как минимум на 20%. Для этого необходимо: прекратить дотировать убыточные пассажирские перевозки (на это уходит около 66% доходов) и получить освобождение от налога на землю под путями (-4,2 млрд. грн. в год). Кстати, в Европе ж/д перевозчики такой налог не платят.

Не лучшим образом обстоят дела в портовой отрасли. И здесь мы, как говорится, «впереди планеты всей». Сегодня стоимость захода грузовых суден в украинские порты в 4,5 раза выше, чем в порты акватории Черного моря (Россия, Турция, Румыния) и в 3 раза выше, чем в порты стран-конкурентов Украины на рынках металла, зерна и руды (Китай, РФ, Бразилия, Австралия, Турция). Почему так происходит? Потому что украинские портовые сборы завышены примерно на 40%. Такую оценку ситуации дали аналитики World Bank Group. Что касается АМПУ, то ее, похоже, волнует только получение сверхприбылей. По итогам 2019 года Администрация отчиталась о 6,7 млрд. грн доходов от портовых сборов, из которых чистая прибыль составила 1,6 млрд. грн. Причем, 90% прибыли перечислено в бюджет. Очевидно, что АМПУ не заинтересована ни в модернизации самих портов, ни в развитии экспортного потенциала Украины.

Как видим, на нынешнем этапе развития «УЗ» и АМПУ зашли в эволюционный тупик. Это два государства в государстве. Они работают в полном отрыве от экономических реалий и вызовов, которые стоят сегодня перед бизнесом и страной в целом. Главный из которых - пережить экономический кризис, сохранить производства и рабочие места.

Чтобы исправить ситуацию с транспортными тарифами, необходимо вынести «УЗ» и АМПУ «за скобки» процесса тарифообразования.

Для этого в необходимо создать Национальную комиссию по тарифам на транспорте (далее, - НКТТ) - независимый регулятор, который будет цивилизованно устанавливать экономически обоснованные транспортные тарифы. Главной задачей НКТТ станет соблюдение баланса интересов всех участников транспортного рынка. По сути, это аналог НКРЭКУ, но в транспортной отрасли. От такого решения выиграют все: бюджет, экспортеры и порты. Бюджет получит дополнительные доходы от увеличения объемов экспорта, экспортеры смогут повысить конкурентоспособность своей продукции и нарастить экспортный потенциал, а порты за счет увеличения объемов перевалки получат необходимый инвестиционный ресурс на развитие.

Чтобы НКТТ стал эффективным регулятором, необходимо законодательно закрепить гарантии его независимости. К сожалению, именно этого нет в законопроекте об НКТТ, который разработало Мининфраструктры. Очевидно, что документ нужно серьезно доработать с привлечением всех участников рынка. Откладывать с созданием НКТТ нельзя, так как с каждым днем позиции украинского экспорта становятся все слабее. В том числе из-за завышенных ж/д тарифов и портовых сборов.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

В Києві муніципали запобігли самогубству 30-річної жінки (відео)
БМП Bradley "розмазала" ворожу техніку (відео)
Яскравий спалах освітив нічне небо в Україні (відео)
У Києві на Хрещатику сталася масова бійка (відео)
Бійці "Помсти" знищили кросові мотоцикли окупантів (відео)
Окупант палкою "стріляв" по українському дрону (відео)
"Айдар" взяв у полон групу окупантів біля Часового Яру (відео)
У Рубіжному зробили туалет із російських ящиків для снарядів (відео)
Все видео

Лента новостей

В окупованому Бердянську ліквідували організатора катівень (відео)
🕑 1 годину 52 хвилини тому
В Міноборони пояснили, як оскаржити висновок ВЛК
🕑 7 годин 52 хвилини тому
В РФ оголосили в розшук президента Зеленського
🕑 21 годину 14 хвилин тому
Валютна лібералізація: НБУ оголосив найбільші пом'якшення для бізнесу
🕑 вчора
Ухилянт пред'явив на кордоні довідку ВЛК із майбутньою датою (фото)
🕑 вчора
Прикордонники завадили вивезти скрипку Страдіварі за кордон (фото)
🕑 вчора
Поліція розслідує завищені зарплати та премії чиновників Ірпінської міської ради
🕑 позавчора
В окупованому Криму поїзд розчавив "шістку" ВАЗ (фото)
🕑 позавчора
РФ має "трирівневий" план дестабілізації України - генерал Скібіцький
🕑 позавчора
ЗСУ не мають тилових смуг оборони перед наступом Росії, — The Associated Press
🕑 позавчора
Комунальники в Києві підозрюються в розкраданні 10 млн на ремонті доріг (відео, фото)
🕑 3 дні тому
Кулеба заявив США: "Шукайте проблему зі свого боку, а не з боку України"
🕑 3 дні тому
Мільйон гривень віддала одеситка шахраю псевдоволонтеру (фото)
🕑 3 дні тому
Зарубав і хотів спалити тіло матері чоловік на Житомирщині (відео)
🕑 3 дні тому
"Я занадто довго в цьому виді спорту": Ломаченко може завершити боксерську кар'єру (відео)
🕑 3 дні тому
Все новости