xcounter
Calendar Icon

Богдан Струтинский: выиграть «партию» у зрителя

13.02.2014 12:16

Художественный руководитель Национальной оперетты Украины, заслуженный деятель искусств Украины Богдан Струтинский
Художественный руководитель Национальной оперетты Украины, заслуженный деятель искусств Украины Богдан Струтинский

О деятельности и творчестве художественного руководителя Национальной оперетты Украины, заслуженного деятеля искусств Украины Богдана Струтинского сегодня говорят и спорят. То, что во многом его кипучая деятельность и энергия определили успехи и востребованность театра на данном моменте, сомнений не вызывает ни у кого. И хотя всегда найдутся скептики, пытающиеся увидеть «соломину в оке», большинство при упоминании о Национальной оперетте со вздохом и почти придыханием говорят: «Там же Струтинский!»

На репитиции
На репитиции

Легкий на подъем и энергичный Богдан Дмитриевич Струтинский всегда открыт для общения и по его словам, просит Бога о том, чтобы он посылал в его жизнь как можно больше творчески настроенных и одаренных людей. Со Струтинским интересно беседовать – он внимателен и позитивен, слушает и не прячет глаза, не уходит в сторону в случае возникновения острых вопросов. Более того, Струтинский ловит мысли буквально на лету, ему не нужно бесконечных уточнений и разъяснений. 

Богдан Струтинский, главный балетмейстер театра Вадим Прокопенко, помощник режиссера Елена Исаева
Богдан Струтинский, главный балетмейстер театра Вадим Прокопенко, помощник режиссера Елена Исаева

Общеизвестно, что на момент прихода Струтинского на должность руководителя Национальной оперетты жизнь в театре едва теплилась. Спектакли посещали только самые преданные зрители, и бывало их, иногда не более 50 человек. Сегодня Национальная оперетта – творческий и живой организм, в котором буквально фонтанируют позитивные эмоции и энергия. Практически все спектакли идут с аншлагами, а в творческих планах немало новых постановок и концертов. И все это, в первую очередь, благодаря стараниям и таланту господина Струтинского, который взвалил на себя не только организационные – в качестве художественного руководителя, но и творческие обязанности в качестве режиссера-постановщика. Беседа с журналистом FaceNews начинается с вопроса о том, насколько возможно сочетать столь не сочетаемые вещи – рутину и творческий всплеск.

Репетиция оперетты ''Мадемуазель Нитуш''
Репетиция оперетты "Мадемуазель Нитуш"

Безусловно, я мог бы сосредоточиться только на директорской работе, и не заниматься постановками. Но брать и разделять, дескать – это не я, страшно, не умею, не буду – потому что, я только художник... Это будет постоянный летаргический сон, особенно в наш чрезвычайно сложный период. Я, как режиссер, никогда не дождусь благоприятной ситуации и тепличных условий, когда придет некий добрый и умный директор, который поймет меня, поддержит и профинансирует постановку. Сегодня – совершенно другое время, очень непростое во всех отношениях. Поэтому в моей жизни одно дополняет другое, скажем так: как директор театра я поддерживаю в себе режиссера. Возьмите того же всемирно известного Стивена Спилберга – он не только режиссер, а в первую очередь – продюсер. С другой стороны, никогда не следует забывать о том, что говорили классики. В одной из своих книг великий театральный режиссер Владимир Немировича-Данченко писал о том, кем является режиссер. Это, по его мнению – педагог, интерпретатор, организатор постановочного и репетиционного процесса. То есть в профессии режиссера изначально заложены организаторские функции.

Увы, к сожалению, не каждому, даже очень талантливому режиссеру удается себя реализовать в силу отсутствия этих способностей, умения поднять и закружить вокруг себя постановочный процесс. К сожалению, слишком много пассива.  Как художественный руководитель, я неоднократно наблюдал подобные ситуации. К примеру, приходит режиссер, рассказывает о планах, стремится найти поддержку и возможность сделать постановку…– Неужели к Вам с подобной просьбой может зайти любой, даже не знакомый режиссер?– Безусловно. Это происходит постоянно, и я всегда настроен на сотрудничество, открыт для нового видения и креативных мыслей, стремлюсь привлечь в театр как можно больше одаренных людей. Но, увы, очень часто это ничем не заканчивается в силу вполне объяснимых причин – отсутствие в режиссере, прежде всего, организаторских талантов, настойчивости и желания пробивать даже непробиваемые стены. Именно поэтому часто планы так и остаются планами. Исходя из собственного опыта, хочу подчеркнуть, что молодых режиссеров, способных поставить  музыкальный спектакль – крайне мало, это, чтобы не сказать более – их вообще нет. Впрочем, исключения существуют. Например, в случае постановки Юлией Маслак «Острова сокровищ».

Репетиция новой оперетты ''Мадемуазель Нитуш''
Репетиция новой оперетты "Мадемуазель Нитуш"

А как же быть с популярным изречением «художника может обидеть каждый»?

В советское время бытовала мысль, что режиссер – как белая кость: только творчество и никакой организационный суеты. Этакие «великие», но никому не известные режиссеры, подолгу рассуждали о настоящем искусстве, бесконечно пили кофе, курили. Все это могло тянуться годами, но дальше разговоров и богемного образа жизни не шло. Некоторые так и остались в небытие. Немало случаев, когда режиссеры не сделали ни одной самостоятельной постановки. Знаете, быть режиссером-теоретиком – нельзя. Эта профессия связана с общением и огромным количеством людей, как творческих, так и не творческих профессий. И со всеми нужно найти общий язык, уметь работать, мотивировать и выявлять в них лучшее с тем, чтобы в итоге получился коллективный творческий продукт – спектакль. И зритель не будет разбираться – кто прав, а кто виноват. Спектакль либо примут, либо – нет. Это уже потом можно отшлифовывать неточности, дорабатывать недостатки. Кстати, мы постоянно в этом процессе, пока спектакль в репертуаре театра.

Как то известный режиссер Анатолий Эфрос при постановке спектакля «Отелло» сказал своим актерам: «У нас новая трактовка. Сейчас так много людей вокруг, похожих больше на Яго, чем на Отелло, такого же внутреннего состояния, как он, – подлых, завистливых, интригующих»...

Отвечу так: в театре оперетты надо работать. Я пущу в театр только единомышленников, способных всколыхнуть атмосферу. Если ты хочешь реализовываться, если тебе интересно – приходите. Кстати, благодаря таким людям росту и я. Потому что тандем: педагог–учитель находится в постоянном движении: чему-то учатся у меня, а чему-то учусь и я. Тот же Эфрос писал о том, что всегда в театре найдутся люди, которые вечно бузят, всем недовольны, все время рассуждают: дескать, этот режиссер недостаточно хорош, невнимателен. Вот придет новый, более проницательный, прогрессивный и сразу заметит меня, поймет. Но вот приходит новый режиссер, а ничего не происходит – и недовольные люди снова бузят….

У Вас, наверное, очень мало свободного времени?

Его катастрофически не хватает.  Утром прихожу в театр часов в 8-10, нахожусь в нем до вечера, а как правило, и до ночи.

Репетиция мюзикла ''Целуй меня, Кэт!''
Репетиция мюзикла "Целуй меня, Кэт!"

Какое время суток Вы отводите для творческого поиска?

В кабинете я – директор, а  на сцене – режиссер, и отдаюсь этому полностью.  И хотя эти две ипостаси четко разделены, как режиссер, я всегда в процессе поиска, без выходных и отпуска: все время что-то ищу, над чем-то  размышляю. Часть работы делегирую своим заместителям. Правда, не полностью, потому что руководитель все равно за все в ответе. И, тем не менее, правильное делегирование части функций и обязанностей – это тоже работа художественного руководителя. Например, когда я только пришел в театр, то тратил на хор 110% своего времени при старом хормейстере. А когда заменил его на нового – молодого и прогрессивного, хор стал отнимать не более 10%.  Также было и с балетмейстером. Кстати, за время моей работы коллектив театра обновился приблизительно  на 80%. Обо всем этом легко говорить сейчас. А вот воплотить в жизнь было непросто: за этим стоят люди, судьбы, авторитет, традиции и опыт.  

И, тем не менее, режиссеру требуется свободное время и пространство с тем, чтобы пришли творческие идеи, умные мысли. Кстати, как это случается у Вас?

Спонтанный процесс, абсолютно непредсказуемый, его невозможно предусмотреть, предсказать и загадать. Например, как пришла идея поставить «Бал в Савойе»? Как-то в Прибалтике, куда мы приехали для участия в фестивале оперетты, я услышал мелодию. Она настолько меня вдохновила, что я тут же загорелся, а потом целое лето жил только этим спектаклем, думал только о нем. Это было подобно вспышке, озарению. Именно этот импульс, как зерно, упавшее в землю, становится первопричиной того, будет ли поставлен спектакль – вырастет ли колос. Другой вопрос, что зерно может и не прорасти. Хотя, рано или поздно, все, что возникло в голове, начинает материализоваться. И тогда уже, наступает совершенно другой цикл – как в доменной печи, где невозможны остановки и нужно неустанно трудиться, чтобы добиться результата.  А вытягивать спектакль – очень тяжело. И никакой ассистент не поможет, поскольку он способен идти только проторенной тропой, вслед за режиссером. Нужно чувствовать очень многое и прежде всего, артистов. Я смотрю на репетициях и пытаюсь понять: сможет ли артист выиграть эту партию у зрителя. Собственно, я и выбираю тех из них, кто сможет!   

Богдан Струтинский и народный артист Украины Владимир Богомаз
Богдан Струтинский и народный артист Украины Владимир Богомаз

Фото предоставлено пресс-сужбой Национальной оперетты Украины

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини