Автомобильная проблема. Почему нашей армии нечем заменить ГАЗ-66

25.11.2020 в 15:48 | Михаил Жирохов, «Деловая Столица»

​Нынче "шишиги" практически полностью выработали свой мыслимый и немыслимый ресурс, а запасные части стали настоящей головной болью для снабженцев.

Одной из актуальных проблем украинской армии продолжает оставаться насыщенность воинских подразделений автомобильной техникой. Несмотря на то, что после развала Советского Союза Украине досталось просто огромное количество разнообразной автотехники, очень быстро она нашла своих хозяев на гражданском рынке. В итоге, когда в 2014 году началось формирование батальонов территориальной обороны и новых подразделений, автомобили пришлось изымать из народного хозяйства.

В дальнейшем были предприняты некоторые шаги для насыщения парка, в частности, в марте 2016 года было подписано соглашение о сборочном производстве грузовиков МАЗ-6317 под наименованием «Богдан-6317» в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации «Богдан» «Автосборочный завод № 2».

Отметим, что собственно грузовик был создан в конце 1980-х по достаточно жестким техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли во всех природно-климатических зонах приемочные испытания, по результатам которых автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и даже включен в госзаказ на 1991 год. Однако после распада Советского Союза про машину как бы забыли, и только в 1996 году она была принята на вооружение белорусской армии, начались поставки также в РФ и Азербайджан.

На первом этапе в Украине организовали крупноузловое производство, включая сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. В дальнейшем произошла локализация производства с привлечением украинских производителей комплектующих. В числе поставщиков выступают Кременчугский колесный завод (КрКЗ), шинный завод «Росава» (Белая Церковь), а также производитель аккумуляторов «Иста» (Днепропетровск).

Долгое время большой проблемой было использование двигателя российского производства ЯМЗ-238Д мощностью 330 л. с., однако в конце 2017 года Министерство обороны Украины издало приказ о принятии на вооружение машины «Богдан-63172».

Фактически это полностью локализованная версия (без российских комплектующих) белорусской машины с китайским шестицилиндровым рядным дизельным двигателем с турбонаддувом Weichai Power WP10.380E32 мощностью 380 л. с. Причем китайским двигатель можно называть достаточно условно: еще в сентябре 2017 года китайская компания Weichai Power начала строить в индустриальном парке «Великий камень» (на территории Смолевичского района Минской области) завод, который будет выпускать моторы для грузовиков, спецмашин и автобусов. Это предприятие сможет обеспечить и потребности украинских производителей.

На базе «Богдан-63172» создан целый ряд специализированных машин, в частности, грузовой бронеавтомобиль для перевозки боеприпасов с мультилифтом Hiab Multilift.

Закупки продолжаются и поныне – так, 7 сентября Министерство обороны Украины подписало контракт на поставку до 30 ноября 41 грузовика «Богдан-63727».

Вопрос о том, является ли такая привязка к Беларуси в силу откровенно пророссийской позиции ее руководства плюсом или минусом для обороноспособности государства, на сегодня остается дискуссионным, но пока ситуация именно такая.

Однако относительно благостная картинка есть только в разрезе грузовиков грузоподъемностью от 8 до 12 тонн, а вот парк машин меньшей грузоподъемности находится просто в катастрофическом состоянии. Прежде всего речь идет о ГАЗ-66 (был в серийном производстве в СССР с 1964 года).

С началом войны на Донбассе ГАЗ-66 стали массово снимать с хранения и отправлять в войска. Так, аэромобильные части, которые первыми ушли на войну, на весну 2014 года вообще были оснащены исключительно такими машинами.

Свою лепту в начальный период войны внесли и волонтеры, которые скупали ГАЗ-66 на гражданском рынке.

Однако нынче «шишиги» практически полностью выработали свой мыслимый и немыслимый ресурс, а запасные части стали настоящей головной болью для снабженцев.

