Страшные цифры: где в Украине самые высокие тарифы на тепло и почему
В небольших городах тарифы на тепло зачастую выше, чем в Киеве или областных центрах. Там, где рабочих мест почти нет, а 6 тысяч гривен считается хорошей зарплатой, тепловики и горсоветы устанавливают тарифы и в 40, и 50 гривен за квадратный метр. И это – не предел.
Из числа областных центров в семи городах отопление стоит менее 30 гривен за кв. метр, в 12 – от 30 до 35 гривен за «квадрат». И только в Чернигове и Днепре тариф немного превышает 35 грн./кв.метр. За тепло в трехкомнатной квартире жителям этих городов приходится платить около 1800 гривен в месяц.
Но даже эта цифра не покажется большой по сравнению с тарифами, установленными в десятках малых и средних городов Украины.
Жителям Прилук, Павлограда и Шостки, можно сказать, повезло. Они платят за тепло от 34 до 36 гривен за кв. метр. В Кременчуге тариф – 38 гривен, в Бердянске и Умани – под 40, часть жителей Кривого Рога платит 44 гривни, а обитатели Нежина – 47 гривен за «квадрат».
Планку в 50 гривен «успешно» перепрыгнули в Краматорске (51,5 грн./кв.м), Каховке (52 грн./кв.м) и Смеле (54 грн./кв.м). Но и это не предел, потому что в городке Голая Пристань Херсонской области отопление стоит 63,7 грн./кв.м, а потребители предприятия «Криворожтеплосеть» платят по тарифу 67 грн./кв.м – почти вдвое больше, чем жители Днепра, и в 2,5 раза больше, чем львовяне.
Столь большой разброс в тарифах по Украине имеет несколько причин, главные из которых – состояние инфраструктуры и злоупотребления, связанные с субсидиями.
Степень износа теплосетей в Украине достигает 70%, – утверждает эксперт по энергетике Вадим Гламаздин. То же касается котельных: из 25 тысяч точек по стране – срок эксплуатации оборудования превышен у 40%. Это по официальным данным. По неофициальным – в этом списке 60% котельных.
Устаревшее оборудование и сети приводят к большим теплопотерям. «Отапливает воздух» вся Украина, но в малых городах эта проблема стоит особенно остро. Средств городского бюджета здесь недостаточно, чтобы периодически помогать тепловикам – погашать их долги, перекладывать трубы при реконструкции дорог. Образуется замкнутый круг: чем старше инфраструктура, тем выше тариф. А денег все равно не хватает, потому что население не может платить больше.
Есть и положительный опыт решения проблемы. В 2016 году в Никополе и Марганце (Днепропетровская область) власти решили отказаться от централизованного отопления и перевести жилье и социальные объекты на электрический обогрев. К тому времени старые теплосети и котельные уже не выдерживали нагрузки.
Для местных властей оказалось выгоднее модернизировать подстанции и помочь малоимущим установить необходимое оборудование. Также был организован переход населения на двухфазные счетчики, которые позволяют платить вдвое меньше с 23:00 до 7:00. При увеличении нагрузки на сети в 1,5-2 раза расходы потребителей уменьшились вдвое.
Ранее полностью ушел от централизованного отопления Ужгород. А вот власти города Покров в Днепропетровской области, столкнувшись с необходимостью вкладывать в подстанции и линии передач, провели среди населения кампанию по установке газовых котлов. Это тоже недешево, но все же выгоднее, чем эксплуатировать котельные.
Местные власти часто завышают тарифы, полагаясь на субсидии, – уверяет экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. Механизм прост: устанавливая непомерные расценки, власти «подсаживают» население на субсидии. Их оформлению дается «зеленый свет», и избиратели считают своего мэра благодетелем.
«Как только в городе становится на субсидии 70-80% населения, мэр решил свою задачу. Он переложил проблемы электората на всю страну. А люди говорят: «Какой у нас прекрасный мэр, он защитил нас от роста цен на тепло», – говорит Кучеренко.
Те же, кто не смог оформить субсидию по причине «высоких доходов», либо пополняют армию должников, либо, затянув пояса, платят по 2-3 тысячи гривен в месяц.
Отметим, что в 2017 году на оплату субсидий из бюджета страны было выделено 68 млрд гривен, а в 2018 году запланировано уже 71 млрд гривен. Но эксперты утверждают, что к концу нынешнего года расходы могут достичь 100 млрд гривен.
Как показывает практика, гораздо выгоднее выделять деньги не на субсидии, а на модернизацию инфраструктуры или переход на индивидуальное отопление. Это позволяет снизить расходы населения и государства, а также радикально решить проблему износа мощностей, которая пока что откладывается на будущее.
Судя по всему, такой переход неизбежен, но будет происходить по мере износа сетей и оборудования котельных. На ближайшую перспективу это означает рост тарифов на тепло и риск аварий, из-за которых без отопления остаются жилмассивы и целые города. С начала 2018 года такие инциденты происходили в Кропивницком (тариф – 34 грн./кв.м), Славутиче (40 грн./кв.м) и Смеле (54 грн./кв.м).