xcounter
Calendar Icon

В Украине стартовала реформа налогового законодательства

19.06.2015 11:59

Нина Южанина еще год назад была, кажется, крайне не публичной персоной. Не прошло и полгода ее депутатства, а народную избранницу от БПП уже увидели в тройке главных претендентов на пост главы Государственной фискальной службы. И не удивительно. На заседаниях комитета ее точные и грамотные реплики сразу обращали на себя внимание еще тогда, когда фамилия Южаниной в СМИ не звучала. Должность главы ГФС в начале мая досталась коллеге депутатки по фракции Роману Насирову, однако пост главы Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики был передан именно Южаниной. FaceNews взял у депутатки первое на посту главы важного комитета развернутое интервью.

Нина Южанина еще год назад была, кажется, крайне не публичной персоной. Не прошло и полгода ее депутатства, а народную избранницу от БПП уже увидели в тройке главных претендентов на пост главы Государственной фискальной службы. И не удивительно. На заседаниях комитета ее точные и грамотные реплики сразу обращали на себя внимание еще тогда, когда фамилия Южаниной в СМИ не звучала. Должность главы ГФС в начале мая досталась коллеге депутатки по фракции Роману Насирову, однако пост главы Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики был передан именно Южаниной. FaceNews взял у депутатки первое на посту главы важного комитета развернутое интервью. 

Нина Южанина
Нина Южанина

Доверия к государству у налогоплательщиков совсем нет, признает нардеп. И комитет под началом Нины Петровны будет бороться с такой ситуацией. Уже сегодня там проводятся дискуссии между депутатами и представителями профессиональной общественности по поводу сразу нескольких важных законопроектов. Касаются эти обсуждения и законопроекта по введению кассовых аппаратов для малого бизнеса. В то время как физлица и частные предприниматели активно протестуют против принудительных регистраторов расчетных операций, документы показывают: часть из «малых бизнесменов» зарабатывает 12-13 миллионов гривен в год и вполне может позволить себе кассовый аппарат, говорит депутатка. Южанина также заявила, что половину госслужащих налоговой сферы следует сократить. По мнению депутатки, эти люди вполне могут работать в частных консультационных бюро, им не обязательно оставаться безработными.

Яценюк на итоговой пресс-конференции перед Новым годом заявил об уменьшении единого социального взноса с 41% до 16,4% для тех предприятий, которые выполнят определенные условия. Это сработало?

С начала этого года в Украине впервые начал действовать закон по применению снижающего коэффициента к отчислению единого социального взноса, и эта норма уже дает свои результаты. Кто как бы негативно ни отзывался о том, что эта норма неглубоко решает вопрос, но часть предприятий, которая выплачивала зарплату в конвертах, все же выводит неофициальную заработную плату в легальную плоскость и начинает платить все налоги. Это вопрос очень хорошо изучает Андрей Журжий, который является автором принятого  в марте 2015 года закона, который уменьшает количество критериев для применения снижающего коэффициента к ЕСВ.

Насколько большой процент предприятий, которые вывели зарплату из тени? О каких суммах идет речь?

Я думаю, что нам следует вернуться к этому вопросу по результатам деятельности первого полугодия - первый квартал слишком короткий период для анализа. В законе, который действовал с начала года до середины марта, не очень удачно были выписаны нормы, и существовало много критериев для применения снижающего коэффициента. Из-за этого предприятия не сразу приняли для себя решение о повышении зарплат или о выведении заработной платы в официальную плоскость. 

Сейчас новыми нормами закона пользуется больше предприятий, и по результатам первого полугодия мы обязательно проанализируем и дадим обществу необходимую информацию о том, как сработал закон. 

«Среди тех, кто должен установить РРО, есть налогоплательщики с доходом 12-13 миллионов в год. Думаю, они могут позволить себе приобрести РРО, несмотря на его среднюю стоимость в 4 тысячи гривен»

Физлица-предприниматели, частные предприниматели — как они себя чувствуют во время кризиса?

На прошлой неделе мы активно работали в рабочих группах по применению РРО  и достаточно глубоко проанализировали третью группу плательщиков единого налога, чтобы понять, насколько они готовы устанавливать РРО с первого июля 2015 года. И там есть интересная история. По данным государственной фискальной службы, существует ряд плательщиков в третьей группе, у которых достаточно большие объемы доходов - 12-13 миллионов за 2014 год. Я думаю, что такие предприниматели, безусловно, смогут установить РРО, несмотря на его среднюю стоимость в 4 тысячи гривен. Предпринимателей с меньшими доходами могу проинформировать о том, что Министерством финансов достигнута договоренность с производителями кассовых аппаратов о беспроцентной рассрочке до трех месяцев стоимости кассового аппарата.

