xcounter
Calendar Icon

Как менять Систему: суд и правоохранительные органы

27.02.2014 14:16

В последнее время многие сообщества на Майдане (и не только) говорят о том, что любые политические договоренности оппозиции и власти не отвечают на главные требования протеста.

Дело в том, что протестующие давно переросли в своих чаяниях требование «технического» или «коалиционного правительства». Общество хочет качественных изменений, новых правил общежития в государстве, новых социально-экономических отношений, большего участия в разработке и принятии управленческих решений, «дешевого» государства (в плане налогообложения и госрасходов) и простого в пользовании (в плане предоставления публичных услуг).

А это значит, что общество хочет изменения Системы, а не евроремонта существующей. Чтобы не предлагали оппозиционеры – это все модификация того, что уже делает Янукович и регионалы. Оппозиция Систему менять не собирается! Она этого также боится, как и власть.

Какой же может быть качественная альтернатива? Попробуем ответить на этот вопрос в категориях сущностных изменений. Начнем с базовых требований Майдана: а) справедливость и честный суд; б) подконтрольная гражданам правоохранительная система (а не репрессивный ментовский аппарат).  

1. Избираемые мировые судьи. Справедливое и честное судопроизводство возможно тогда, когда судебная система независима, руководствуется верховенством права и защищена от политических и экономических влияний. Лучшей гарантией от судебного произвола и коррупции в судах является подотчетность местного судьи территориальной общине. Поэтому мы предлагаем ввести институт избираемых местных мировых судей.

К сожалению, Народные Рады не смогли сформировать альтернативные судебные органы, хотя бы для рассмотрения бытовых споров граждан в рамках одной территориальной громады. В то же время, подобные предложения были не только у оппозиционных партий (например, законопроект от УДАРА «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно выборности судей) №2161 от 01.02.2013), но и у Общественного совета Майдана, «Спільнобачення»  и др.

Отдельного внимания заслуживает идея об избираемости мировых судей в территориальных громадах. Напомню, что в истории Украины был период, когда в судьи избирались населением сроком на пять лет. Выборы были безальтернативными, а отбор судей фактически осуществляли партийные органы. После внесения изменений в Конституцию Украинской ССР в октябре 1989 года судей начали выбирать советы народных депутатов областного уровня и Верховная Рада – в зависимости от уровня суда. Централизованную процедуру назначения судей, которая существует теперь, установила Конституция Украины в 1996 году.

Однако, большинство экспертов приходит к выводу, что судей местного уровня все же следует избирать, а не назначать Президентом «за откат» или «за лояльность» извне. 

На переходном этапе, с учетом функционирования полноценных органов местного самоуправления в территориальных громадах, отдельные судебные функции должны перейти к избранных (назначенным местными советами) мировым судьям (например, функций, которые сегодня выполняют местные суды общей юрисдикции).

Введение института выборных местных мировых судей следует из европейской практики и обязательств Украины перед Советом Европы. Позиции Комитета министров Совета Европы относительно снижения нагрузки на суды общей юрисдикции, изложены в Рекомендациях №R(86)12 относительно мер для недопущения и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды и №REC (2001) 9 относительно альтернатив судебному разрешению споров между административными органами власти и частными лицами.

Применительно к Украине можно рассматривать следующую модель избираемых мировых судей:

•    Мировые суды (в лице мировых судей) имеют двойную природу: являются субъектом судебной власти и входят в систему судов общей юрисдикции. Однако в законодательстве должны быть определены их особенности: а) подсудность дел; б) процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел; в) порядок обжалования решений мировых судов; г) порядок финансирования (за счет местного бюджета) и, одновременно, является элементом системы местного самоуправления.

•  Мировые суды действуют от имени государства и выполняют свои обязанности на профессиональной основе, на них распространяются правовые гарантии независимости, самостоятельности и неприкосновенности судей.

•  Форма осуществления судебной власти мировыми судами - правосудие в гражданских, административных и уголовных делах, а в основе деятельности мирового суда лежат все конституционные и процессуальные принципы правосудия.

•   Требования к кандидатам на должность мирового судьи: он должен быть гражданином Украины с высшим юридическим образованием и опытом юридической деятельности. Вместе с тем, мировой судья не имеет права: быть депутатом совета любого уровня; находиться на государственной службе; принадлежать к руководящим органам любых организаций, политической партии.