Пару лет назад несколько активизировались попытки найти реальную замену. Тогда появился вариант отверточного производства полноприводной версии индийского грузовика Tata LPTA 713 TC. Армейцы даже проводили сравнительные испытания, был найден и подрядчик — «Бориспольский автозавод» корпорации «Эталон». Однако тогда что-то не сложилось.

Вторым реальным вариантом могла бы стать закупка за рубежом. Так поступила, например, Литва, которая за пять лет купила 340 легких грузовиков Unimog U5000 (общая сумма контракта составила 70 миллионов евро).

Однако пока замены для ГАЗ-66, особенно в версии КУНГ (стандартизированный по габаритам тип закрытого кузова-фургона военных грузовых автомобилей) и специальных машин (включая, например, командно-штабную Р-142) нет, и армейцы на линии соприкосновения на Донбассе воюют на том, что есть.

Читайте FaceNews в Google Новости

Популярные видео на YouTUBE

n8n для новачків: що це таке і як зробити першу автоматизацію без коду (покрокова інструкція)
Лещенко і Подоляк формально «звільнені», але залишилися радниками ОП
Google «перевертає гру», OpenAI оновлює генерацію зображень: головні ШІ-новини тижня
Чому омела — рослина-паразит — стала символом Різдва на Заході
Хакери заявили про злам розробника «Мікорд» — ключового підрядника єдиного реєстру військового обліку РФ
Дата-центри стали «політичною отрутою» в США: чому це може відкрити можливості для України
Україна продає електроенергію під час відключень: що пояснюють у відео Руслана Ігоровича та YASNO
Російський паспорт, нерухомість на $1,3 млн і «гелік»: що hromadske розповідає про родину генерала СБУ Доровського
Все видео

Лента новостей

Їздити залізницею тепер небезпечно: пілот шахеда з Білорусі полював за пасажирським поїздом на Житомирщині
🕑 4 години тому
Чергова схема: "ухилянтів" переправляли за кордон через газову трубу на Закарпатті
🕑 5 годин 21 хвилину тому
До "Хрещатика", а далі - на мітлі: у метро Києва склалась небезпечна ситуація через тривогу (відео)
🕑 5 годин 46 хвилин тому
Генштаб підтвердив втрату міста Сіверськ
🕑 6 годин 9 хвилин тому
У Китаї різко зросла захворюваність на грип A(H3N2): важкі випадки і смертність збільшилися на 40%
🕑 6 годин 32 хвилини тому
Ціни на жовте просо: як вигідно купити чи продати
🕑 8 годин 29 хвилин тому
Трамп увіковічить себе з високо піднятим кулаком на нових смертоносних кораблях, але це ще не все
🕑 8 годин 30 хвилин тому
Російська атака паралізувала роботу металургійного гіганта
🕑 9 годин 20 хвилин тому
Ціни на комуналку злетять: тариф на транспортування газу збільшиться одразу в 4 рази
🕑 10 годин тому
Бігла спускатися в метро: жінку з уламком в голові ушпиталили в тяжкому стані у Києві (фото, відео)
🕑 10 годин 25 хвилин тому
У Львівській області сильне ураження енергетики, львів’яни масово застрягають у ліфтах
🕑 11 годин 3 хвилини тому
Атака на Одещину: вибиті вікна й дахи у 122 будинках та 3 багатоповерхівках, пошкоджено корабель (фото)
🕑 11 годин 17 хвилин тому
Від дівчинки залишився лише крихітний черевичок: росіяни вбили 4-річну дитину на Житомирщині (відео)
🕑 12 годин 10 хвилин тому
Вже сьома масована атака на ТЕС з жовтня: куди влучили, де люди без світла і води (відео)
🕑 12 годин 33 хвилини тому
ДПС нарахувала українцям з OnlyFans 18% податку: моделі заборгували державі 385 млн грн
🕑 вчора
Все новости