«Главная проблема в нашем государстве — это чрезмерно большая налоговая нагрузка на фонд заработной платы»

Если смотреть на налоги в Украине глобально, то увидим, что в общественном сознании закрепилась мысль: в Украине только половина, а то и меньше, предпринимателей платят налоги. Почему у нас такие объемы теневой экономики, с которой налоги не платятся? Что нужно сделать, чтобы это изменилось?

Главная проблема теневой экономики в нашем государстве — это чрезмерно большая налоговая нагрузка на фонд заработной платы. Совсем недавно министр финансов Яресько заявила о том, что отрабатывается общая программа по реформированию НДФЛ и уменьшению ЕСВ на фонд заработной платы. Если это состоится — а мы этого ждем давно — то это будет прорыв. 

Не может наша экономика выдержать нагрузку в 54% на фонд заработной платы. У нас нет достаточного количества высокорентабельных предприятий, которые могут платить такие налоги. Сама наша налоговая система, на самом деле, не отличается кардинально и не является более фискальной, чем во многих странах мира. И такая нагрузка на фонд заработной платы приводит к уменьшению доходности и рентабельности почти всех видов деятельности, делая продукцию отечественного производства неконкурентоспособной на мировых рынках. 

«В государственных органах должны работать люди более профессиональные, чем те, кого они проверяют»

Уровень зарплат в Госфискслужбе довольно низкий, как и у всех госслужащих, не так ли? Будет ли служба лучше работать, приводя больше налогов в казну, если повысить зарплату ее работникам? Стоит ли мыслить в этом направлении?

Я согласна, что уровень зарплаты на госслужбе слишком низкий. И, наверное, именно по этой причине у нас в государственных органах нечасто работают опытные, высококвалифицированные специалисты. Жаль. На работу в государственные органы следует привлекать людей, которые являются более профессиональными, чем те, кого они проверяют, с надлежащим уровнем оплаты труда за счет экономии существующего фонда зарплаты.  

Как этого сейчас достигнуть?

Достигнуть — постепенно. Не быть популистами. Провести сокращения, привести количество работающих во всех подразделениях фискальной службы к обоснованно необходимому уровню . А не так, как сложилось за десятки лет . Сейчас численность штата фискального ведомства составляет порядка 60 тысяч человек. Мне кажется, что при оптимизации и компьютеризации всех процессов администрирования налогов, половина от этого количества могла бы выполнять все возложенные на ведомство задачи и функции. 

А это уже шаг к тому, чтобы в два раза повысить заработную плату тем, кто останется. Мало того, будет возможность отобрать более профессиональных людей. И этого не следует бояться делать, ведь именно без таких шагов мы не сможем кардинально изменить работу фискального органа, сделать ее более эффективной. Потому что сокращения на 10%, на 15% - это не сокращения. Сейчас средняя заработная плата у работников фискальной службы  2 500 гривен, а уже за 5 000 гривен можно говорить о привлеченииспециалиста. Но не за 2500 гривен.

Если сократить сейчас половину служащих налоговой службы, куда пойдет эта половина? Это же толпа безработных.

Это не значит, что государство должно трудоустроить тех, кто освободится, в непрофильные сферы деятельности. Я бы видела большое количество людей, которые освободятся, в создании консалтинговых фирм нового образца. Если налоговая служба станет исключительно сервисной службой, то налоговых консультантов, которые смогут себя реализовывать, будучи частным лицом, будет большое количество. У них уже есть опыт, есть глубокое понимание налогового законодательства. Это люди, которые могут группироваться в компании. В конце концов, они могут быть востребованными в других  органах государственной власти, органах местного самоуправления. 

Остаться должны те, кто являются профессионалами и борются за это. Учатся, подтягивают свой профессиональный уровень и уровень знаний по всем вопросам. Мне кажется, что все-таки трудоустройство находится в руках каждого такого работника. Нужно быть активными. Открывать свои бизнесы, вливаться в другие предприятия.

Грядут ли в ближайшее время серьезные изменения в налоговом кодексе? Что сейчас на повестке дня Комитета, что наиболее активно обсуждается?

Последние три недели члены комитета в рабочих группах занимаются подготовкой законопроектов ко второму чтению. Это, в частности, законопроекты о введении регистраторов расчетных операций для плательщиков единого налога второй и третьей группы. Есть законопроект №1718 об отмене этой нормы, принятой нами 28 декабря 2014 года. 