•   Должность мирового судьи должна быть выборной, а выборы осуществляться жителями территориальной общины, где он будет работать (или право выбора мирового судьи должно быть делегировано местному представительскому органу местного самоуправления – Совету). 

Согласно Закону Украины «О третейских судах» от 11 мая 2004 г. №1701-IV, третейские суды, действующие на постоянной основе, по своим сущностным признакам очень напоминают предлагаемые мировые суды.

Так, юрисдикция третейских судов распространяется на все гражданские и хозяйственные правоотношения (некоторые ограничения обусловлены участием государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц в спорных правоотношениях).

Третейские суды образуются и действуют на принципах добровольности, независимости, обязательности их решений для сторон и т.п.; состав третейского суда может формироваться путем избрания; третейскими судьями могут быть только лица, имеющие соответствующую квалификацию, знания, опыт, деловые и моральные качества, необходимые для разрешения спора, а в случае единоличного решения спора третейский судья постоянно действующего третейского суда должен иметь высшее юридическое образование...

Поэтому, целесообразно законодательно развести компетенции мировых и третейских судов.

2. Муниципальная милиция. На первоначальном этапе реформирования правоохранительных органов следует пойти по пути формирования муниципальной милиции органами местного самоуправления.

В таком случае к ее ведению будут отнесены функции и полномочия в сфере контроля за: выполнением земельного и природоохранного законодательства; соблюдением правил благоустройства; парковку автотранспорта; размещение наружной рекламы; соблюдением правил торговли; загрязнением территории; уничтожением или повреждением зеленых насаждений; надлежащим содержанием покрытия дорог; соблюдение правил размещения и функционирования МАФов и т.п.

Но главное – обеспечение общественного порядка и охранные функции. Последние  должны выполняться подразделениями муниципальной милиции на основе законодательства о добровольных дружинах содействия охране правопорядка (хотя бы формально).

Муниципальная милиция будет подчиняться территориальной громаде (местному совету) и будет создана на базе Главного управления по вопросам благоустройства и других коммунальных предприятий, выполняющих вышеперечисленные функции, а также с привлечением общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.

В Украине милицейские структуры с приставкой «муниципальная» действуют (или действовали) в Житомире, Луцке, Виноградове (Закарпатская обл.)

Но, по факту это были структурные подразделения МВД, обеспечение деятельности которых (финансовое и материальное содержание) взяли на себя местный совет и администрация.

В свою очередь эти подразделения были ориентированы на выполнение задач по недопущению незаконной торговли, обеспечение соблюдения правил благоустройства и охраны имущества местной территориальной громады. Поэтому, с точки зрения классических западных образцов, назвать эти подразделения «муниципальными» чрезвычайно сложно. Но для наших условий можно начать именно с такой мягкой модели.

Со временем, следует перейти к более «серьезной» модели – путем вывода из состава ГУ МВД подразделений общественной безопасности и формирование на их основе местной муниципальной милиции.

В таком случае структура и штаты местной милиции будут определяться и меняться местным советом по представлению городского или поселкового главы в зависимости от количества населения, состояния общественного порядка и возможностей бюджета. По решению городского совета возможно образование районных подразделений местной милиции.

В муниципальную милицию войдут: служба участковых инспекторов; патрульно-постовая служба; подразделение по охране метрополитена; криминальная милиция по делам несовершеннолетних. Также, предполагается возможность создания и других подразделений, которые будут признаны необходимыми для выполнения возложенных территориальной общиной задач.

Завершением реформы милиции может быть институт избираемых (назначаемых местными советами) участковых инспекторов.

В данной системе, когда правоохранительные органы подотчетны и подконтрольны территориальным громадам и пользуются доверием граждан, нет необходимости в существовании «звериных» карательных подразделений, а уровень коррупции объективно сократится до минимальных показателей.

Продолжение следует

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Лучшие криптовалютные биржи 2021 года для начинающих трейдеров

Популярные видео на YouTUBE
Материалы по теме
А-9834,58 грн./литр
А-95+31,39 грн./литр
А-9529,72 грн./литр
А-9228,7 грн./литр
ДТ28,44 грн./литр
LPG15,83 грн./литр
Это интересно
Самые читаемые новости
Лучшие видео с YouTUBE
Популярные блоги
Погода и гороскоп
Автоновости