Общественность протестует против кассовых аппаратов, потому что 40% предпринимателей просто не хотят декларировать доходы

Члены комитета решили углубиться в этот вопрос. В результате, в законопроекте №1088 мы учли все замечания, полученные со стороны микробизнеса, а именно предпринимателей второй и третьей группы, о том, почему они не согласны с введением РРО. 

При этом на ресурсе «Частный предприниматель» по результатам вопросов и ответов касательно того, почему предприниматели не соглашаются с введением РРО, 40% объяснили свой отказ тем, что не хотят официально декларировать все получаемые доходы. 30% говорили о том, что слишком большое административное давление будет ложиться на них после введения РРО. Что количество штрафных санкций и проверок, которые с этим связаны, чересчур большое. Существует негативная практика, о которой они слышат от субъектов предпринимательской деятельности, которые используют РРО. Поэтому невосприятие РРО огромное. 

Предпринимателей, которые установят РРО, могут освободить от санкций и проверок

По результатам обсуждений рабочая группа в комитете отрабатывала каждый пункт существующего законодательства касательно проверок, штрафных санкций. Целью было упростить или даже сделать так, чтобы предприниматели, которые начнут применять РРО, вообще избежали санкций и проверок. Это должно быть урегулировано на законодательном уровне. 

Еще один общественно значимый проект, который рассматривается в рабочих группах комитета, касается введения в штатном режиме системы электронного администрирования НДС. Об НДС-счетах существуют чересчур негативные ожидания. Мы стараемся разобраться в каждом недостатке, который может возникнуть у бизнеса после введения в штатном режиме НДС-счетов. Комитет стал платформой для дискуссий, включающих экспертов, представителей исполнительной власти, депутатов, общественные организации. 

Это делается для того, чтобы понять настроения субъектов предпринимательской деятельности и, самое главное, насколько эксперты глубоко разобрались в вопросах, недостатках, которые могут возникнуть после введения НДС-счетов. Мы хотим упростить систему электронного администрирования НДС. Чтобы она была эффективной, не стала таким большим грузом, которого сейчас ожидает бизнес в связи с введением НДС-счетов.

«Впервые будут наработаны нормы для облегчения условий ведения бизнеса в Украине»

Следующий законопроект - №2004. Это огромные изменения касательно администрирования налогов, касательно выполнения определенных функций фискальным ведомством. Тут впервые будут наработаны нормы, которые облегчат условия ведения бизнеса в Украине, улучшат возможности и несколько изменят подходы фискального органа при администрировании налогов и проведении проверок. 

Многие депутаты соглашаются, что нужно полностью изменять философию взаимодействия фискального органа с налогоплательщиками. На сегодняшний день доверия к государству у налогоплательщиков  вообще нет. А без этого не может быть уплаты налогов на том уровне, которого ожидает государство. Из-за отсутствия доверия у нас в стране до сих пор уклоняются от уплаты налогов в таких масштабах.

Следующим важным законопроектом есть №0942 касательно урегулирования налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в зоне АТО: на оккупированной и не оккупированной территории Украины. Идет дискуссия, каким образом осуществлять учет уплаты ими налогов, какие внедрить механизмы для поддержки ведения бизнеса в условиях боевых действий и как стимулировать восстановление поврежденных зданий и сооружений в восточных областях Украины. 

«Насирову не стоит втягиваться в давно существовавшие процессы»

Чего Вы ожидаете от Романа Насирова на позиции главы Государственной фискальной службы?

Я ожидаю, что он будет реализовывать все предложения по реформированию работы Государственной фискальной службы, о чем мы говорили в комитете. Я думаю, что ему не стоит превращаться в госслужащего, который будет втянут в давно существовавшие и не всегда эффективные процессы. Ему нужно выбирать свой путь, свою модель руководства. Только тогда он достигнет успеха.

За этот месяц, что он уже там, что-то сдвинулось, по Вашим наблюдениям?

Мне показалось, что на него свалилось достаточно большое количество операционных вопросов. И он погряз в решении этих вопросов. Но они тоже важны. Я думаю, что со временем он сможет структурировать свою форму управления и будет находить время для всех остальных важных вопросов. 

Во вторник Наталия Яресько заявила, что Минфин со своей стороны готовит законы или поправки, касающиеся налогообложения. Известно ли Вам, о чем идет речь?

Мне известно, что Елена Макеева [замминистра финансов. - FaceNews] проводит изучение налогообложения разных отраслей. Проходят разные платформы, ориентированные на улучшение и изменения в налогообложении. Информация о конкретных изменениях в Налоговый кодекс со стороны правительства в комитет по вопросам налоговой и таможенной политики пока не поступала, но ожидается после парламентских каникул к осени. 

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини